Учет операций расчетных и валютных счетов в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть учет операций расчетных и валютных счетов в банках.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
Учет движения денежных средств на расчетных и валютных счетах.
Документальное оформление операций денежных средств на расчетных и валютных счетах.
Порядок открытия расчетных и валютных счетов.
Порядок оформления операций по расчетным и валютным счетам регламентируются действующим законодательством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Происхождение и сущность, виды денег………………………...…..5
1.2. Хозяйственные операции по расчетным счетам и их документальное оформление…………………………………………………....8
1.3. Учет движения на расчетном счете…………………………………12
1.4. Учет движения на валютном счете………………………………….18
1.5. Валютные счета в банках и операции по ним……………..……….22
Глава 2. Расчетная часть ……………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемой литературы …………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Учет операций расчетных и валютных счетов в банках нархоз исправлен.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Банки осуществляют операции по счетам организации и индивидуальных предпринимателей на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями положении о безналичных расчетов РФ.

Расчетный документ –  это оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

- распоряжение получателя  средств (взыскателя) о списании  денежных средств со счета  плательщика и перечисление на  счет, указанный получателем средств  (взыскателем);

- распоряжение плательщика  (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечисления на счет получателя средств.

Перечень документов, которые используются для оформления операций денежных средств на расчетном  счете, приведен ниже

 

Таблица 1.

 

Документы, используемые в оформлении операций по расчетному счету

Безналичные расчеты

 Наличные расчеты 

- платежные поручения

- аккредитивы

- чеки

Платежные требования, инкассовые поручения

- объявление и взнос  наличными

- чек (денежный)


 

Платежное поручение  – это распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему по банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. банк исполняет платежное поручение в срок.

Аккредитив – это письменное поручение банка покупателю банку поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты счетов поставщику за отгруженные товары на условиях, предусмотренных в заявлении, и в пределах указанной  в заявлении суммы. Аккредитив нужен для расчетов с одним покупателем средств. В переводе с латинского «accredo» – доверяю.

Аккредитив – это  денежное обязательство. принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платеж  в пользу получателя средств по предъявлении последним документов или предоставит полномочия другому банку.

Существуют следующие  аккредитивы, которые могут оказываться банками:

- отзывные и безотзывные;

- покрытые, т. е. депонированные, и непокрытые, т. е. гарантированные.

Платежное требование –  это расчетный документ, который содержит требования получателя средств по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк.

Применяются платежные  требования при  расчетах за поставленные товары, услуги, выполненные работы и в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Инкассовое поручение – это расчетный документ, который производит  списание денежных средств со счетов плательщиков в бессрочном порядке.

Инкассовое  поручение применяется:

- для взыскателя по  исполнительным документам:

- когда законодательством установлен бесспорный порядок взыскания денежных средств, в том числе взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на основании списания денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Объявление на взнос  наличными предоставляется банку  для внедрения денег на расчетный счет, составляется документ в одном экземпляре, в нем указывается источник вносимых денег. Банк выдает квитанцию в получении денег. Это основание для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.

Все выше используемые документы  осуществляют следующие формы безналичных  расчетов:

- платежное поручение;

- по аккредитиву;

- по инкассо;

- чеками.

Клиенты банков самостоятельно выбирают формы безналичных расчетов и предусматривают в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов рассматриваются плательщиками и получателями средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов, кроме возникших по вине банков, а решают их в порядке установленным законодательством.

Денежный чек предоставляется банку для снятия с расчетного счета организации наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, командировочные и хозяйственные расходы, иные нужды.

 

1.3. Учет движения  на расчетном счете

 

В соответствии с Российской Федерацией каждая организация имеет право открыть в банке по своему усмотрению расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления через них расчетных, кредитных, кассовых операций. Счета открываются всеми юридическими лицами, независимо от формы собственности, имеющим самостоятельный баланс.

Чтобы открыть расчетный  счет организация должны предоставить в учреждение выбранного банка следующие  документы:

- заявление с просьбой  об открытии расчетного счета  установленного образца;

- нотариально заверенные  копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

- справку налогового  органа о регистрации организации  в качестве налогоплательщика;

- копии документов  о регистрации в качестве плательщиков  в Пенсионный фонд Российской  Федерации и Фонд обязательно медицинского страхования;

-  карточку с образцами  подписей руководителя, заместителя  руководителя и главного бухгалтера  с оттиском печати организации  по установленной форме, заверенную  нотариально.

В случае отсутствия в  организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.

Операциями по расчетным  счетам называют – зачисления –  в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном  счете организации. Банк обязан зачислять на счет клиента поступившие денежные средства и выдавать или перечислять со счета клиента средства не позднее следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Списание средств со счета клиента по общему правилу возможно только по его распоряжению. Без разрешения клиента средства могут быть списаны только по решению суда  и в случаях установленных в законе или в договоре с банком.

В государственную организацию  подписи руководителя и главного бухгалтера  могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.

Иностранные фирмы и  совместные организации предоставляют  дополнительно свидетельство о  внесении их в реестр организации  см иностранными инвесторами.

После проверки документов в оригинале устава делается отметка  с указанием номера счета, которая заверяется печатью банка. Экземпляр карточек хранится у контролера. В случае реорганизации, изменения названия организации, других изменений в банк передается новое заявление об открытии счета.

Обособленным подразделением по ходатайству головной организации могут быть открыты в их регионе расчетного субсчета или текущие счета. На расчетном счете подразделения осуществляются операции, разрешаемые головной организацией, в частности перечисление средств в головную. организации, зачисление выручки.

Текущие счета, предназначены только для операций, которые связаны  с выдачей наличных денег обособленным подразделениям.

Согласно ст. 25 НК РФ налогоплательщики обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за собой ответственность, т. е взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей (ст. 118 НК РФ). Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения от налогового органа информационного письма.

Порядок оформления операций и совершения операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а  также правилами, положениями, инструкциями Центрального банка Российской Федерации.

Расчеты в безналичном порядке  могут производится по товарным и  нетоварным операциям.

К товарным операциям относятся  услуги или работа, оплата за продукцию, товары.

К нетоварным операциям относятся: расчеты с бюджетом, коммунальные платежи, фондами.

На расчетных счетах  накапливаются  свободные денежные средства, поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся практически все платежи, включая платежи поставщиками за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, погашение задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.

Денежные средства с  расчетного счета списываются в  календарной очередности, то есть в  порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание. При недостаточности денежных средств  на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований законодательством устанавливается следующая очередность платежей:

- в первую очередь осуществляются  платежи по  исполнительным документам  для удовлетворения требований  о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь – платежи  по исполнительным документам  для расчетов по выплате выходных  пособий и отплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по выплате вознаграждений, по авторскому договору;

-в третью очередь – платежи  для расчетов по оплате труда  с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования;

- в четвертую очередь – отчисления  в бюджет и внебюджетные фонды,  которые предусмотрены в третьей  очереди;

- в пятую очередь – платежи  по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных  требований;

- в шестую очередь – все остальные платежи в порядке календарной очередности.

Операции по расчетным  счетам банки производят с согласия и по поручению владельцев счетов. Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства, по инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов  (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пений, иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (п. 2. ст. 854 ГК РФ).

В безакцентном порядке оплачиваются счета электроснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо – банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного поставщиком клиента). банк принимает это распоряжение если указанные в них данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списание средств со счета. Порядок списания средств по требованию третьих лиц оговаривается в договоре банковского счета.

Все операции по расчетным  счетам ведутся на счете 51, а по дебиту которого проводятся все зачисления денежных средств на счета предприятия, а по кредиту – списание с них.

Расчетный счет в соответствии  с банковскими правилами не может  иметь отрицательного сальдо. Поэтому  возникающие овердрафты, то есть автоматическое предоставление кредита при временном  отсутствии средств на счете клиента, если они допускаются договором с банком, оформляются как зачисления на счет кредита с проводкой по дебиту счета 51. с кредита счета 66  и одновременным списанием средств с кредита счета 51 в дебет счетов расчетов с покупателями денежных средств. Регистры синтетического учета по счету 51: журналы. Ведомости, журналы-ордера – ведутся развернуто по дебиту и кредиту с указанием офортов по каждому корреспондирующему счету за каждый день. Записи в регистрах учета делаются на основании банковской выписки. При ее получении бухгалтер должен в первую очередь проверить тождество остатка средств, указанного в выписке,  остатку по выписке за прошлый день. Затем проверяются приложенные к выписке документы. При этом рассматриваются:  обоснованность проведения банковской операции по данному документу, правильность отражения суммы документа в выписке и полнота включения в нее документов. Проверка завершается арифметическим пересчетом выписки.

Для обобщения информации  о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации  используется балансовый счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 указывает на наличие свободных денег на расчетных счетах организации на начало и конец месяца. Оборот  по дебету характеризует суммы поступившие на расчетные счета, а по кредиту – суммы, перечисленные со счетов. Учет движения денежных средств на счете 51 может быть организован с использованием субсчетов.

Операции,  записываемые по кредиту счета 51, отражаются в  журнале-ордере №2. Обороты по дебету записываются в разных журналах-ордерах  и в ведомости №2. Основанием для заполнения журнала-ордера №2 и ведомости №2 служат банковские выписки, в которых записывается остаток на счете на дату выписки (в выписке остатке и поступления денежных средств указываются по правилам учета банка по кредиту расчетного счета, а выбытие их - по дебету).

Информация о работе Учет операций расчетных и валютных счетов в банках