Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии. Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных ресурсов, используемых организацией, а также предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов, зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
Глава 1. Производственные запасы - объект бухгалтерского учета
1.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………….5
1.2 Учетная политика предприятия…………………………………………….13
1.3 Классификация и оценка производственных запасов……………………..16
Глава 2. Учет производственных запасов
2.1 Документальное оформление движения производственных запасов…....23
2.2 Учет производственных запасов на складах……………..……....29
2.3 Учет производственных запасов в бухгалтерии………………….……......32
2.4 Синтетический учет производственных запасов……………………..........34
2.5 Инвентаризация производственных запасов………………………..…......38
Глава 3. Совершенствование учета производственных запасов………….41
Заключение…………………………………………………………....43
Список используемой литературы…………………………………………….45
Условиями поставки товаров предусматриваются определенные виды тары, подлежащие обязательному возврату, либо сдачи ее тарособирательным организациям.
Возвратная тара - тара многократного пользования. С целью возврата за некоторые виды тары с покупателей взимается залог, который возвращается после сдачи тары (залоговая тара).
Запасные части используются для ремонта основных средств и имеют, как правило, строго целевой характер. Они нужны для поддержки оборудования в рабочем состоянии.
Приведенная экономическая группировка материалов положена в основу выделенных счетов и субсчетов. Для формирования показателей о наличии и движении в настоящее время используется счет: 10 - "Материалы"
Материалы на счете 10 отражаются на отдельных субсчетах по соответствующим классификационным группам:
1. Материалы;
2. Сырьё;
3. Топливо;
4. Тара и тарные материалы;
5. Запасные части;
6. Промвооружение;
7. Хоз. инвентарь;
8. Строительные материалы;
9. Инструменты и оборудование;
10. Спецодежда на складе.
Перечень субсчетов
для предприятий носит
На используемых счетах и субсчетах МЦ учитываются по каждому наименованию. Для правильного планирования потребности ПЗ, рациональной организации аналитического учета и контроля за использованием ПЗ предприятие применяют более детальную группировку по технологическим признакам. Все материалы подразделяются на группы (по свойствам), а внутри групп на сорта, типы и т.д.
Каждому сорту, наименованию
и т.д. приписывается номенклатурный
номер, который заносят в
Если в номенклатурном справочнике указана учетная цена за единицу каждого вида материалов, то его называют номенклатурой-ценником.
Аналитический учет материалов организуется в соответствии с построением номенклатуры-ценника, а зарезервированный номенклатурный номер обязательно проставляется во всех приходных и расходных документах по учету материальных ценностей. Использование в учете ВТ позволяет ввести в номенклатуру-ценник дополнительно такие показатели как норма запаса, естественная убыль, синтетический счет и т.д.
Оценка производственных
Для организации учета ПЗ важна оценка.
От выбора метода оценки ПЗ в значительной мере зависит точность определения материальных затрат на производства, а также величина баланса и налогооблагаемой прибыли. все запасы в синтетическом учете и бухгалтерском балансе отражаются по фактической себестоимости их приобретения/заготовления и включают след. элементы:
Другие расходы, связанные с приемкой/складированием также должны включаться в себестоимость запасов, но сложное распределение доходов по отдельным видам, обуславливает учет этих затрат в составе общехозяйственных расходов.
Исчисление фактической
себестоимости каждого
Расход материалов происходит ежедневно, поэтому определить их себестоимость в момент их отпуска невозможно.
Технический учет материальных
ценностей, согласно действующему законодательству,
разрешается вести по учетным
ценам. В качестве учетных цен
могут быть средне-номенклатурные цены
или плановая себестоимость приобретения/
Средне-номенклатурные цены рассчитываются по сложным уровням цен на начало и конец отчетного месяца по конкретным наименованиям ПЗ.
План себестоимости определяется по сложному уровню покупных цен и расходов по заготовлению и доставке их на предприятие.
Оценка МЦ по учетным ценам предполагает обособленно учитывать разницу (отклонение) между фактической себестоимостью приобретенных различных видов МЦ и стоимостью по учетным ценам. Присоединение таких отклонений к учетным ценам даст факт себестоимости. Отклонение фактической себестоимости от учетных цен в аналитическом разрезе учитывается по видам/группам однородных МЦ.
В конце каждого отчетного периода установленную сумму отклонений распределяют между израсходованными и оставшимися на складе МЦ пропорционально их стоимости по учетным ценам.
Действующее положение о БУ и отчетности предусматривает возможность использования методов оценки ПЗ:
Концепция этих методов, основаны на том, что себестоимость израсходованных материалов исчисляется по себестоимости их приобретения в определенной последовательности.
1. При FIFO - себестоимость МЦ, приобретенных первыми, должна быть списана на издержки производства первой.
2. При LIFO - себестоимость МЦ, приобретенных последними, используется для определения себестоимости списания на производство материалов в первую очередь.
Оценка ПЗ по LIFO и FIFO требует организации учета ПЗ по отдельным партиям.
3. При оценке ПЗ по методу средней себестоимости производится ее расчет каждого вида МЦ. Расчет производится, исходя из себестоимости имеющихся в наличии и приобретении ценностей с делением полученной суммы на количество единиц МЦ. В результате средняя себестоимость единицы конкретного вида материалов используется для определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на издержки производства и оставшихся в наличии.
Предприятие при формировании учетной политики имеет возможность выбора метода оценки ПЗ любой вариант может быть выбран, но ни один из этих вариантов не является идеальным.
Использование FIFO позволяет показывать ПЗ по себестоимости наиболее близкой к затратам на их приобретение, так как оценка производится по времени последних закупок. В условиях инфляции, повышения цен использование FIFO не обеспечивает должное соответствие текущих расходов и доходов так как занижает себестоимость материальных ресурсов и завышает прибыль от реализации продукции.
Метод LIFO наоборот дает большую себестоимость материальных затрат и при сопоставлении доходов от реализации с себестоимостью позволяет показывать меньшую прибыль в отчетности. Оценка оставшихся материалов по LIFO приводит к занижению их стоимости при существующем росте цен.
Оценка ПЗ по методу средней себестоимости или на основе учетных цен с отклонениями в большей мере сглаживает колебания цен, но эти цены менее эффективны при принятии решений.
Основная проблема при выборе метода - как точнее увязать издержки производства с доходами от реализации и оценить производственные запасы на конец периода по стоимости, соответствующей рыночной конъюнктуре.
Выбранный метод должен
последовательно применяться из
года в год, и не может в течение
года изменяться. Только при наличии
серьезных оснований предприяти
МЦ, на которые в течение года снизилась стоимость либо они морально устарели или потеряли первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной цены, а разница списывается на финансовые результаты.
2.1 Документация и документооборот по движению производственных запасов
Первичные документы
по поступлению и расходу
Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.
Документальное оформление
поступления
материальных запасов
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производства.
Для выполнения производственной
программы предприятия определя
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения.
Поступающие в организацию
материалы оформляют
Вместе с отгрузкой
продукции поставщик высылает покупателю
расчетные и другие сопроводительные
документы — платежное
В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза.
Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.
Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом; то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй — для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.