Учет операций с драгоценными металлами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации внутреннего контроля в коммерческом банке и оценка качества данной системы, также ознакомится с составом элементов системы, дать развернутое описание каждого из них и определить взаимосвязь между ними.
Вследствие поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
основная цель и направления системы внутреннего контроля;
как организована система внутреннего контроля за рисками банковской деятельности как внутри банка, так и на макроуровне;
как организована служба внутреннего контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Организация внутреннего контроля в коммерческом банке………5
Цели и задачи внутреннего контроля………………………5
Служба внутреннего контроля в коммерческом банке…..12
Организация внутреннего контроля за рисками банковской деятельности……………………………………………………………………..16
Содержание контроля на индивидуальном уровне……..17
Организация контроля на уровне структурных подразделений………………………………………………………………………………..19
Внутренний контроль за банковскими рисками на макроуровне……………………………………………………………………………22
Практическая часть…………………………………………………..26
Баланс банка и принципы его построения……………………26
Учет расчетных операций…………………………………….31
Учет межбанковских кредитов……………………………….34
Учет внутренних операций банка…………………………….36
Учет операций с ценными бумагами…………………………39
Заключение……………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………..43

Файлы: 1 файл

Учет операций с драгоценными металлами.docx

— 138.27 Кб (Скачать файл)
      1. Организация контроля на уровне структурных подразделений
 

     Объектом  внутреннего контроля являются банковские риски, формируемые решениями управленческого персонала структурных подразделений и руководства банка, а также система принимаемых банком мер по их минимизации. К основным видам рисков банковской деятельности на микроуровне относятся риски ликвидности и снижения капитала, которые в свою очередь включают кредитный, рыночный, процентный, операционный, правовой риски, риски потери репутации банка.

     Наиболее  распространенными являются кредитный, процентный, операционный риски и риск потери ликвидности. Для кредитного риска характерно неправильное определение персоналом банка кредитоспособности заемщика, занижение риска и резервов на возможные потери по ссудам. Процентный риск связан с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок, часто с ошибками в управлении активами и пассивами по срокам размещения и привлечения средств, размером получаемых и уплачиваемых процентов.

     Неквалифицированное управление ликвидностью банка приводит к риску потери ликвидности, когда  у банка возникают трудности  с покрытием дефицита денежных средств  путём привлечения дополнительных ресурсов либо путём быстрой реализации без значительных потерь и по приемлемой цене части своих активов. Риск потери репутации банка возникает из-за невозможности выполнения операций и неспособности действовать в соответствии с законодательными и нормативными документами (невозможность возврата вкладов, депозитов, полученных межбанковских кредитов), а также при подозрениях в связях с криминальными структурами. Угроза потери репутации разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов. Вкладчиков и рынка в целом.

     Основными объектами внутреннего контроля за банковскими рисками на уровне подразделения являются: состояние  системы принятия решений в банке, соответствие выбранной тактики  развития коммерческой деятельности банк тем целям, которые определены его  акционерами (участниками).

     Акционеры банка должны определять и принимать  концепцию развития банка на финансовый год с указанием точных количественных и качественных критериев. При этом Совет директоров и Правление банка должны иметь полномочия по текущей корректировке цели и применяемых инструментов её достижения в зависимости от изменения конъюнктуры финансовых рынков и ситуации в экономике.

     Контроль  за банковскими рисками на микроуровне  также подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     В порядке предварительного контроля служба внутреннего контроля проводит анализ и представляет руководству  банка заключение о реалистичности поставленных целей и задач на финансовый год, а также предложения по работе структурных подразделений для их достижения.

     Одновременно  контролируется включение в систему  управления качественных и количественных ограничений рисков банковской деятельности и механизмов управления ими. В частности, устанавливаются состав применяемых инструментов совершения операций и сделок, лимиты по суммам ограничения рисков по ним. При установлении лимитов по ограничению рисков учитывается необходимость соблюдения всех пруденциальных норм, установленных Банком России. При этом определяется порядок оперативного пересмотра лимитов и плана действий в случае одновременного наступления негативного влияния всех рисков и дефицита денежных средств.

     На  этапе предварительного контроля устанавливается  наличие в банке четко установленных  ограничений полномочий и ответственности  персонала и механизма принятия коллегиальных решений.

     При текущем контроле служба внутреннего  контроля в процессе регулярных комплексных и тематических обследований контролирует соблюдение персоналом банка принятых на предварительном этапе правил ограничения и оптимизации рисков. Проверяются также соблюдение порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги, качество принимаемого банком залога по ссудным операциям, недопущение убытков и снижения объема собственных средств (капитала) и другие показатели.

     Важное  место в ходе текущего контроля отводится  проверке соблюдения юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок (использование стандартных форм договоров, согласование с юридической службой банка договоров до их подписания, проведение всех необходимых процедур подтверждения сделок, заключенных с использованием безбумажных технологий).

     Рекомендуется дополнительно наделить службу внутреннего  контроля следующими функциональными  правами и обязанностями:

  • согласование условий конкретной сделки, если объем возможных убытков от проведения превышает 3% капитала банка;
  • приостановление проведения сделок и операций работником или структурным подразделением в случае нарушения ими установленных значений рисков до принятия решения органами управления банка.

     В ходе последующего контроля служба внутреннего  контроля организует изучение характеристик рисков, анализирует сложившуюся в банке практику управления рисками, вносит предложения по совершенствованию методики оценки рисков и порядка контроля за ними. 
 
 
 
 
 
 

      1. Внутренний  контроль за банковскими  рисками на макроуровне
 

     К макроэкономическим банковским рискам относятся:

  • негативные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития;
  • не отвечающая интересам банка текущая емкость и доходность финансовых рынков, на которых банк производит операции и сделки;
  • неблагоприятные изменения государственной и экономической политики и нормативно-правовых условий банковской деятельности.

     Основным  объектом контроля на макроуровне является состояние аналитической работы, оценка ее качества и результатов, позволяющих учитывать неблагоприятные макроэкономические условия в деятельности банка и прогнозировать ее.

     На  этапе предварительного контроля контролируются полнота, состав и своевременность  обновления баз данных, на основе которых  аналитические подразделения осуществляют анализ, оценку и прогноз ситуации на рынках. Контролируется наличие  в банке механизма, который позволяет  руководству банка своевременно, полно и схематически получать информацию о выводах и предложениях аналитических  служб по текущей ситуации и прогнозах  развития на различных сегментах рынка и в экономике в целом.

     При текущем контроле службы внутреннего  контроля периодически проверяют качество и своевременность доведения  результата анализа и прогнозирования до руководства банка. Отслеживая наличие в функциональных подразделениях банка систем по изучению конкурентоспособных банковских продуктов, оцениваются своевременность их реагирования на действия конкурентов, на изменения хозяйственной и финансовой конъюнктуры.

     При последующем контроле дается оценка качества работы аналитических служб, сравниваются выводы, рекомендации, прогнозы и реальное развитие ситуации, вносятся соответствующие предложения руководству банка.

     Как показывает практика деятельности банков, в организации внутреннего контроля имеются недостатки: не удается достичь четкого разграничения в проведении контрольных процедур структурными подразделениями банков, которые обязаны осуществлять внутренний контроль за совершаемыми операциями (кассовыми, расчетными, ссудными, депозитными, операциями с ценными бумагами и т.д.), и службой внутреннего контроля. Процедуры такого контроля предусмотрены должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей подразделений, и одновременно решение всех этих задач возлагается на службу внутреннего контроля, что создает дублирование в их работе, снижает ответственность за проведение внутреннего контроля структурных подразделений банка и их сотрудников.

     По  мнению практиков и ученых, служба внутреннего контроля должна в большей  мере выполнять консультативные  функции, осуществлять последующие проверки и ревизии, вести профилактическую работу по снижению рисков банковской деятельности.

     Для этого не требуется создавать  целый штат контролеров, дублирующих функции ответственных исполнителей, и отождествлять систему внутреннего контроля со службой внутреннего контроля.

     Кроме того, реальное развитие внутреннего  контроля осуществляется медленными темпами  в силу ряда причин:

  • организация внутреннего контроля рассматривается как процесс, связанный только с издержками и поэтому приводящий к уменьшению чистого дохода банка;
  • менеджмент во вновь возникающих банках не видит пользы от деятельности внутреннего контроля, поскольку уверен в возможности избежать ошибок на основе простого наблюдения за совершением ежедневных операций.

     Во  многих зарубежных банках внутренний контроль рассматривается как необходимая  составная часть деятельности, краеугольный камень управления рисками. Так, в большинстве французских банков существуют отдельные службы внутреннего контроля, главной задачей которых является анализ действия механизмов текущего контроля на рабочих местах при проведении банковских операций. При этом службы внутреннего контроля выявляют риски для каждого типа банковских продуктов или операций, определяют способы контроля за рисками. Службы внутреннего контроля регулярно выпускают отчеты по рискам в разрезе подразделений, приносящих доходы. Отчеты используются менеджментом для определения наиболее рисковых зон и операций в банке и управления рисками.

     Для крупных американских банков характерным  является создание отдельных организационных единиц для контроля. Отдел или департамент внутреннего контроля выполняет преимущественно надзорную функцию, работая с отдельными операционными подразделениями над созданием соответствующих контрольных систем. В мелких банках специальные подразделения по внутреннему контролю могут не создаваться. Однако во всех случаях независимо от организационной структуры внутренний контроль организуется по следующим направлениям:

  • создание контрольных процедур и техники, приложимых к конкретным видам сделок (например, валютный трейдинг);
  • проверка сделок на предмет того, были ли они правильно проведены по учету (например, формирование обеспечения под ссуды);
  • создание систем и процедур финансового планирования и отчетности, обеспечение их соответствия целям менеджмента и требованиям Центрального банка;
  • подготовка отчетов о финансовом состоянии банка, включающих сопоставления и объяснения несоответствий между фактическими и планируемыми результатами в части доходов и расходов.

     В зарубежных банках существует значительная гибкость в структурировании управленческих аспектов, связанных с выполнением контрольной функции. Главным является обеспечение эффективности структуры, ее независимость от операционных менеджеров, а также ее соответствие размеру и организационной структуре банка.

     В крупных банках контролеры могут  находиться в структуре крупных  департаментов, отделений. В такой  структуре контролеры имеют двойную  подотчетность - руководителю департамента, отделения (с точки зрения ежедневного ведения бизнеса) и руководителю департамента внутреннего контроля (с точки зрения политики и оценки состояния дел). При этом поддерживается независимый характер функции контролера.

     В небольших банках функция внутреннего  контроля централизуется, и контролеры проверяют различные подразделения  в зависимости от возникающих потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая  часть
    1. Баланс банка и принципы его построения
 

     Составим  баланс банка, форма которого приведена  в табл.1.

Таблица 1 – Форма  баланса банка

Номер счета Актив Пассив
10203

10204

10205

10601

10602

10701

10702

10703

20202

20206

20208

20302

20308

20313

20321

30102

30302

30303

31303

31304

32005

32008

32015

40201

40204

40302

40502

40603

40702

40802

40901

40903

41501

41502

41603

42002

 
 
 
 
 
 
 
 
720

1196

2456

3016

2140 
 

12965

11310 
 
 

1834

1512 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16000

2960

3470

836

948

3748

2590

4227 
 
 
 
 

1705

994 
 

4700

2046

1781 
 

197

1207

1513

1990

4640

3701

0

4894

1779

1349

2500

7310

7040

4219

Информация о работе Учет операций с драгоценными металлами