Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 17:27, лекция

Описание работы

Основным нормативным документом по организации учета ОС является ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утвержденным приказом Минфина № 26н от 30.03.2001 г. (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2010 г.) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н) (с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010)
Согласно ПБУ6/01 активы учитываются в составе ОС, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Файлы: 1 файл

4_Uchet_osnovnykh_sredstv.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Учет основных средств

Основным нормативным документом по организации учета ОС является ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утвержденным приказом Минфина № 26н от 30.03.2001 г. (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2010 г.) и  Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н) (с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010)

Согласно ПБУ6/01 активы учитываются в составе ОС, если одновременно выполняются следующие условия:

  1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  2. объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  3. организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно методическому указанию основополагающего главными условиями для принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве ОС является два условия  - 2, 4.

ОС поступающие в организацию оцениваются по: первоначальной, восстановительной, согласованной, рыночной и остаточной стоимости. 

В бухгалтерском учете ОС учитывается по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость – это сумма фактических затрат на приобретение или создание ОС. Она зависит от того, как были получены ОС.

Первоначальная стоимость приобретенных ОС складывается из фактических затрат на приобретение которых является:

  • сумма, уплаченная в соответствии с договором поставки продукции ОС, за исключением возмещенных налогов;
  • сумма, уплаченная организацией по договору строительного подряда;
  • сумма, уплаченная за консультацию, информацию и посреднические услуги; транспортные расходы по доставке; пошлины, таможенные платежи, регистрации, сборы и др. платежи, связанные с приобретением прав на объект ОС;
  • процент по кредитам на покупку ОС начисленные до его ввода в эксплуатацию;
  • не возмещенные налоги (НДС);
  • не включенные  в фактические затраты при формировании начальной стоимости общественных хозяйственных расходов, кроме случаев когда они не посредственно связанны с приобретением ОС.

В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость купленных ОС формируется по разному. В гл. 25 НК перечислены затраты которые участвуют в формировании первоначальной стоимости ОС как объекта налогового учета.

Восстановительная стоимость объекта  определяется расчетным путем исходя из реального существования рыночной стоимости или с помощью заданных коэффициентов инфляции.

Остаточная стоимость, в процессе эксплуатации организация начисляет амортизацию (износ ОС) и разница между первоначальной стоимостью ОС и суммой начисленного износа. В этой оценке объекты ОС отражается в балансе.

В соответствии с ПБУ каждая организация самостоятельно разрабатывает классификацию ОС по группам. К гл. 25 НК разработан классификатор ОС, утвержденный постановлением правительства от 01.01.2002 № 1, в соответствии с которым ОС делятся на 10 групп в зависимости от срока полезного использования.

Согласно ПБУ 6/01 и методические указания, конкретно п. 20, приведена классификация ОС в целях бухгалтерского учета:

  • здания и сооружения;
  • рабочие и силовые машины;
  • оборудование и транспортные средства;
  • инструменты;
  • рабочий и продуктовый скот;
  • многолетние насаждения и внутренние  дороги.

В целом Ос группируются по отраслевому признаку:

  • по назначению;
  • по видам;
  • по принадлежности к использованию (находятся в ремонте и в стадии модернизации используются в процессе производства).

Движение ОС строго регламентированы первичной учетной документацией, которая должна утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Организация может использовать первичные документы утвержденные инструкцией Госкомстата №7 от 21.01.2001 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации», основными из которых являются:

  • акт приема – передачи ОС – 1
  • акт на списания ОС – 4 на все объекты кроме автотранспорта ОС – 4а
  • инвентарная карточка ОС – 6. 

Учет ОС ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов. Единицей  учета является инвентарный объект, т.е. законченное устройство, представляющее собой предмет или комплекс предметов. Признаком обособления одного инвентарного объекта от другого, служит выполнением им самостоятельных функций. В методических указаниях в п. 10 дано определение инвентарного объекта и приведены примеры инвентарных объектов.

Поступление ОС

Для приема ОС в эксплуатацию руководителем организации назначается комиссия. В комиссию обязательно должны быть включены сотрудники, отвечающие за техническое состояние объектов, материальное лицо и представитель бухгалтерии.

Акт на прием – передач составляется по каждому предмету в отдельности. В акте обязательно должны быть указаны следующие реквизиты:

  • характеристика объекта;
  • год выпуска;
  • дата ввода в эксплуатацию;
  • источник финансирования;
  • соответствие объекта техническим условиям.

Каждому объекту, принятому на учет присваивается инвентарный номер. Он сохраняется на все время эксплуатации объекта. Присваивать вновь поступившим объектам инвентарный номер выбывших объектов нельзя.

Акт приемки – передачи с сопроводительным документом (накладной) передается в бухгалтерию организации, где открывается инвентарная карточка. В инвентарной карточке в обязательном порядке указывается:

  • номер объекта,
  • стоимость первоначальная или восстановительная,
  • норма амортизации с учетом срока полезного использования,
  • величина износа на момент оприходования.

В организацию ОС могут поступать:

  • По договору купли – продажи.
  • В результате изготовления или строительства.
  • Безвозмездного получения.
  • В качестве вклада в уставной капитал.
  • По договору мены.

По договору купли – продажи.

Стоимость приобретенных ОС в бухгалтерском учете первоначально фиксируется на счете 07 или на счете 08 на основании счет–фактур, накладных и др. документов подтверждающих их поступление.

Если поступившие ОС требуют в дальнейшем монтажа, то в бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

07

60  

-на покупную договорную стоимость оборудования по контракту

19

60

-на сумму НДС по счет – фактуре

07

76,60,71 

-а стоимость транспортных расходов  по доставке (транспортные организации, поставщики, экспедиторы)

19

76,60,71 

-на стоимость НДС по транспортным  расходам


 

Монтажные работы могут осуществятся   двумя способами:

  1. подрядный, т.е. сторонней организаций имеющей лицензию на данный вид работ;
  2. хозяйственный, т.е. собственными силами организации.

На основании акта приемки – передачи оборудования в монтаж по соответствующей форме (форма № 15), в учете будет сделана запись:

08

07 

-на Дт 08 списывается, сформированная  до начала монтажных работ, первоначальная  стоимость ОС                                                                                                                                                 

60,76

51

-на сумму расчетов по приобретению  и доставке объектов ОС

08

60,76

- на стоимость монтажных работ, осуществляемых подрядной организацией  на основании акта приемки  оборудования с монтажа

19

60,76

- на сумму НДС по счет - фактуре, выставленной подрядной организацией


Если монтажные работы осуществляется хозяйственным способом, то в учете будут сделаны записи:

08

44,20,70,69,10

- на стоимость монтажа относятся  расходы по зарплате и налога  ЕС, материалов и общехозяйственные  расходы, если ведется раздельный учет затрат.


После завершения монтажных работ объект ОС вводится в эксплуатацию, т.е. ставится на балансовый учет по рассчитанной первоначальной стоимости(08 счет закрывается), проводкой:

01

08

 

Таким образом, ОС в организации  учитываются на активном счете 01 по первоначальной исторической стоимости

После оплаты монтажных работ, проводкой

60,76

51

 

и ввода в эксплуатацию объекта ОС организация имеет право возместить НДС из бюджета, уплаченный поставщиком ОС и монтажным подрядным организациям:

68

19

-возмещение НДС из бюджета, собиравшемся на счете 19, если организация не является плательщиком НДС, то увеличивается первоначальная стоимость 07   60)


Если организация приобретает новое ОС не требующее монтажа при вводе в эксплуатацию, то первоначальная стоимость таких объектов будет формироваться непосредственно по Дт-у счета  08

08

60

- на контрактную стоимость оборудования (по накладной)

19

60

-на сумму НДС по счету-фактуре

08

60,76

-на транспортные расходы по  доставке

08

44,20,70,69,10,76

-на сумму расходов по доведению оборудования (ОС) до состояния пригодного к использованию

01

08

-ввод в эксплуатацию объекта, т.е. постановка его на учет


 

Некоторые виды ОС подлежат государственной регистрации, как объекты недвижимости, а также особые категории по перечню движимых ОС. Объекты недвижимости, документы по которым, переданы на государственную регистрацию, допускается принимать к учету  в качестве ОС  с выделением отдельного субсчета к сч. 01, документы по которым переданы на государственную регистрацию. До момента регистрации права собственности учитываются на этом субсчете по сформированной предварительно первоначальной стоимости, и на данные объекты начисляется амортизация. После государственной регистрации регистрационный сбор включается в стоимость объекта недвижимости проводкой:

08

76

 

01/ «субсч. ОС на регистрации»

08

 

и одновременно на стоимость ОС отраженных по субсчету к сч.01 делается запись:

01

01/ «субсч ОС на регистрации.»

 

 

Организация в праве самостоятельно решать учитывать ли объекты недвижимости до государственной регистрации на счете 01 или на счете 08.

Информация о работе Учет основных средств