Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является отражение приемов учета и документального оформления выбытия основных средств. Для раскрытия цели работы необходимо:
- изучить документальное оформление выбытия основных средств организации;
- рассмотреть порядок учета выбытия основных средств экономического субъекта;
- осветить часто возникающие проблемы при организации бухгалтерского учета и документального оформления выбытия основных средств.

Содержание работы

Введение………………………………...………..…………………...................2
1.Общие положения по учету основных средств предприятия в
рыночных условиях
1.1. Основные средства как объект учета………………………………….…...3
1.2. Основные задачи учета основных средств………………………………...6
2. Организация учета выбытия основных средств
2.1. Документальное оформление выбытия основных средств организации………………………………………………………………………………...8
2.2 Особенности учета продажи основных средств……………………...…...14
2.3. Порядок учета передачи и списания основных средств
2.3.1. Передача основных средств в качестве вклада в уставный капитал….20
2.3.2. Объект ОС списывается вследствие чрезвычайных обстоятельств.......23
2.3.3 Списание основных средств в результате морального и физического износа……………………………………………………………………………….26
2.3.4. Списание основных средств в результате хищения……………………33
Заключение ……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы и источников……………………….…..39

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕаа.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Д 01 «Основные средства», субсчет 2 «Выбытие основных средств» - К 01 «Основные средства».

Во всех случаях выбытия  и списания с баланса основных средств их стоимость, учтенная на счете 01 «Основные средства», списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в оценке, числящейся в балансе на дату выбытия:

Д 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета4.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций5.

В компетенцию комиссии входит:

- осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

- установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);

- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

- осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

- составление акта на списание основных средств, акта на списание автотранспортных средств (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место)6.

Результаты принятого  комиссией решения оформляются  актом на списание основных средств, актом на списание автотранспортных средств с указанием данных, характеризующих объект:

- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;

- год изготовления или постройки;

- время ввода в эксплуатацию;

- срок полезного использования;

- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты;

- причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления;

- состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов7.

Акт утверждается руководителем  организации8.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов9.

На основании оформленных  актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения10.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств  хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации (п.97 Методических указаний…, утв. Приказом Минфина РФ от 20.07.1998 № 33н).

Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности  учета продажи основных средств

 

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.12

Продажа основных средств  может осуществляться через посредническую организацию путем оформления договора комиссии. По договору комиссии13 одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Законодательство признает, что и в ситуации, когда комиссионер совершает сделку с третьим лицом, он приобретает права и обязанности по данной операции. Причем действия комитента, даже если он назван в такой сделке или вступил в непосредственные отношения по ее исполнению с указанию лицом, рассматриваются как ничтожные.

В договоре комиссии его  участники могут оговорить:

- срок его действия;

- место исполнения;

- обязательство комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделок, совершение которых поручено комиссионеру;

- размер комиссионного вознаграждения, а также дополнительное вознаграждение в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере).

Если по условиям договора размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, а размер вознаграждения не может быть определен, то вознаграждение уплачивается после исполнения данного договора.

В учете комитента  операции по продаже основных средств  отражаются в обычном порядке  через счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Свои особенности имеют  операции по продаже нежилых помещений, встроенных в жилые здания, а также квартир. По таким сделкам организация учета осуществляется в соответствии с требованиями письма Минфина России от 29 октября 1993 г., с изменениями от июля 2011 года, № 118 «Об отражении в бухгалтерском учете операций в жилищно-коммунальном хозяйстве».

Стоимость указанных  объектов устанавливается на основании  данных бюро технической инвентаризации. Результат по таким операциям  должен исчисляться в общеустановленном порядке на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно стоимость данных объектов принимается к учету на специальный счет, открываемый за балансом.

Списание незаконченных  строительством объектов производственного назначения, в результате их продажи учитываемых на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражается записью:

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Списан незаконченный  строительством объект производственного назначения, в результате продажи

91/2

08


 

При отсутствии «живых» денег и неплатежеспособности организаций продажа основных средств может происходить в порядке товарообменных (бартерных) операций. С юридической точки зрения такого рода сделки попадают под договор мены:

 

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Объект ОС передан покупателю по продажной стоимости

62/1

91/1

Списана стоимость переданного  имущества в составе  ОС

91/2

01/2

Оприходованы полученные в счет проданных основных средств другие ТМЦ или работы капитального характера по согласованной оценке

08.10

60

Погашена задолженность  покупателя основных средств

60

62


 

Продажа объекта  основных средств, в стоимости которого учтен НДС.

 

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Объект ОС передан  покупателю по продажной стоимости

62/1

91/1

Списана первоначальная стоимость объекта ОС

01/2

01/1

Списан накопленный  износ объекта ОС

02/1

01/2

Списана остаточная стоимость  объекта ОС

91/2

01/2

Начисляется НДС на реализацию объекта ОС

91/2

68/2

Покупатель произвел оплату

50, 51

62/1

Начислен налог с  продаж

91/2

68/5


 

Убыток от реализации основных фондов (остаточная стоимость  объекта превышает выручку от его реализации) учитывается в целях налогообложения по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном п.3 ст.268 НК РФ.

Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации

В том случае, если основные средства реализуются физическим лицам за наличный расчет, следует14 начислить налог с продаж - если таковой в данном субъекте федерации подлежит уплате.

Сумма налога с продаж определяется как частное от деления  следующих сумм: делимое - полная стоимость выручки, поступившей в кассу предприятия, умноженная на ставку налога с продаж в долях единицы; делитель - единица плюс ставка налога с продаж в долях единицы.

 

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Необходимые документы

Объект ОС передан покупателю по продажной стоимости

62/1

91/1

Счет-фактура должна быть оформлена в соответствии с требованиями ст.168 и ст.169 НК РФ и Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000г. № 914, (с изменениями от 15 марта 2001 г., 27 июля 2002 г., 16 февраля 2004 г., 11 мая 2006 г., 26 мая 2009 г.)

Запись в книге продаж, согласно п.17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000г. № 914;

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств - форма № ОС-1, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7

Списана первоначальная стоимость объекта ОС

01/2

01/1

Расчет бухгалтерии

Инвентарная карточка учета  ОС - форма ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7

Списан накопленный износ объекта ОС

02/1

01/2

Расчет бухгалтерии

Инвентарная карточка учета  ОС - форма ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7


В налоговом учете  остаточная стоимость объекта ОС списывается в момент признания дохода, а именно:

- при методе начисления - в момент передачи предмета договора;

- при кассовом методе - в момент оплаты.

 

Списана остаточная стоимость объекта ОС

91/2

01/2

Расчет бухгалтерии

Начисляется НДС на реализацию объекта ОС

91/2

68/2

Счет-фактура должна быть оформлена в соответствии с требованиями ст.168 и ст.169 НК РФ и Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000 г. № 914 (с изменениями)

Покупатель произвел оплату

50, 51

62/1

Банковская выписка  и платежные документы согласно Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П

или приходный кассовый ордер - форма КО-1, утв. Постановлением Госкомстата РФ от18.8.98г. №88 (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36)

Начислен налог с  продаж

91/2

68/5

Расчет бухгалтерии


 

Налог с продаж подлежит начислению в случае расчетов с физическими лицами:

- наличными деньгами;

- посредством кредитных и иных платежных карточек.

 

 

 

 

 

2.3. Порядок  учета передачи и списания  основных средств.

2.3.1. Передача  основных средств в качестве  вклада в уставный капитал

 

Передача основных средств  от учредителей в качестве вклада в уставный капитал15 реализацией не является. В налогооблагаемую базу по НДС, налогу на прибыль и другие - не входит.

Если ранее при приобретении данного объекта ОС НДС, выплаченный  поставщику, был принят к вычету16, то при передаче этого объекта ОС в качестве вклада в уставный капитал, соответствующие суммы налога следует восстановить к уплате в бюджет17.

 

Содержание проводки

Дебет

Кредит

1

Передан объект ОС

58/1

91/1

2

Списана первоначальная стоимость  объекта ОС

01/2

01/1

3

Списан накопленный износ объекта  ОС

02/1

01/2

4

Списана остаточная стоимость объекта  ОС

91/2

01/2

5

Восстановлена к уплате в бюджет часть ранее принятой к вычету суммы НДС, соответствующая  недоамортизированной части данного объекта

91/2

68/2

Информация о работе Учет основных средств