Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией ведения учёта основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- для учёта основных средств вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация;
- независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учёт основных средств организуется в бухгалтерии в резерве инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;
- основные средства могут оцениваться как натуральных, так и в стоимостных показателях. Последние является базой для состояния баланса и годового отчёта и могут быть следующих видов: первоначальная, восстано-
вительная и остаточная стоимость;

Содержание работы

Введение
I. Теоретические аспекты основных средств.
1.1 Основные нормативные документы.
1.2 Понятие, классификация и оценка основных средств.
Инвентаризация основных средств.
1.3 Налоги по хозяйственным операциям движения основных
средств.
1.4 Особенности учёта основных средств.
1.5 Анализ основных средств. Раскрытие информации об основных
средствах в бухгалтерской отчётности.
II. Общая характеристика хозяйственной деятельности предприятия.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая уч_т основных средств .doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

ного подряда и иным договорам и за информационные и  консультационные услуги, связанные  с приобретением основных средств;

     - регистрационных  сборов, государственных пошлин  и других аналогичных платежей, произведённых в связи с приобретением  (получением) прав на объект основных  средств;

     - таможенных  пошлин и иных платежей;

     - невозмещаемых  налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

     - вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации,  через которую приобретён объект  основных средств;

     - иных затрат, непосредственно  связанных с приобретением, сооружением  и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению до их состояния, в котором они пригодны к использованию

     Фактические затраты  на приобретение и сооружение  основных средств определяются (уменьшаются  или увеличиваются) с учётом  суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранно валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублёвой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия её к бухгалтерскому учёту, и рублёвой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату её погашения.

     Коммерческая организация  может не чаще 1 раза в год  (на начало отчётного года) переоценивать  группы однородных объектов основных  средств по текущей стоимости  путём индексации или прямого  пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности, существенно не отличалась от текущей стоимости.

     При определении рыночной  стоимости могут быть использованы  данные о ценах на аналогичную  продукцию, полученные в письменной  форме от организаций-изготовителей;  сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекции организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

     Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

 Стоимость основных средств,  в которой они приняты к  бухгалтерскому учёту, не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законода-

тельством РФ.

     Изменение первоначальной  стоимости основных средств допускается  также в случаях достройки,  дооборудования, реконструкции, частичной  ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

     Оценка объектов основных  средств, стоимость которых при  приобретении определена в иностранной  валюте, производится в рублях  путём пересчёта иностранной  валюты по курсу Центрального  банка РФ, действующему на дату  принятия объекта к бухгалтерскому учёту.

     Остаточная стоимость  основных средств определяется  вычитанием из первоначальной  стоимости амортизации основных  средств.

     С течением времени  первоначальная стоимость основных  средств отклоняется от стоимости  аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

     Восстановительная стоимость  – это стоимость воспроизводства  основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике  и т.п.). До 1 января 1999 г. переоценка переоценка фондов по восстановительной стоимости производилась по соответствующим решениям Правительства РФ.

     Последняя переоценка основных средств произведена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.96 г.  № 1442 «О переоценке основных фондов». В соответствии с данным постановлением  переоценке подлежали находящиеся на балансе организаций здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов независимо от технического состояния (степени износа), как действующие, так и подготовленные к списанию, но не оформленные соответствующими актами.

     Не подлежала переоценке  стоимость земельных участков и объектов природопользования. Переоценка основных фондов была проведена по состоянию на 01.01.97 г. и осуществлялась в течение всего 1997 г. Результаты переоценки не учитывались при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в течение 1997 г.

     Переоценка основных  средств осуществлялась двумя  методами: путём индексации их  балансовой стоимости применительно  к ценам, складываю-

щимся на 1 января 1997 г. на соответствующие  виды основных средств. Переоценка осуществлялась организацией самостоятельно или с привлечением специалистов-экспертов.

     В соответствии с  письмом Госкомстата РФ, Минэкономики  РФ и Минфина РФ от 18.02.97 г.  № ВД-1-24/336 увеличение стоимости  основных средств, оборудования  к установке и незавершённого строительства отражали по дебету счетов 01 «Основные средства» и 07 «Оборудования к установке» и кредиту счетов 83 «Добавочный капитал» (по указанным объектам производственного назначения) или 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» (по объектам непроизводственного назначения).

     Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не  чаще одного раза в год (на 1 января отчётного года) переоценивать  полностью или частично объекты  основных средств по восстановительной  стоимости путём индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам.

     Сумма дооценки объекта  основных средств в результате  переоценки зачисляется в добавочный  капитал организации (дебетуют  счёт 

01 «Основные средства», кредитуют счёт 83 «Добавочный капитал»). При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределённую прибыль организации (Д-т 83 К-т 84). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведённой в предыдущие отчётные периоды и отнесённой на счёт прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счёт прибылей и убытков отчётного периода в качестве дохода.

     Сумма дооценки  объекта основных средств, равная сумме его уценки, приведённой в предыдущие отчётные периоды и отнесённой на счёт прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счёт прибылей и убытков отчётного периода в качестве дохода. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счёта 01 и кредиту счёта 91.

     Изменение  первоначальной стоимости основных  средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учёту при  дооценки допускается в случаях  достройки, дооборудования, реконструкции. 

     Сумма уценки  объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счёт сумм дооценки этого объекта, проведённой в предыдущие отчётные периоды (Д-т 83 К-т 01). Превышение суммы уценки над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведённой в предыдущие отчётные периоды, относится на счёт прибылей и убытков в качестве операционного расхода (Д-т 91 К-т 01). Оценка объекта основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путём пересчёта суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учёту.

     Результаты  переоценки основных средств,  проведённой организацией в добровольном  порядке, учитываются для целей налогообложения. Для целей налогообложения сумма добавочного капитала, списанного при выбытии основных средств, учитываться не будет.

     Выбытие  объекта основных средств имеет  место в случаях продажи, безвозмездной  передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.

     Если списание  объекта основных средств производится  в результате его продажи, то  выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, согласованной сторонами в договоре и оформляется актом (накладной) по форме ОС-1. На основании этого документа делается соответствующая запись в инвентарной карточке учёта основных средств по форме ОС-6.

     Доходы  и расходы от списания с  бухгалтерского учёта объекта  основных средств отражается  в бухгалтерском учёте в отчётном  периоде, к которому они относятся.  Доходы и расходы от списания  объектов основных средств с  бухгалтерского учёта подлежат зачислению на счёт прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

     Для определения  целесообразности и не пригодности  объектов основных средств к  дальнейшему использованию, а  также для оформления документа-

ции на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создано постоянно действующая комиссия, состав которой входят соответствующие лица, на которую возложена ответственность за сохранность основных средств.

     Согласно плану счетов, выбытие основных средств отражается следующим образом. К счёту 01 нужно открыть субсчёт «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчёта списывается первоначальная стоимость объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. 

     Восстановление объекта  основных средств может осуществляться посредствам ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстанов-ление объекта основных средств отражается в бухгалтерском учёте отчётного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после окончания могут увеличи-вать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначальные принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

     В случае наличия  у одного объекта нескольких  частей, имеющий разный срок полезного  использования, учитывается как  выбытие и приобретение самостоятельного  инвентарного объекта.

     Единицей учёта основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

     Каждому инвентарному  объекту присваивают определённый инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на всё время его нахаждения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

     Арендуемые основные  средства могут учитываться у  арендатора под инвентарными номерами, присвоенным им арендодателями.

     Инвентаризация  основных средств

     Сведения о фактическом  наличии имущества записывается  в инвентариза-ционные описи или  акты инвентаризации не менее  чем в двух экземплярах.

     До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

     - наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных  книг, описей и других регистров  аналитического учёта, а также  технических паспортов и другой  технической документации;

     - наличие документов  на основные средства, сданные или принятые  организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).

     При обнаружении расхождений  и неточностей в регистрах  бухгалтерского учёта или технической  документации должны быть внесены соответствую-

щие исправления и уточнения.

     При инвентаризации  основных средств комиссия производит  осмотр объектов и заносит  в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера  и основные технические или  эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоёмы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

     При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также  объектов, по которым в регистрах  бухгалтерского учёта отсутствуют  или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

     Оценка выявленных  инвентаризацией неучтённых объектов  должна быть произведена с  учётом рыночных цен, а износ  определён по действительному  техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

     Основными средствами  вносят в описи по наименованиям  в соответствии с основными  назначениями объекта. Если объект  подвергся восстановлению, реконструкции,  расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименова-

нием, соответствующим новому назначению.

     Если комиссией установлено,  что работы капитального характера  (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учёте, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объект и привести в описи данные о производственных изменениях.

Информация о работе Учет основных средств