Учет производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии. Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных ресурсов, используемых организацией, а также предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов, зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
Глава 1. Производственные запасы - объект бухгалтерского учета
1.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………….5
1.2 Учетная политика предприятия…………………………………………….13
1.3 Классификация и оценка производственных запасов……………………..16
Глава 2. Учет производственных запасов
2.1 Документальное оформление движения производственных запасов…....23
2.2 Учет производственных запасов на складах……………..……....29
2.3 Учет производственных запасов в бухгалтерии………………….……......32
2.4 Синтетический учет производственных запасов……………………..........34
2.5 Инвентаризация производственных запасов………………………..…......38
Глава 3. Совершенствование учета производственных запасов………….41
Заключение…………………………………………………………....43
Список используемой литературы…………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт курсовая.DOC

— 2.37 Мб (Скачать файл)

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами  от поставщиков (неотфактурованные  поставки), оприходуют по акту в приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

Стоимость акцептованных  и оплаченных материалов, не поступивших  в течение отчетного периода  в организацию (материалы в пути), по окончании месяца отражают по дебету счетов 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют а по поступлению ценностей составляют обычную бухгалтерскую запись по ним.

При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными  данными, оформляемые актом. Излишки  приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным; ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишков.

Если при приемке  материалов обнаружена недостача или  их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не отражают.

Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».

Если твердой учетной  ценой служит плановая себестоимость материалов, то постудившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения фактической себестоимости от плановой».

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают  с кредита материальных счетов в  дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в  течение месяца по твердым учетным  ценам. При этом составляют следующую  бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 20 «Основное  производство» (материалы отпущены основному производству);

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам);

Дебет других счетов в  зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);

Кредит счета 10 «Материалы»  или других счетов до учету материалов.

Проданные материалы  списывают с кредита счета 10 в  дебет счета 91 «Прочие доходы и  расходы». По дебету счета 91 отражают также  расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

Стоимость материалов по твердым ценам между различными счетами издержек производства и  другим направлениям выбытия материалов распределяют на основании ведомости  распределения материалов, которую  составляют по данным первичных документов о расходе материалов.

По истечении месяца определяют разницу между фактической  себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным  ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом «красное сторно», т.е. отрицательными числами.

Отклонения фактической  себестоимости материалов от стоимости  их по твердым учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися  на вкладе материалами пропорционально  стоимости материалов по твердым  учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от твердой учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по твердым учетным ценам.

Если синтетический  учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, то помимо счетов по учету материально-производственных запасов (10, 41, 43) используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

2.5 Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы) заносятся  в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых  данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться  в порядке расположения ценностей  в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных  помещениях у одного материально  ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти ценности заносят  в отдельную опись. В ней указывают  дату поступления, наименование поставщика, дату и номер приходного документа, наименование товара, количество, цену и сумму. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях  и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносят  в отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется  опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делают отметку за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указывают наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

ИХП, находящиеся в  эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально  ответственным лицам, на хранении у  которых они находятся.

Инвентаризацию проводят путем осмотра каждого предмета. В описи ИХП заносят по наименованиям  в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

При инвентаризации ИХП, выданных в индивидуальное пользование  работникам, допускается составление  групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных  за эти предметы лиц, на которых открыты  личные карточки, с распиской их в описи.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании  ведомостей-накладных или квитанций  организаций, осуществляющих эти услуги.

ИХП, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тару заносят в описи  по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и др.).

На тару, пришедшую  в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием  причин порчи.

Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредиты счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Совершенствование учёта производственных запасов

 

            Оформление  отпуска  материалов  трудоемко  из-за большого количества и  разнообразия первичных  документов. Поэтому  важное  значение  имеет   упрощение  учета   на   этом   участке.  С этой целью   в Р/К «За Родину»  первичные документы на  внутреннее  перемещение  и  отпуск  в производство материалов оформляются только  в натуральных  показателях. В  конце месяца в  бухгалтерии по  данным первичных  документов с  помощью специального  программного  обеспечения  происходит автоматическое списание на затратные  счета материалов по  учетным ценам, в  качестве которых  служат  оптовые   цены  приобретения.

       При использовании ЭВМ все  необходимые регистры при   сальдовом  методе учета  материалов  (групповые оборотные   ведомости,   ведомости   остатков, сальдово - сличительные ведомости) составляют на машинах.

       Аналитический учет материалов  в бухгалтерии с применением   ЭВМ  можно осуществлять также посредством составления сортовых оборотных ведомостей  по номенклатурным  номерам  на  основании поступающих первичных   документов.

Сверка со складским  учетом и  в  этом  случае  осуществляется  вручную.  При передаче на  вычислительное  устройство  карточек  складского  учета  на  их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость,  в  которой сопоставляются исходящий остаток материалов  (в  количественном  и  суммовом выражении)  по  первичным  документам,  по  карточкам  складского  учета   и выявляются отклонения между этими данными.

       Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ  имеют  существенные  недостатки,   поскольку   при   сальдовом   методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных  ведомостей для сверки  данных  бухгалтерского  и  складского  учета  непосредственно  с помощью  машин.  При  составлении  только  сальдовой  ведомости   сверку   с карточками складского учета производят вручную,  что  значительно  затруднят поиск и обнаруж6ния ошибок.

       При составлении сортовых  оборотных   ведомостей  на  ЭВМ  ослабляется контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства.

       В связи с этим целесообразно  использовать комбинированный метод  учета материалов,  сочетающий  прогрессивность   сальдового   метода   и   меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором  варианте.  При комбинированном  методе  осуществляется  постоянный  контроль  за  складским учетом,   и   составляются   сортовые   оборотные    (оборотно - сличительные) ведомости.   Данные   о   начальных   остатках   и   оборотах   по   каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Производственные  запасы  составляют  значительную  часть   стоимости имущества предприятия, затраты материальных ресурсов  в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции.  Именно  поэтому  усиление контроля  за  состоянием  производственных   запасов   и   рациональным   их использованием   оказывает   существенное    влияние    на    рентабельность производства и финансовое состояние предприятия.

Информация о работе Учет производственных запасов