Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией ведения учёта основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- для учёта основных средств вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация;
- независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учёт основных средств организуется в бухгалтерии в резерве инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;
- основные средства могут оцениваться как натуральных, так и в стоимостных показателях. Последние является базой для состояния баланса и годового отчёта и могут быть следующих видов: первоначальная, восстано-
вительная и остаточная стоимость;

Содержание работы

Введение
I. Теоретические аспекты основных средств.
1.1 Основные нормативные документы.
1.2 Понятие, классификация и оценка основных средств.
Инвентаризация основных средств.
1.3 Налоги по хозяйственным операциям движения основных
средств.
1.4 Особенности учёта основных средств.
1.5 Анализ основных средств. Раскрытие информации об основных
средствах в бухгалтерской отчётности.
II. Общая характеристика хозяйственной деятельности предприятия.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая уч_т основных средств .doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

     Денежные  средства, возмещающие затраты на  приобретение и создание основных  средств и направленные на  замену их износившихся экземпляров  новыми, могут быть получены только из выручки за реализацию товара и услуги. В стоимость товаров поступают в обращении, включают и частичное погашение стоимости действующих основных фондов. Экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены изготовленных экземпляров называют амортизацией. Процесс накопления амортизационно-

го фонда отражается на счетах бухгалтерского учёта.

     Износ основных  средств начисляют в течение  нормативного срока их службы (эксплуатации) или срока, за которым балансовая стоимость основных средств полностью включена в издержки производства, после чего начисления прекращаются.

     Сумма износа  рассчитывается одним из двух  способов:

     I способ. На  предприятии  малого бизнеса с незначительным количест-

вом инвентарных объектов бухгалтерия составляет ежемесячную  ведомость начисления износа по объектам основных средств, числящимся, на начало месяца, нормативный срок службы которого ещё не истёк. Сумму износа определяют умножая первичную стоимость объектов на месячные нормы амортизации.

     II способ  более распространён. Месячный  размер сумму износа, начислен-

ной в прошлом месяце, корректируют (увеличивают, уменьшают) по установленным нормам в связи  с изменением (поступлением, выбытием) основных средств за прошлый месяц, а также в связи с истечением норматив- 
ных сроков службы машин, оборудования и транспортных средств. К сумме износа начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму износа основных средств, которые вновь поступили на предприятие в прошлом месяце, и уменьшают её на сумму износа основных средств, выбывших в прошлом месяце и нормативный срок службы которых истёк.

     Начисление  износа по основным средствам,  вновь введённым в эксплуатацию, начинают с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим прекращают с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

     Износ не  начисляется только во время  проведения реконструкции и технического  перевооружения основных средств  с полной их остановкой, при их переводе в установленном порядке на консервацию. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

     Износ основных  средств поступивших по импорту,  следует начислять по нормам амортизационных отчислений на аналогичные основные средства, выпускаемые в России.

     Учёт лизинговых операций

     Организация  бухгалтерского учёта лизинговых  операций (финансовой аренды) осуществляеется  в соответствии с указаниями  об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга.

     Учёт у  лизингодателя. Затраты, связанные  с осуществлением капитальных  вложений по приобретению лихингового  имущества, отражаются на счёте  08 «Вложения во внеоборотные активы»,  субсчёт «Приобретение объектов основных средств». Литзинговое имущество приходуется по дебету счёта 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита 08. Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учёте по счёту 03.

     В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя. Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99 и учитывается на счёте 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчётных и других счетов (10, 69, 70 и др.).

     Начисление  амортизации на полное восстановление  лизингового имущества отражается по дебету счёта 20 и кредиту счёта 02 «Амортизация основных средств». Ежемесячно учтённые на счёте 20 расходы по лизинго-

вому имуществу списываются  с кредита этого счёта в  дебет счёта 90 «Продажи».

     Причитающаяся,  исходя из условий договора  лизинга сумма лизинговых платежей, отражается по дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учёта денежных средств.

     При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счёта 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счёта 01 «Основные средства».

     Если по  условиям договора лизинговое  имущество учитывается на балансе  лизингополучателя, то финансовый  результат от передачи лизингового  имущества лизингополучателю отражается на счёте 91 «Прочие доходы и расходы».

     Передачу  лизингового имущества лизингодателем  лизингополучателю оформляют бухгалтерской  записью: Д-т 76  К-т 03 или 98.       

     Поступающие  по договору лизинговые платежи  отражаются по дебету счётов учёта денежных средств и кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно на сумму поступивших платежей дебетуют счёт 98 «Доходы будущих периодов» и кредитуют счёт 91 «Прочие доходы и расходы». При возврате лизиногового имущества лизингодателю его остаточная стоимость приходуется по счёту 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Задолженность по лизинговым платежам».

     При возврате имущества с полностью погашенной стоимостью оно приходуется на счёт 03 по условной оценке 1 руб.

     Основные  средства, сданные в аренду, учитывают  на забалансовом счёте 011 «Основные  средства, сданные в аренду» в  оценке, указанной в договорах  аренды. Аналитический учёт по счёту 011 ведут по арендаторам и по каждому объекту основных средств, сданных в аренду.

     Учёт у  лизингополучателя. Если лизинговое  имущество учитывается на балансе  лизингодателя, то у лизингополучателя  поступившее лизинговое имущество учитывается на забалансовм счёте 001 «Арендованные основные средства».

     Начисленные  лизингодателю лизинговые платежи  отражаются по дебету счетов  учёта издержек производства  и обращения (20, 26, 44) и кредиту  счёта 76.  При погашении задолженности дебетуют счёт 76 и кредитуют счета учёта денежных средств. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывают со счёта 001. При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывают с забалансового счёта 001 и приходуют по дебету счёта 01 и кредиту счёта 02.

     В случае  выкупа лизингового имущества  до истечения срока договора  лизинга досрочно начиленные  платежи относят в дебет счёта  97 «Расходы будущих периодов»  или в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы» (при решении использовать собственные источники) с кредита счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Арендные обязательства».

     Если по  условиям договора лизинга лизинговое  имущество учитывается на балансе  лизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества дебетуют 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчёт «Приобретение объектов основных средств», и кредитуют счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Арендные обязательства».

     Стоимость  поступившего лизингового имущества  и затраты, связанные с его  получением, списывают с кредита  счёта 08 в дебет счёта 01.

     Начисленные  лизингодателю платежи отражают  по дебету счёта 76, субсчёт  «Арендованные обязательства», и  кредиту счёта 76, субсчёт «Задолженность по лизинговым платежам».

     Начисление  амортизации по лизинговому имуществу  осуществляют исходя из утверждённых  норм амортизации или норм, увеличенных  в связи с применением механизма  ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3. Начисленная амортизация отражается по дебету счетов учёта издержек или обращения (20, 25, 26, 44 и др.) и кредиту счёта 02 «Амортизация основных средств».

     Возврат  лизингового имущества при условии  полной выплаты лизинговых платежей  отражают на счёте 91 «Прочие доходы и расходы». При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в дебет счёта 91 с кредит счёта 01.

     Сумма амортизации  по лизинговому имуществу списывается  в дебет счёта 02 с кредита  счёта 01.

     При выкупе  лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 и 02 осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.

     Досрочно  начисленные платежи за лизинговое  имущество относят в дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов» или счёта 91 «Прочие доходы и расходы» (в случае принятия решения об использовании собственных источников) и кредит счёта 02 «Амортизация основных средств». Одновременно указанная сумма отражается по дебету счёта 76, субсчёт «Задолженность по лизинговым платежам», и кредиту счёта 76, субсчёт «Арендные обязательства».

     Особенности учёта арендованных основных средств.

     В соответствии  с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы  и расходы от сдачи имущества  в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов. При первом варианте сдача имущества в аренду признаётся обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учёта производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы – на счёте учёта выручки от продажи. При втором варианте сдача имущества в аренду, не является предметом деятельности организации и поэтому доходы и расходы от сдачи учитывают, на счёте 91 в составе операционных доходов и расходов.

     Произведённые  затраты на ремонт сданных  в текущую аренду основных  средств арендодатель списывает  в дебет счёта 91 с кредита  материальных, расчётных и денежных  счетов (10, 69, 70 и др.).

     Начисление  амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей записью:

     Д-т 91 «Прочие  доходы и расходы»

     К-т 02 «Амортизация  основных средств».

     Начисление  арендной платы за отчётный  период отражается по дебету счёта 76 и по кредиту счёта 91. Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают по дебету счёта 91 и кредиту счёта 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи зписывают в дебет счетов 51 или 52 с кредита счёта 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счёт 98 и кредитуют счёт 91.

     На стоимость  произведённых арендатором капитальных  вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется по дебету счёта 01 с кредита счёта 08. Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счёте 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учёт ведётся по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

     На сумму  арендной плты, начисленной арендодателю, арендодатор дебетуют счета издержек  производства и обращения (25 «Общепроизводст-

венные расходы» и др.) и кредитует счёт 76. Перечисленные суммы арендной платы отражают по дебету счёта 76 и кредиту счетов 51 или 52. Начисление апрендной платы за будущие периоды отражают по дебету счёта 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счёта 76. Текущие начисления арендной платы списываются с кредита счёта 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.

 

     1.5 Анализ основных средств

     Назначение и информационное  обеспечение анализа основных  средств

     Анализ  соотношения между пассивной  и активной частями основных  средств позволяет вырабатывать  эффективную политику в области  счёта продукции с единицы  основных средств.

     Анализ соотношения между количеством специализирующего и универ-

сального оборудования позволяет судить о технологической  стороне производства и наметить меры по сокращению трудоёмкости изготовления продукции. Предприятию не безразлично  как отдельные группы основных средств влияют на конечные показатели его работ. Основные средства являются одним из основных элементов внеоборотных активов  организации. Они обеспечивают материально-техническую базу и условия производствен-

но-хозяйственной деятельности организации. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты финансово-хозяйствен-

ной деятельности, то есть рациональное и эффективное использование  основных средств позволяет повышать объёма производства без дополни-

тельных капитальных вложений, либо при  минимальной их величине, обеспечивая тем самым большую прибыльность деятельности организации в целом. Кроме того, состояние и использование основных средств – это один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса – основного фактора повышения эффективности любого производства. Таким образом, более полное и рациональное использование основных средств и производст-

венных мощностей организации  способствует улучшению всех её техническо-экономических показателей: росту производительности труда, повышение фондоотдачи, увеличение объёма выпуска продукции (работ или услуг), снижение себестоимости продукции (работ или услуг), экономии капитальных вложений. Это и есть результаты верно проведённого экономического анализа основных средств.

     Главными  задачами основных средств являются:

     1. Определение  обеспеченности организации и  её структурных подразделений  основных средств и уровня  их использования по обобщаю-

Информация о работе Учет основных средств