Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 09:31, реферат
В национальной экономике каждой страны особое место занимает сфера обращения. Она объединяет снабженческие, сбытовые и все другие торговые организации. Их назначение – доведение произведенного товара от производителя до потребителя.
Знание основ бухгалтерского учета, его рациональная и правильная организация в условиях торговой организации необходимы не только бухгалтеру, но и директору, собственнику предприятия. Они нужны для своевременного принятия грамотных финансово-экономических решений, для контроля за движением товарной массы, издержками обращения и доходами. Они позволят предотвратить банкротство. Ведь «для купца ничего не может быть слишком ясным ввиду тех бесчисленных случаев, которые встречаются в торговых делах, о чем знает всякий, кто посвятил себя торговле... Для того чтобы стать хорошим торговцем, требуется значительно больше, чем для того, чтобы стать доктором права».
Снятие фактических остатков товаров и тары на складе, их сличение с данными бухгалтерского учета проводит рабочая комиссия, назначаемая приказом руководителя предприятия. В ее состав входят представитель администрации предприятия, работник бухгалтерии и материально ответственное лицо. Рабочая комиссия составляет свои заключения по выявленным недостачам и излишкам, вносит предложения по улучшению порядка приема, хранения и отпуска товаров, по улучшению учета и контроля за их сохранностью, участвует в определении окончательных результатов инвентаризации, проверяет правильность расчетов естественной убыли (при наличии норм), зачета пересортиц товаров.
Инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдение порядка проведения инвентаризации, ее своевременность, полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров и тары и их потребительских признаках, правильное оформление инвентаризационных материалов и своевременную сдачу их в бухгалтерию. За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач или излишков ценностей виновные лица привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Материально ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку в том, что все документы по приходу и расходу ценностей к отчету приложены и сданы в бухгалтерию, что неоприходованных или не списанных в расход ценностей не имеется.
Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.
Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путем их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания.
Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия (по данным учета или со слов ответственного лица) запрещается.
Члены комиссии проверяют правильность наименования и количества товаров, после чего проставляют регистрационный (порядковый) номер. Сведения заносят в инвентаризационную опись.
Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно в двух, а при приеме-передаче – в трех экземплярах. Заполняют опись либо вручную чернилами или шариковой ручкой, либо на компьютере. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг, м и т. п.). Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют расписку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № _ по № _, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются работник, принявший ценности, и работник, сдавший их.
Результаты инвентаризации в 5 – 10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в ней указываются наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек.
По недостачам, излишкам, пересортицам товаров (тары) материально ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией и руководителем предприятия.
Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачета пересортиц одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли (при наличии их норм). Недостачи товаров при наличии норм естественной убыли в их пределах списываются за счет расходов предприятия (например, на продажу), при их отсутствии – за счет предприятия; излишки приходуют в доход. Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортиц от завышения цен, подлежат возвращению покупателям, а если установить их невозможно, то приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы от занижения цен на товары при отпуске и выявленные при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсутствия таковых лиц, относят на издержки обращения.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки. Например, оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:
Дт 41 «Товары» – Kт 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостача товаров отражается записью:
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – Kт 41 «Товары».
При этом согласно ст. 250 НК РФ, при исчислении налога на прибыль стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, относится к внереализационным доходам.
Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Например, недостачи в пределах норм естественной убыли (при их наличии) относятся за счет начисленного ранее резерва (если он имеет место), что фиксируется записью:
Дт 96 «Резервы предстоящих расходов» – Kт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Сверхнормативная убыль относится за счет виновных лиц, что отражается записью:
Дт 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» – Kт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм отражаются:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы» – Kт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
1.8 Отражение операций по наличию
и движению товаров в
Отражение
наличия и движения товаров осуществляется
посредством использования
Т.е. отражение операций по наличию и движению товаров затрагивает в Бухгалтерском балансе исключительно статью «Запасы» раздела «Оборотные активы».
Что касается отчета о прибылях и убытках, то здесь, говоря о торговом предприятии, поступление товаров для дальнейшей перепродажи будет отражаться, скорее всего, по статьи «себестоимость», списание же товаров (передача их покупателю) – по статье «Выручка от продаж».
Соответственно, все вышеописанные операции также найдут свое отражение в Отчете о движении денежных средств по статьям раздела «текущая деятельность».
Информация о работе Учет наличия и движения в розничной и оптовой торговле