Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:58, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию учета и анализа основных средств на основании изучения экономической литературы, осуществлении проверки правильности ведения бухгалтерского учета основных средств в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
раскрытие сущности основных средств как экономической категории;
изучение классификации и способов оценки основных средств;
исследование методики учета основных средств;
предложение путей совершенствования учета и анализа основных средств;
Введение……………..……………………………………………………………….5
1. Экономическая сущность и значение основных средств в процессе производства………..………………………………………………..…………..…10
1.1. Сущность основных средств, задачи их учета и анализа…….…...….10
1.2. Классификация, оценка и переоценка основных средств……………12
1.3. Обзор нормативно-правовых актов и экономической литературы
по учету основных средств…………………………………………..……...21
2. Учет основных средств на промышленном предприятии………..…………...26
2.1. Учет движения основных средств……………………………………..26
2.2. Учет амортизации основных средств………………………………….35
2.3. Зарубежный опыт учета основных средств…………………………...39
2.4. Совершенствование учета основных средств………………………...44
3. Анализ состояния и эффективности использования основных средств промышленного предприятия…………....……………...………………….50
3.1. Анализ состава, структуры и технического состояния основных средств….……………………………………………………….……………50
3.2. Анализ эффективности использования основных средств…………..58
3.3. Основные пути и резервы укрепления материально-технической базы промышленного предприятия и повышение эффективности ее использования……..…………………………………………………………75
Заключение…………………………………………………………………...……..79
Список использованных источников……………...………………………………82
Учет основных средств организуется, как правило, централизовано, в бухгалтерии предприятия. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначенная руководителем предприятия. Для оформления приемки она составляет «Акт о приемке-передаче объекта основных средств» (форма ОС-1) на каждый инвентарный объект в отдельности. Общий акт можно составлять на несколько объектов, но не более 6, лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Для оформления приемки групп основных средств оформляется акт по форме ОС-1а «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств».
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект. Инвентарным объектом считается законченное устройство со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций
Для организации
учета и обеспечения контроля
за сохранностью основных средств каждому
инвентарному объекту присваивается
соответствующий инвентарный
Инвентарный
номер в обязательном порядке
проставляется в первичных
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, закрепляется за ним на весь период его нахождения на предприятии. Инвентарные номера выбывших основных средств другим объектам основных средств, вновь поступающим, не присваиваются.
На предприятии
Белорусская гидрологическая
Основные
средства поступают на предприятие
в эксплуатацию в результате: капитальных
вложений; приобретения за плату у
других предприятий и лиц; получения
от других предприятий и лиц
Приемка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этих целей приказом или распоряжением руководителя предприятия. В эту комиссию, как правило, включают: главного механика, специалиста по строительству, инженера по технике безопасности, бухгалтера, начальника цеха или отдела, которому сдается в эксплуатацию объект основных средств. На принятый в эксплуатацию объект комиссия оформляет "Акт приемки-передачи основных средств" формы № ОС-1 (приложение Г).
В этом документе записывается подробная характеристика объекта, источник приобретения, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии.
Для синтетического учета основных средств в Типовом плане счетов предусмотрен активный счет 01 "Основные средства". На этом счете отражается движение основных средств предприятия.
Большинство
основных средств поступает на предприятие
в результате капитальных вложений.
Капитальные вложения - это совокупность
затрат на воспроизводство и улучшение
качественного состояния
Приобретенные основные средства за плату у других предприятий и лиц в учете отражаются следующим образом:
Если приобретены основные средства, не требующие монтажа, то на их стоимость составляются бухгалтерские записи:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – на сумму по счету без налога на добавленную стоимость 2 500 000 рублей.
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (субсчет 11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам причитающийся к уплате»).
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- на сумму налога на добавленную стоимость - 450 000 рублей.
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 51 "Расчетный счет" - на перечисленную сумму в оплату задолженности - 2 950 000 рублей
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость» (субсчет 11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам причитающийся к уплате»).
К-т
сч. 18 «Налог на добавленную
. Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" - после приемки основных средств в эксплуатацию
При приобретении оборудования, требующего монтажа, на его стоимость составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 07 "Оборудование к установке"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - при акцепте счетов поставщиков и подрядчиков без налога на добавленную стоимость.
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (субсчет 11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам причитающийся к уплате»).
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- на сумму налога на добавленную стоимость.
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
К-т сч. 51 "Расчетный счет" - на сумму уплаченной задолженности.
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость» (субсчет 32 «Налог на добавленную стоимость по основным средствам уплаченный»).
К-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость» (субсчет 11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам причитающийся к уплате») – на сумму уплаченного поставщику НДС.
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы".
К-т сч.
07 "Оборудование к установке" –
на стоимость переданного
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы".
К-т сч. 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов в зависимости от произведенных расходов на затраты по монтажу оборудования.
Д-т сч. 01 "Основные средства".
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" – при вводе основных средств в эксплуатацию.
На стоимость
предоставленных учредителями основных
средств в собственность
Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".
Оборотная ведомость в разрезе субсчетов по счету приведена в приложении Д.
Основные
средства в случае необходимости
перемещаются из одного подразделения
данного предприятия в другое.
При этом бухгалтерские записи не
производятся, а в машинограмме аналитического
учета инвентарный номер
Порядок отражения выбытия основных средств зависит от того, по какой причине основные средства выбыли. Чаще всего эти причины следующие: при реализации, безвозмездной передаче другим предприятиям или лицам, частичной или полной ликвидации, недостачах, выявленных при инвентаризации.
Отпуск
объекта основных средств в порядке
реализации производится в порядке
установленном на предприятии. Отделом
главного технолога выписывается товарно-транспортная
накладная. В бухгалтерии предварительно
оформляется акт оценки объекта.
При оценке учитывается остаточная
стоимость объекта, коэффициенты пересчета
стоимости на момент продажи. Согласно
указаниям Министерства промышленности
продажная цена не должна быть ниже
стоимости драгоценных
При невозможности
найти покупателя предприятие может
передать свои основные средства безвозмездно
другому предприятию или лицу.
При этом, как и в предыдущем
случае с получателем оговариваются
условия передачи, после чего она
совершается и оформляется
При списании
основных средств, аналогично, как и
для приемки, создается специальная
комиссия. На предъявленный к списанию
объект комиссия составляет «Акт о
списании объекта основных средств
(кроме автотранспортных средств)»
по форме ОС-4. В акте указывается
наименование объекта, год изготовления
либо постройки, даты поступления на
предприятие и ввода в
Если списывается объект основных средств без остаточной стоимости, то достаточно заключения комиссии на списание основных средств. После утверждения акты передаются в бухгалтерию для отражения в учете.
Выбывшие основные средства должны быть сняты с учета предприятия.
На счетах бухгалтерского учета выбытие основных средств независимо от причины отражается следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»;
К-т сч. 01 «Основные средства» - на сумму начисленной амортизации;
Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" субсчет 2 "Операционные расходы".
К-т сч. 01 «Основные средства» – на сумму остаточной стоимости основных средств;
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
К-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», субсчет «Операционные доходы» - на сумму предъявленного покупателю платежного требования за отгруженный объект основных средств;
Д-т сч. 51 «Расчетный счет».
К-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" субсчет 1 "Операционные доходы" - выручка от продажи основных средств;
Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость".
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислен налог на добавленную стоимость при продаже основных средств;
Д-т сч. 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов».
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».
Доход или убыток относятся на результаты хозяйственной деятельности.
Убытки от безвозмездной передачи основных средств относятся на счет 99 «Прибыли и убытки».
Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
- при
передаче имущества
- перед
составлением годового
- при
смене материально
- при установлении факторов хищений или злоупотреблений, а также прочих ценностей;
- в случае
пожара или стихийного
Для проведения инвентаризации основных средств издается приказ по предприятию, на основании которого по каждому структурному подразделению создается комиссия, которая проверяет фактическое наличие в местах эксплуатации и хранения основных средств. Результаты проверки записываются в "Инвентаризационную ведомость основных средств" (форма № инв.-1). В бухгалтерии фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при их расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и выносит решение о принятии мер. Это оформляется протоколом, который представляется на утверждение генеральному директору либо главному инженеру предприятия. На основании этого производится отражение выявленных отклонений в бухгалтерском учете, т.е. приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими.
Информация о работе Учет основных средств и анализ эффективности их использования