Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:25, курсовая работа
Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, т.е. имеет социальную направленность, затрагивает интересы миллионов людей. Данное Конституцией Российской Федерации право граждан на социальное обеспечение и ответственность государства за соблюдение и защиту этого права обеспечивается за счет средств соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Введение 3
1. Единый социальный налог:
1.1. Развитие единого социального налога 5
1.2. Понятие единого социального налога 7
1.3. Объект налогообложения 10
1.4. Ставки, льготы и порядок уплаты единого социального налога 11
2. Учет расчетов по единому социальному налогу на примере
ООО «ИнфоСистемы»:
2.1. Характеристика организации 17
2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии 17
2.3. Учет операций по взносам во внебюджетные фонды и отчетность 19
3. ЕСН 2009 – последний год? 21
Заключение 24
Список нормативных источников и литературы 27
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки налоговый и отчетный периоды, и т.д.
Налогоплательщики единого социального налога подразделяются на две категории. Первая категории – это работодатели. Они уплачивают налог за тех работников, труд которых используют в процессе своей деятельности. К ним относятся организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, выступающие в качестве работодателей. Вторая категория – это индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Если
организация или
В 2001 году объектами налогообложения являлись безвозмездные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме, (премии, стипендии, стоимость наград или призов и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками – работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ним трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
В 2002 году порядок исчисления единого социального налога изменился, в связи с пенсионной реформой внесены значительные изменения в главу 24 Налогового кодекса. В частности, введен налоговый вычет, который в обязательном порядке налогоплательщик уплачивает в пенсионный фонд, а так же уточнен состав налогоплательщиков, внесены поправки в объект налогообложения, уточнены некоторые важные моменты формирования налоговой базы по единому социальному налогу.
В
связи с этим, выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые работодателями
в пользу физических лиц по трудовым
и гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ,
оказание услуг, а также по авторским договорам
(вне зависимости от формы, в которой они
производятся), не признаются объектом
обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций
(индивидуальных предпринимателей) такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль (налогу
на доходы физических лиц) в текущем отчетном
(налоговом) периоде.
1.3.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Не
относятся к объекту
Не признаются объектом налогообложения выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации, и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков - глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные указанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.
Не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), если:
Итак,
с 1 января 2001 года взносы во внебюджетные
фонды прекратили свое самостоятельное
существование, но в рамках единого социального
налога сохраняется их достаточная обособленность.
Бюджеты по каждому из фондов, в которые
зачисляется ЕСН, утверждаются, как и прежде,
соответствующими федеральными законами.
1.4.Ставки,
льготы и порядок уплаты единого социального
налога
Для
исчисления и уплаты единого социального
налога установлена регрессивная шкала
налоговых ставок и ставок распределения
платежей между различными
фондами в зависимости от
величины выплаченных доходов. Для всех
категорий налогоплательщиков сохраняется
главный принцип регрессивного
исчисления и уплаты – чем
выше сумма налогооблагаемого дохода,
тем ниже ставка налога. Сумма налога в
различных разрядах шкалы варьируется
также в зависимости от вида налогоплательщиков.
Существует порядок ведения различных
расчет платежей для налогоплательщиков,
занятых в производстве (кроме производства
сельскохозяйственной продукции), для
налогоплательщиков-
Сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как процентная доля налоговой базы.
Для налогоплательщиков – организаций, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяются следующие ставки:
Таблица 1.1 - Расчет платежей по уплате ЕСН для налогоплательщиков, занятых в производстве, кроме производства сельскохозяйственной продукции
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет (в т.ч. ПФР) |
Фонд социального страхования |
Фонды обязательного медицинского страхования | ИТОГО | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориал. фонды обязательного медицинского страхования | ||||
До 280 000 рублей | 20,0% | 2,9% | 1,1% | 2,0% | 26,0% |
От 280 001 рублей до 600 000 рублей |
56 000 руб. + 7,9%
с суммы, превышающей
280 000 руб. |
8120 руб. +
1,0%
с суммы, превышающей 280 000 руб. |
3080 рублей + 0,6% с
суммы, превышающей
280 000 руб. |
5600 руб. +
0,5%
с суммы, превышающей 280 000 руб. |
72,800 руб. +10% с
суммы, превышающей
280 000 руб. |
Свыше 600 000 рублей |
81280 руб. + 2,0%
с суммы, превышающей 600 000 руб. |
11 320 рублей | 5000 рублей | 7200 рублей | 104800 руб. + 2,0% с
суммы, превышающей
600 000 рублей |
Единый социальный налог уплачивается налогоплательщиками отдельными платежными поручениями, которые оформляются в отношении ПФР, ФСС РФ, Федерального ФОМС и территориального ФОМС. Зачисление единого социального налога производится на отдельные лицевые счета на балансовом счете «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (приказ Министерства финансов России от 15.01.2001 года № 3-н «Об утверждении Правил зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов»).
Порядок
уплаты единого социального налога,
предусматривающий авансовые
При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. Налог начисляется каждым работодателем отдельно. При расчете налоговой базы работодатели должны учитывать все категории работников (внешних совместителей, работников, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты по авторским и лицензионным договорам).
Ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту учета расчет по налогу (в целом по работникам) по утвержденной форме. Имеющаяся разница между суммой уплаченных авансовых платежей за налоговый период и суммой налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, должна быть уплачена не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем предоставления декларации.
Налогоплательщик может воспользоваться правом на зачет (возврат) излишне уплаченных сумм в порядке статьи 7 НК РФ.