Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексная оценка современного состояния бухгалтерского учета затрат по оплате труда на предприятии, его совершенствования на переходном этапе становления экономики Украины.
Можно выделить основные задачи, рассматриваемые в данной работе:
- раскрыть экономическую заработной платы, ее функции и структуру;
- охарактеризовать нормативно-методическую базу по учету затрат по оплате труда;
- рассмотреть порядок документального оформления учета затрат по оплате труда;
- проанализировать организацию учета затрат по оплате труда на исследуемом предприятии;
- рассмотреть синтетический и аналитический учет затрат по оплате труда и отражение информации о них в учетных регистрах и финансовой отчетности.
Введение…………………………………………………………………….……....3
Экономическая сущность расчетов по оплате труда, виды и формы
оплаты труда ……..…………………………………………………….….…..5
Правовое регулирование и регламентное обеспечение учета затрат
на оплату труда ………………………………………………………..……..17
Документальное оформление операций, связанных с затратами на
оплату труда.…………………………………………………………… ...….23
Синтетический и аналитический учет затрат на оплату труда …..……..…30
Технология обработки данных по учету затрат на оплату труда на ПК…..35
Заключение ……..………………………………………………..…………….…..41
Список использованных источников………………..……………………...….…43
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 9.
КРЦ «Юг-Авто» ведет учет в установленном порядке. Отчетность ведется в соответствии с действующим законодательством Украины.
Трудовые отношения с наемными работниками, включая вопросы приема на работу и увольнения, рабочего времени и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций в КРЦ «Юг-Авто» регулируются коллективным договором и трудовыми договорами. С согласия сторон с работником может быть заключен трудовой контракт. Условия коллективного и трудовых договоров не могут ухудшать положения наемных работников ДП «КРЦ «Юг-Авто» по сравнению с условиями, установленными действующим законодательством Украины о труде.
КРЦ «Юг-Авто» самостоятельно определяет:
Бухгалтерский учет на исследуемом Предприятии ведется в соответствии с принятой учетной политикой предприятия. В КРЦ «Юг-Авто» создан приказ об организации бухгалтерского учета и учетной политике предприятия (Приложение Г).
Налоговый учет ведется в
соответствии с Законом
Расходы операционной деятельности группируются по элементам с применением 8 и 9 класса счетов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на директора и главного бухгалтера предприятия. Организация бухгалтерского учета ведется по журнально-ордерной форме учета.
Структура бухгалтерии определена задачами и объемами работ, услуг, которые оказывает КРЦ «Юг-Авто», количеством и сложностью учетных работ, предлагаемыми типовыми системами организации бухгалтерского учета и т.д.
Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер, который осуществляет руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности.
Организационная структура бухгалтерии рассмотрена на рисунке 10.
Рис. 10. Организационная структура бухгалтерии ДП «КРЦ «Юг-Авто»
Учет затрат по оплате труда ведет бухгалтер по расчетам по оплате труда, который осуществляет начисление заработной платы и другие выплаты работникам.
Таким образом, в настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов, касающихся всех слоев населения Украины, является вопрос оплаты труда. Поэтому, в Украине достаточно большая нормативно-правовая база, которая регламентирует вопросы, связанные с оплатой труда. Это Законы Украины, инструкции и другие нормативные документы
Объектом исследования является КРЦ «Юг-Авто». Предприятие руководствуется в своей деятельности законодательством Украины, учредительным договором и Уставом. При проведении анализа организации учета исследуемого предприятия были выявлены следующие недостатки: нет должностной инструкции бухгалтера, который ведет учет оплаты труда, отсутствует график документооборота. Следовательно, необходимо для улучшения деятельности бухгалтерии внедрить в учетно-аналитическую работу предприятия должностную инструкцию бухгалтера по учету оплаты труда и расчетов по страхованию и графики документооборота наиболее важных первичных документов (в частности, расчетно-платежной ведомости).
Одной из первоочередных задач каждого предприятия независимо от формы собственности, является учет личного состава, который ведется отделом кадров, либо другим уполномоченным лицом.
На предприятиях деятельность кадровой службы регламентируется организационными документами, одним из которых является штатное расписание.
В штатном расписании устанавливается должностной и численный состав работников предприятия. Оно содержит перечень должностей, сведения о штатных единицах, должностные оклады и месячный фонд заработной платы предприятия.
Составляется штатное расписание по состоянию на 1 января по приказу руководителя предприятия, в обязанности которого входит также его утверждение.
Все первичные документы относительно личного состава предприятия, утвержденные Приказом Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 09.10.95 г. № 253 и Приказом Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета личного состава» от 27.10.95 г. № 277, можно разделить на две группы:
К основным первичным документам по учету личного состава предприятия относятся:
Основные распорядительные документы относительно личного состава представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Распорядительные документы относительно личного состава
Наименование распорядительного документа |
Назначение распорядительного документа |
Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № П-1) |
Используется для учета работников, принятых на предприятие. Составляется в отделе кадров на всех работников и подписывается руководителем предприятия. Подписанный руководителем приказ объявляется работнику под роспись. На основании подписанного приказа о приеме на работу в отделе кадров заполняют форму № П-2 «Личная карточка» и делают запись в трудовую книжку, бухгалтерия открывает лицевой счет |
Приказ(распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № П-5) |
Применяется при оформлении перевода работника из одного цеха (отдела, участка, подразделения) в другой. Заполняется работником отдела кадров в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в отделе кадров, другой - передается в бухгалтерию |
Приказ(распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № П-6) |
Применяется для оформления ежегодного и других видов отпуска, который предоставляется работникам в соответствии с действующим законодательством. Приказ составляется в двух экземплярах: один остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. На основании этого приказа отдел кадров делает отметки в личной карточке работника (ф. № П-2), а бухгалтерия рассчитывает сумму отпускных |
Список № о предоставлении отпуска |
Применяется на крупных предприятиях для оформления отпуска группы работников. На основании этого документа отдел кадров делает отметки в личной карточке работников (ф. № П-2), а бухгалтерия рассчитывает суммы отпускных |
Приказ(распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № П-8) |
Применяется при увольнении работников. Заполняется работником отдела кадров в двух экземплярах: один остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию. Приказ подписывается руководителем предприятия и структурного подразделения. На основании приказа о прекращении трудового договора (контракта) бухгалтерия производит расчет с работником, а отдел кадров делает соответствующую запись в трудовую книжку |
Для учета использования рабочего времени, контроля за соблюдением работающими установленного режима работы и расчета заработной платы применяются табеля учета использования рабочего времени.
В настоящее время применяются три вида табелей, формы которых утверждены Приказом Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 09.10.95 г. № 253.
- Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № П-12);
- Табель учета использования рабочего времени (ф. № П-13);
- Табель учета использования рабочего времени (ф. № П-14).
В КРЦ «Юг-Авто» применяется Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № П-12).
Табель представляет собой поименной список всех работников цеха (отдела), участка или другого структурного подразделения предприятия с отметкой напротив каждой фамилии об использовании рабочего времени. Включение работника в табель или исключение из него (в связи с увольнением или внутренним перемещением) осуществляется на основании приказов о приеме на работу, переводе и увольнении.
Для учета личного состава и заполнения табеля каждому работающему присваивается табельный номер. Он приводится во всех документах по учету труда и его оплаты. В случае увольнения работника (перевода в другой цех, отдел) его табельный номер не должен присваиваться другому лицу в течение не менее трех лет.
Табель открывается ежемесячно на всех работающих цеха (отдела), участка и т.п. Порядок записей в нем может быть следующий: отдельно по каждой категории работающих, а в пределах категорий - в порядке табельных номеров или в алфавитном порядке.
Табель составляется в одном экземпляре за два - три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц. Составляется и заполняется табель ответственным лицом, которому поручено ведение учета рабочего времени.
В конце месяца после соответствующего оформления табель передается в бухгалтерию.
Учет явок на работу и использование рабочего времени в табеле осуществляется двумя способами:
Отметки в табеле о причинах неявок на работу, о работе в сверхурочное время или других отклонениях от нормальных условий работы производятся только на основании должным образом оформленных документов по учету личного состава. К таким документам относятся приказы о направлении в служебную командировку, о предоставлении отпуска, больничные листы и т. д.
Для учета сверхурочно отработанного работниками времени и его оплаты применяется типовая ф. № П-15 «Список лиц, которые работали в сверхурочное время». Для учета простоев используется «Листок № - учета простоев» (ф. № П-16).
Начисление дополнительной заработной платы и оплаты труда по среднему заработку также осуществляется на основании первичных документов. К ним относятся приказы о предоставлении отпуска и соответствующий расчет, приказы о предоставлении материальной помощи и т. д.
Документами, подтверждающими сумму расходов на оплату труда работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятием, являются расчетные и расчетно-платежные ведомости (Приложение Д). В них непосредственно рассчитываются суммы, подлежащие начислению, удержанию и выплате работникам за отчетный период (месяц).
Типовые формы таких ведомостей утверждены Приказом Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета по расчетам с рабочими и служащими по заработной плате» от 22.05.96 г. № 144.
Этим документом рекомендован следующий порядок учета расчетов с работниками по оплате труда на предприятии:
1. Расчеты с работающими по оплате руда рекомендуется вести централизованно. Первичные документы по учету выработки и заработной платы сдаются для проверки и последующих расчетов по установленному графику в расчетный отдел бухгалтерии (вычислительный центр, станцию или бюро).
2. За работу в первой половине месяца работникам, как правило, выдается аванс, а конечный результат расчета заработной платы производится при ее выплате за вторую половину месяца.
Расчет заработной платы рабочих со сдельной оплатой труда за весь расчетный период производится на основании первичных документов по учету выработки, доплаты за сверхурочные часы работы, начисления премий и др., а также путем подсчета различного рода удержаний и определения суммы, подлежащей выдаче на руки.
Расчет заработной платы рабочих с повременной оплатой труда производится на основании учета фактически отработанного времени, доплат за сверхурочное время работы, начисления премий и др., а также путем подсчета различного рода удержаний и определения суммы, подлежащей выдаче на руки.
3. Расчеты по заработной плате производятся по одному из трех вариантов (табл.4).
Таблица 4 - Варианты проведения расчетов по заработной плате
Вариант расчета |
Порядок проведения расчета |
1 |
2 |
Расчеты по расчетно-платежной ведомости (ф. № П-49) |
Расчетно-платежная ведомость одновременно используется для расчета и выдачи заработной платы, причитающейся работнику. На небольших предприятиях, когда система распределения заработной платы по производственным расчетам не усложняется, расчетно-платежная ведомость может выписываться в одном экземпляре. В других случаях ведомость выписывается в двух экземплярах (под копирку), причем платежным документом является первый экземпляр. Данные о выплачиваемом авансе и о суммах удержания налогов (взносов), исчисленных по заработной плате в прошлом месяце, содержатся в лицевом счете (ф. № П-54). При наличии большого количества первичных документов по учету выработки рабочих подсчет сдельного заработка осуществляется при помощи накопительной карточки учета выработки и заработной платы (ф. № П-55) или накопительной карточки учета заработной платы (ф. № П-56) |
Расчеты по расчетной ведомости (ф. № П-50) и отдельной платежной ведомости (ф. № П-53) |
При наличии большого количества первичных документов по учету выработки подсчет заработка так же, как и в первом варианте, производится в накопительной карточке (ф. № П-55 или № П-56) |