Учет операций на расчетном счете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими юридическими и физическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, выдачей заработной платы, осуществлением различных финансовых операций и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические и методологические основы изучения учета операций на расчётном счёте…………………………………………………………………...5
1.1. Определение и сущность расчётного счёта………………………………...5
1.2. Порядок открытия расчётного счёта………………………………………..8
1.3. Учёт операций по расчётному счёту………………………………………13
1.4. Порядок закрытия расчётного счёта………………………………………17
2. Практическая часть(7 вариант)…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………………33
Приложение А. Образец заявления на открытие расчетного счета……….34
Приложение Б. Образец заявления о закрытии расчетного счета…………35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.65 Кб (Скачать файл)

Платежное поручение –это письменное распоряжение плательщика своему банку о перечислении соответствующих сумм со своего счета на счет получателя (поставщикам, финансовым органам, другим организациям). Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисление денежных средств  за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств  в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств  в целях возврата (размещения) кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов  по ним;

г) перечисления по распоряжениям  физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

д) перечисления денежных средств  в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

В соответствие с условиями  основного договора платежные поручения  могут использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических платежей. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере без исправлений и подчисток, печатаются на бланке ф. 0401060 в количестве от 3 до 5 экземпляров в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). При заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН). ИНН не указывается в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения ЦБ России, нерезиденты, а также в случаях использования кредитной организацией платежного поручения в качестве сводного для представления расчетных документов своих клиентов в учреждения ЦБ России. При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать «Предоплата» или «Товар получен». При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 51.

 Платежное требование – представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платежное требование передается в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков. Под предварительной оплатой понимают оплату товаров или оказанных услуг, готовых к отгрузке (оказанию), получателем немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа. Платежные требования оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету. Платежи менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. Не ограничивается сумма переводов на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств на имя других организаций, где нет кредитных учреждений. При расчетах платежными требованиями (переводами) операции по расчету у поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким же образом, как и при расчетах платежными поручениями

Предприятие периодически (ежедневно  или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку  из расчетного счета, т.е. перечень произведенных  им за отчетный период операций. К выписке  банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены  или списаны средства, а также  документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета  является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему  банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

Выписка банка заменяет собой  регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских  записей. Все приложенные к выписке  документы гасятся штампом” погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные  с расчетного счета суммы принимаются  на счет 76 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной  выписки против сумм операций и в  документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 « Расчетный счет», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка  проверяется и обрабатывается: подбираются  все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

 

1.3. Учёт операций по  расчётному счёту

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия  предприятия ведет на счете 51 "Расчетный  счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются, остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер  №2. Обороты по дебету этого счета  записываются в разных журналах-ордерах  и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные  и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер  и в ведомость итогами.

Обязательное условие  для заполнения регистров использование  одной строки для каждой выписки  независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых  строк журнала-ордера №2 и ведомости  №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как  в журнале ордере №2, так и в  ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих  счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет  счетным работникам анализировать  источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование  средств, исполнение обязательств перед  бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

Выписки из расчетного счета  служат основанием для учетных записей  по счету 51 «Расчетные счета» – счет активный, основной, денежный, остаток  показывается во 2 разделе в активе баланса.

 

                                                                                                                   Таблица 1

Корреспонденция счетов по операциям по расчетному счету

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

1

2

3

51

50

Зачислены на расчетный счет денежные средства, сданные из кассы организации.

51

51

Зачислены на расчетный счет денежные средства с других расчетных счетов организации.

51

55

Зачислены на расчетный счет неиспользованные суммы по аккредитивам.

51

58-3

Возвращены займы, выданные другим организациям

51

60

Возвращены излишне уплаченные денежные средства поставщикам и  подрядчикам.

51

62

Получены денежные средства от покупателей  и заказчиков:

- в оплату проданной продукции  (работ, услуг);

- в качестве авансовых платежей  в счет предстоящей поставки  продукции (работ, услуг);

- в оплату проданных основных  средств;

- в оплату проданных нематериальных  активов.

51

62

Оплачены проданные ценные бумаги и другие финансовые вложения.

51

62

Получена плата по договору переуступки  права требования.

51

62

Получена плата по договору аренды (при отнесении доходов от аренды к доходам по обычным видам  деятельности).

51

66

Получены:

- краткосрочные кредиты банков;

- краткосрочные займы от других  организаций.

51

67

Получены: 
- долгосрочные кредиты банков;

- долгосрочные займы от других  организаций.

51

75-1

Получены денежные средства в качестве вклада в уставный капитал.

51

76-1

Получены денежные средства по расчетам со страховыми организациями.

51

76-2

Получены денежные средства по расчетам по претензиям.

51

76-3

Получены доходы от участия в  других организациях.

51

76

Получены денежные средства от прочих дебиторов в погашение задолженности.

51

91-1

Поступили денежные средства от продажи  валюты.

51

91-1

Отражены поступления дебиторской  задолженности, списанной ранее  как нереальная к взысканию.

51

91-1

Зачислены проценты на остаток денежных средств на расчетном счету.

51

91-1

Получена плата по договору аренды (при отнесении доходов от аренды к прочим поступлениям).

51

98-2

Отражены безвозмездно полученные денежные средства.

50

51

Денежные средства с расчетного счета получены в кассу организации.

51

51

Перечислены с расчетного счета  денежные средства на другие расчетные  счета организации.

55

51

Перечислены денежные средства на аккредитив или специальный счет организации  с её расчетного счета.

1

2

3

57

51

Списаны со счета денежные средства на покупку валюты.

58-3

51

Перечислены займы другим организациям.

58-4

51

Перечислен вклад по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

     

58-1

51

Перечислены вклады в уставный капитал  других организаций.

58-1, 58-2

51

Приобретены ценные бумаги других организаций.

58

51

Приобретены:

- векселя других организаций;

- депозитные сертификаты;

- государственные ценные бумаги;

- прочие финансовые вложения.

60

51

Перечислены денежные средства в оплату поставленной продукции (работ, услуг) поставщикам и подрядчикам.

60

51

Перечислены авансы поставщикам и  подрядчикам.

60

51

Погашены векселя, выданные в счет обеспечения задолженности перед  поставщиками и подрядчиками.

60

51

Уплачены проценты по векселям выданным.

62

51

Возвращены покупателям и заказчикам излишне полученные средства в оплату проданной продукции (работ, услуг).

62

51

Возвращены авансы покупателям  и заказчикам.

75-2

51

Перечислены доходы (дивиденды) участникам организации.

76-1

51

Перечислены денежные средства по расчетам по страхованию.

66

51

Погашаются:

- краткосрочные кредиты банков;

- проценты по краткосрочным  кредитам банков;

- векселя, выданные в обеспечение  задолженности по краткосрочным  кредитам банков;

- проценты по векселям, выданным  в обеспечение задолженности  по краткосрочным кредит.

67

51

Погашаются:

- долгосрочные кредиты банков;

- проценты по долгосрочным кредитам  банков;

- векселя, выданные в обеспечение  задолженности по долгосрочным  кредитам банков;

- проценты по векселям, выданным  в обеспечение задолженности  по долгосрочным кредитам.

76-1

51

Перечислены денежные средства по расчетам по страхованию.

76-2

51

Перечислены денежные средства по расчетам по претензиям.

 

1

2

3

91-2

51

Оказана безвозмездная финансовая помощь сторонним организациям и  физическим лицам.

91-2

51

Списаны денежные средства за расчетно-кассовое обслуживание.


 

1.4. Порядок закрытия расчётного  счёта

   Расчетный счет  предприятия может переоформляться,  временно или полностью закрываться. 

   1. Реорганизация предприятия  как причина переоформления счета.  Если реорганизованное предприятие  является правопреемником бывшего  предприятия, что подтверждается  новыми учредительными документами,  то в банк представляется решения  о перерегистрации и все сопровождающие 

документы. Новые карточки с образцами подписей и оттиска  печати. Реорганизованное предприятие  продолжает пользоваться тем же р\с.

   2. Изменение характера  деятельности (как и любое другое  изменение в учредительных документах) требует внесения изменений в  эти документы по распоряжению  органа, ранее зарегистрировавшего  предприятия, и представления  решения о внесении изменений  и копий документов с изменениями  в банк.    Карточки требуют  замены в случаях изменения  названия, местонахождения предприятия,  избрания другого лица на должности  заместителя, директором, назначения  другого лица на должности  заместителя директора, гл. бухгалтера  или его заместителя. Предприятие  в заявлении отмечает все изменения,  в связи с которыми возник  вопрос о переоформлении расчетного  счета. 

   3. Временное закрытие  р\с (приостановление проведений  операций по р\с) по решению  налоговой инспекции, причинами  которого могут быть непредоставление  в срок отчетных документов, нарушения  по суммам и срокам уплаты  налогов. 

   4. Закрытие р\с  по следующим причинам:

- по решению собственника;

- по решению органа, имеющего  полномочия на ликвидацию реорганизацию  предприятия; 

- признание предприятия  в установленном порядке банкротом;  если принято решение о запрете  деятельности из-за невыполнения  условий, установленных законодательством  РФ;

- по решению суда или  арбитража; - в случае нарушения  клиентом договора банковского  счета;

- в других случаях,  предусмотренных действующим законодательством  РФ.  Расчетный (текущий) счет предприятия может быть закрыт, когда его деятельность прекращается по решению органа, зарегистрировавшего его, в случаях:

- когда предприятие в  течении одного года с момента  регистрации не приступило к  производственно-хозяйственной деятельности  или не возобновил фактически  прекращенную деятельность по  истечении одного года после  подачи последней декларации  о доходах; 

- при длительной (более  6 месяцев) неплатежеспособности  предприятия ;

- когда предприятие неоднократно  или грубо нарушает действующее  законодательство.

Образец заявления клиента  о закрытии расчетного счета представлен  в приложении Б.

Закрытие банковского  счета осуществляется внесением  записи о закрытии соответствующего банковского счета в Книгу  регистрации открытых счетов не позднее  рабочего дня, следующего за днем прекращения  соответствующего договора, если законодательством  РФ не установлено иное.

Наличие неисполненных расчетных  документов не препятствует прекращению  договора банковского счета и  исключению банковского счета из Книги регистрации открытых счетов.

Исключение счета по вкладу (депозиту) из Книги регистрации  открытых счетов осуществляется банком в день возникновения нулевого остатка на счете вклада (депозита), если иное не установлено договором вклада (депозита).

Счет предприятию закрывается  по истечении одного месяца со дня  вручения решения банку о закрытии предприятия.

 

    Сущность порядка открытия и ведения расчетных и текущих счетов обусловлена выполнением возложенной на банк функции контроля за соблюдением действующего законодательства при создании, реорганизации и ликвидации и государственных, кооперативных и общественных предприятий и объединений. Надо четко и правильно оформлять документы по открытию счетов, учитывая то, что по расчетным и текущим счетам отражаются операции, связанные с основной хозяйственной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть  (7 вариант).

 

Данные для выполнения заданий

 

    Таблица 2

Остатки на счетах на 1 марта

 

Шифр счёта

Наименование счёта

Сумма. руб.

62

Расчёты с покупателями и  заказчиками (дебиторская задолженность)

 

10

Материалы

 

68

Расчёты с бюджетом по налогам

 

83

Добавочный капитал

 

75

Расчёты с учредителями (задолженность  по взносам в уставный капитал)

 

01

Основные средства

 

02*

Амортизация основных средств

 

70

Расчёты с персоналом по оплате труда

 

50

Касса

 

82

Резервный капитал

 

20

Основное производство

 

69

Расчёты по соц. страхованию и обеспечению

 

80

Уставный капитал

 

43

Готовая продукция

 

76

Расчёты с разными дебиторами и кредиторами (кредиторская задолженность)

 

51

Расчётные счета

 

Информация о работе Учет операций на расчетном счете