Учет наличия и движения в розничной и оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 09:31, реферат

Описание работы

В национальной экономике каждой страны особое место занимает сфера обращения. Она объединяет снабженческие, сбытовые и все другие торговые организации. Их назначение – доведение произведенного товара от производителя до потребителя.
Знание основ бухгалтерского учета, его рациональная и правильная организация в условиях торговой организации необходимы не только бухгалтеру, но и директору, собственнику предприятия. Они нужны для своевременного принятия грамотных финансово-экономических решений, для контроля за движением товарной массы, издержками обращения и доходами. Они позволят предотвратить банкротство. Ведь «для купца ничего не может быть слишком ясным ввиду тех бесчисленных случаев, которые встречаются в торговых делах, о чем знает всякий, кто посвятил себя торговле... Для того чтобы стать хорошим торговцем, требуется значительно больше, чем для того, чтобы стать доктором права».

Файлы: 1 файл

Teoria.docx

— 93.84 Кб (Скачать файл)

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается двумя сторонами.

Если торговая организация осуществляет оптовую торговлю, то она использует субсчет 41-1 «Товары на складах»; если товар поступает прямо в розничную торговую сеть, то используется субсчет 41-2.

 При смешанной оптово-розничной торговле используются оба счета. Некоторые розничные организации при выделении оптового товарооборота предусматривают для него в своем рабочем плане счетов субсчет 41-0, а на субсчете 41-1 отражают розничный товарооборот. В условиях оптовой организации субсчет 41-1 используется для отражения операций по «опту», а субсчет 41-2 –по рознице, или наоборот, в соответствии с рабочим планом счетов, утвержденным в составе учетной политики организации.

 

1.5 Учет товарных потерь

 Товарные потери возникают при транспортировке, хранении и отпуске товаров. Они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым относятся потери, образующиеся в результате их усушки, утряски, распыла, раскрошки, разлива, вымораживания, улетучивания и т. п. (естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических свойств).

К ненормируемым (сверхнормативным) относятся потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Такие потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи вследствие нарушения нормальных условий хранения, халатности должностных лиц. Их наличие является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, а поэтому соответствующие потери не нормируются. К сверхнормативным относятся также потери вследствие обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия): уничтожение и порча производственных запасов и готовой продукции, потери от остановки производственного процесса и др. Кроме того, не нормируются затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий, не компенсируемых убытков в результате пожаров, аварий и т. п., убытков от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены.

Товарные потери в торговых организациях выявляются главным образом при проверке наличия товаров путем инвентаризации. Выявленные отклонения в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» должны были регулироваться следующим образом: зачет недостач одних товаров излишками других возможен только с разрешения руководителя организации. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного проверяемого материально ответственного лица, одного и того же наименования товарно-материальных ценностей и в тождественных количествах. Разрешено допускать такой зачет в отношении одной и той же группы товаров, если входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду и упакованы в одинаковую тару. В случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после проведенного в установленном порядке зачета все же имеет место недостача, то нормы естественной убыли должны применяться только к тому наименованию ценностей, по которому она установлена. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

О допущенной пересортице, как и при обнаружении недостачи, материально ответственные лица должны дать письменные объяснения. При этом размер недостач определяется исходя из действующих цен на товары на день причинения ущерба. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли. При недостаче от пересортицы, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

 

1.6 Учет реализации товаров и расходов на продажу

Торговые организации работают как по договорам купли продажи, так и поставки.

По договору купли-продажи согласно Гражданскому кодексу РФ одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется в обусловленные сроки (срок) передать в собственность покупателю производимые или закупаемые им товары, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным потреблением.

При отгрузке товаров и предъявлении расчетных документов на продажную стоимость товаров (включая НДС), отгруженных покупателю, составляется проводка:

Дт 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – Kт 90.1.1 «Продажи», субсчет "Выручка»;

Начисление в бюджет НДС за реализованные товары отражает запись:

Дт 90.3 «Продажи», субсчет «НДС» –  Kт 68.2 «Расчеты по налогам и сборам»- НДС - когда выручка в целях в целях налогообложения учитывается по моменту отгрузки.

Учетная стоимость реализованных товаров списывается на реализацию:

 Дт 90.2.1 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж, не облагаемых ЕНВД» –  Kт 41.1 «Товары на складах».

Расходы по доставке товаров при этом собираются на счете 44 «Расходы на продажу» по субсчетам:

  1. 44.1.1 – транспортные расходы, которые осуществляются сторонними организациями;
  2. коммерческие расходы (включают в себя арендную плату за автомобиль для нужд офиса).

Когда транспортные расходы осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, то могут быть учтены в учетной стоимости товара (конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации). Транспортные расходы относятся к прямым расходам и распределяются на весь товар, поступивший в этом месяце. Списываются пропорционально проданному товару, таким образом, счет 44.1.1 имеет остаток при закрытии месяца на остаток товара на складе.

Проводки: Д 44.1.1 – К 76.5 – по транспортным услугам

Д 19.3 – К 76.5 – НДС с транспортных услуг,

Д 90.7 – К 44.1.1 – списание реализованного товара.

Значит, по дебету 44.1 в исходящем сальдо оборотов за месяц остается сумма в части товара, оставшегося на конец месяца на складе.

Статьи коммерческих расходов относятся к косвенным расходам и списываются по окончании месяца полностью:

Дт 90.7.1 – Кт 44.1.1; 44.2  – «Расходы на продажу».

Поступление денег от покупателя за реализованные товары (например, на расченый счет) уменьшает задолженность покупателя:

Дт 51 «Расчетные счета» –  Kт 62.1 «Расчеты с покупателями»

В соответствии с заключенными договорами предприятие торговли может получать предварительную оплату за товары. Учет полученной предварительной оплаты от покупателей согласно Плану счетов ведется на счете 62.2 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на отдельном субсчете по учету полученных авансов. По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается сумма полученной предварительной оплаты за товары в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Проводки: Д 51, 52 – К 62.1 – поступление денег на рублевый или валютный счет, Д 51, 52 – К 62.2 – поступление денег по авансам полученным.

С  суммы  полученных  авансов  начисляется  налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет.

При закрытии налогового периода, остаются суммы полученных авансов, по которым не было реализации. В таком случае в Декларации по НДС начисляется сумма НДС с авансов полученных по ставке 18% ( сумма авансов умножается на ставку 18/118). На нашей организации, в связи с присутствием 3 ставок НДС, исчисляется процент объемов продаж товара с НДС, в среднем составляющий 35%. Т.о. мы начисляем НДС по авансам с 35% от всей суммы авансов полученных.

Коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции (работ, услуг), собираемые в течение отчетного периода на счете 44 «Расходы на продажу» списываются в полной сумме в конце каждого месяца на себестоимость товарной продукции (работ, услуг).

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности на отдельном счете (подписка на периодические издания, очередной отпуск за будущий месяц).  Счет 97 «Расходы будущих периодов»  и подлежат отнесению на издержки производства или обращения (либо на соответствующие источники средств) в течение срока, к которому они относятся.

Результат от реализации товаров за отчетный месяц формируется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС» и др. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка». Этот результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки», что отражается в случае наличия прибыли проводкой:

Дт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» – Кт 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.                                                                         

Объектом обложения НДС признаются все операции по реализации.

Если осуществляются операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от налогообложения, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. При этом следует помнить, что для освобождения от налогообложения необходимо наличие соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в размере 10% и 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары (за исключением ставки в 0% -см. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Для исчисления НДС необходимо знать порядок определения суммы, полученной от заказчиков и покупателей, а также порядок определения сумм налога, подлежащих зачету (налоговому вычету).

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными (предъявленными) от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, подлежащими налоговому вычету.

Размер ставки НДС определяется поставщиком продукции с обоснованием применяемой ставки в первичных документах поставки. Товар приходуется на склад в полном соответствии с комплектом первичных документов и его реализация производится по той же ставке НДС. Таким образом, вся ответственность за применение льготных ставок полностью ложится на поставщика.

Декларация по НДС предоставляется ежеквартально  и в ней сумма начисленного НДС заполняется по данным книги продаж, а сумма зачитываемого НДС заполняется по данным книги покупок.

Дополнительно начисляется НДС с авансов полученных по ставке 18% в соответствии с Главой 21 ч.II.

Одновременно восстанавливается НДС в части объема товара, проданного по ставке 00% от уплаченного за оказанные услуги.

Списание в зачет НДС производится только в отношении части реализованного товара, таким образом, остаток по счету 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ» соответствует НДС, приходящемуся на остаток нереализованного товара.

Проводки:

  1. Д19.3 – Кт 60.1 – приход товара:
  2. Д19.3 – К 76.5 – приход услуг;
  3. Дт 90.3 – Кт 68.2 – НДС с реализованного товара;
  4. Дт 62.2 – Кт 68.2 – НДС с авансов полученных;
  5. Дт 68.2 – Кт 19.3 – Вычет НДС с себестоимости реализованного товара и услуг;
  6. Дт 44.2 – Кт 68.2 – восстановленный НДС в части реализованного товара по ставке 00%;
  7. Дт 68.2 – Кт 62.2 – зачет уплаченного НДС с авансов полученных.

1.7 Инвентаризация товаров на складах

 Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары.

Если руководитель хочет получить оперативную информацию по остаткам на складе, то бухгалтер предоставляет ему оборотно-сальдовую ведомость по счету 41.1 «Товары на складе».

Основными этапами инвентаризации являются:

  1. Проверка фактического наличия товаров.
  2. Документальное оформление результатов инвентаризации.
  3. Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.

Количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

  1. при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной ответственности – при уходе в отпуск;
  2. при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей, злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий;
  3. при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством.

Информация о работе Учет наличия и движения в розничной и оптовой торговле