Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть учет операций расчетных и валютных счетов в банках.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
Учет движения денежных средств на расчетных и валютных счетах.
Документальное оформление операций денежных средств на расчетных и валютных счетах.
Порядок открытия расчетных и валютных счетов.
Порядок оформления операций по расчетным и валютным счетам регламентируются действующим законодательством.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Происхождение и сущность, виды денег………………………...…..5
1.2. Хозяйственные операции по расчетным счетам и их документальное оформление…………………………………………………....8
1.3. Учет движения на расчетном счете…………………………………12
1.4. Учет движения на валютном счете………………………………….18
1.5. Валютные счета в банках и операции по ним……………..……….22
Глава 2. Расчетная часть ……………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемой литературы …………………………………………….30
Банки осуществляют операции по счетам организации и индивидуальных предпринимателей на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями положении о безналичных расчетов РФ.
Расчетный документ – это оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
- распоряжение получателя средств (взыскателя) о списании денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем);
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечисления на счет получателя средств.
Перечень документов, которые используются для оформления операций денежных средств на расчетном счете, приведен ниже
Таблица 1.
Документы, используемые в оформлении операций по расчетному счету | |
Безналичные расчеты |
Наличные расчеты |
- платежные поручения - аккредитивы - чеки Платежные требования, инкассовые поручения |
- объявление и взнос наличными - чек (денежный) |
Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему по банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. банк исполняет платежное поручение в срок.
Аккредитив – это письменное поручение банка покупателю банку поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты счетов поставщику за отгруженные товары на условиях, предусмотренных в заявлении, и в пределах указанной в заявлении суммы. Аккредитив нужен для расчетов с одним покупателем средств. В переводе с латинского «accredo» – доверяю.
Аккредитив – это денежное обязательство. принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платеж в пользу получателя средств по предъявлении последним документов или предоставит полномочия другому банку.
Существуют следующие аккредитивы, которые могут оказываться банками:
- отзывные и безотзывные;
- покрытые, т. е. депонированные, и непокрытые, т. е. гарантированные.
Платежное требование – это расчетный документ, который содержит требования получателя средств по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк.
Применяются платежные требования при расчетах за поставленные товары, услуги, выполненные работы и в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Инкассовое поручение – это расчетный документ, который производит списание денежных средств со счетов плательщиков в бессрочном порядке.
Инкассовое поручение применяется:
- для взыскателя по исполнительным документам:
- когда законодательством установлен бесспорный порядок взыскания денежных средств, в том числе взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
- по основному договору,
при условии предоставления
Объявление на взнос
наличными предоставляется
Все выше используемые документы осуществляют следующие формы безналичных расчетов:
- платежное поручение;
- по аккредитиву;
- по инкассо;
- чеками.
Клиенты банков самостоятельно выбирают формы безналичных расчетов и предусматривают в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов рассматриваются плательщиками и получателями средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов, кроме возникших по вине банков, а решают их в порядке установленным законодательством.
Денежный чек предоставляется банку для снятия с расчетного счета организации наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, командировочные и хозяйственные расходы, иные нужды.
1.3. Учет движения на расчетном счете
В соответствии с Российской Федерацией каждая организация имеет право открыть в банке по своему усмотрению расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления через них расчетных, кредитных, кассовых операций. Счета открываются всеми юридическими лицами, независимо от формы собственности, имеющим самостоятельный баланс.
Чтобы открыть расчетный счет организация должны предоставить в учреждение выбранного банка следующие документы:
- заявление с просьбой об открытии расчетного счета установленного образца;
- нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
- справку налогового
органа о регистрации
- копии документов
о регистрации в качестве
- карточку с образцами
подписей руководителя, заместителя
руководителя и главного
В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.
Операциями по расчетным счетам называют – зачисления – в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном счете организации. Банк обязан зачислять на счет клиента поступившие денежные средства и выдавать или перечислять со счета клиента средства не позднее следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Списание средств со счета клиента по общему правилу возможно только по его распоряжению. Без разрешения клиента средства могут быть списаны только по решению суда и в случаях установленных в законе или в договоре с банком.
В государственную организацию подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.
Иностранные фирмы и совместные организации предоставляют дополнительно свидетельство о внесении их в реестр организации см иностранными инвесторами.
После проверки документов в оригинале устава делается отметка с указанием номера счета, которая заверяется печатью банка. Экземпляр карточек хранится у контролера. В случае реорганизации, изменения названия организации, других изменений в банк передается новое заявление об открытии счета.
Обособленным подразделением по ходатайству головной организации могут быть открыты в их регионе расчетного субсчета или текущие счета. На расчетном счете подразделения осуществляются операции, разрешаемые головной организацией, в частности перечисление средств в головную. организации, зачисление выручки.
Текущие счета, предназначены только для операций, которые связаны с выдачей наличных денег обособленным подразделениям.
Согласно ст. 25 НК РФ налогоплательщики обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за собой ответственность, т. е взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей (ст. 118 НК РФ). Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения от налогового органа информационного письма.
Порядок оформления операций и совершения операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а также правилами, положениями, инструкциями Центрального банка Российской Федерации.
Расчеты в безналичном порядке могут производится по товарным и нетоварным операциям.
К товарным операциям относятся услуги или работа, оплата за продукцию, товары.
К нетоварным операциям относятся: расчеты с бюджетом, коммунальные платежи, фондами.
На расчетных счетах накапливаются свободные денежные средства, поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся практически все платежи, включая платежи поставщиками за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, погашение задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.
Денежные средства с
расчетного счета списываются в
календарной очередности, то есть в
порядке поступления
- в первую очередь
- во вторую очередь – платежи
по исполнительным документам
для расчетов по выплате
-в третью очередь – платежи для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвертую очередь –
- в пятую очередь – платежи
по исполнительным документам, предусматривающим
удовлетворение других
- в шестую очередь – все остальные платежи в порядке календарной очередности.
Операции по расчетным счетам банки производят с согласия и по поручению владельцев счетов. Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства, по инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пений, иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (п. 2. ст. 854 ГК РФ).
В безакцентном порядке оплачиваются счета электроснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо – банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного поставщиком клиента). банк принимает это распоряжение если указанные в них данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списание средств со счета. Порядок списания средств по требованию третьих лиц оговаривается в договоре банковского счета.
Все операции по расчетным счетам ведутся на счете 51, а по дебиту которого проводятся все зачисления денежных средств на счета предприятия, а по кредиту – списание с них.
Расчетный счет в соответствии с банковскими правилами не может иметь отрицательного сальдо. Поэтому возникающие овердрафты, то есть автоматическое предоставление кредита при временном отсутствии средств на счете клиента, если они допускаются договором с банком, оформляются как зачисления на счет кредита с проводкой по дебиту счета 51. с кредита счета 66 и одновременным списанием средств с кредита счета 51 в дебет счетов расчетов с покупателями денежных средств. Регистры синтетического учета по счету 51: журналы. Ведомости, журналы-ордера – ведутся развернуто по дебиту и кредиту с указанием офортов по каждому корреспондирующему счету за каждый день. Записи в регистрах учета делаются на основании банковской выписки. При ее получении бухгалтер должен в первую очередь проверить тождество остатка средств, указанного в выписке, остатку по выписке за прошлый день. Затем проверяются приложенные к выписке документы. При этом рассматриваются: обоснованность проведения банковской операции по данному документу, правильность отражения суммы документа в выписке и полнота включения в нее документов. Проверка завершается арифметическим пересчетом выписки.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 указывает на наличие свободных денег на расчетных счетах организации на начало и конец месяца. Оборот по дебету характеризует суммы поступившие на расчетные счета, а по кредиту – суммы, перечисленные со счетов. Учет движения денежных средств на счете 51 может быть организован с использованием субсчетов.
Операции, записываемые по кредиту счета 51, отражаются в журнале-ордере №2. Обороты по дебету записываются в разных журналах-ордерах и в ведомости №2. Основанием для заполнения журнала-ордера №2 и ведомости №2 служат банковские выписки, в которых записывается остаток на счете на дату выписки (в выписке остатке и поступления денежных средств указываются по правилам учета банка по кредиту расчетного счета, а выбытие их - по дебету).
Информация о работе Учет операций расчетных и валютных счетов в банках