Учет расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексная оценка современного состояния бухгалтерского учета затрат по оплате труда на предприятии, его совершенствования на переходном этапе становления экономики Украины.
Можно выделить основные задачи, рассматриваемые в данной работе:
- раскрыть экономическую заработной платы, ее функции и структуру;
- охарактеризовать нормативно-методическую базу по учету затрат по оплате труда;
- рассмотреть порядок документального оформления учета затрат по оплате труда;
- проанализировать организацию учета затрат по оплате труда на исследуемом предприятии;
- рассмотреть синтетический и аналитический учет затрат по оплате труда и отражение информации о них в учетных регистрах и финансовой отчетности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……....3

Экономическая сущность расчетов по оплате труда, виды и формы
оплаты труда ……..…………………………………………………….….…..5
Правовое регулирование и регламентное обеспечение учета затрат
на оплату труда ………………………………………………………..……..17
Документальное оформление операций, связанных с затратами на
оплату труда.…………………………………………………………… ...….23
Синтетический и аналитический учет затрат на оплату труда …..……..…30
Технология обработки данных по учету затрат на оплату труда на ПК…..35

Заключение ……..………………………………………………..…………….…..41
Список использованных источников………………..……………………...….…43

Файлы: 1 файл

Учет затрат на оплату труда.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Для отражения в регистрах бухгалтерского учета расчетов по оплате труда и отчислениям на социальные мероприятия КРЦ «Юг-Авто» применяет Журнал 5. В Журнале отражаются обороты по кредиту счета 66 «Расчеты по выплатам работникам» - операции, связанные с начислениям работникам предприятия основной и дополнительной заработной платы, премий, пособия по временной нетрудоспособности и т.п. Анализ счета 66 рассмотрен в Приложении З).

Операции по удержанию и уплате в бюджет НДФЛ отражаются в Ведомости 3.6. аналитического учета расчетов с бюджетом.

На основании данных  Журналов-ордеров составляется Главная книга, информация из которой переходит в Отчетность.

Информация о расчетах об оплате труда и связанных с ней отчислениях отражается в следующих формах отчетности:

- Баланс (Ф.1) – в стр. 570-580 IV раздела Пассива (Приложение И);

- Отчет о финансовых результатах  – в составе расходов предприятия  и отдельно во II разделе «Элементы  операционных расходов» в стр. 240-250 (Приложение К);

- Декларация о налоге на прибыль  предприятия, так как заработная плата напрямую влияет на сумму прибыли (стр.04.3 «Расходы на оплату труда») (Приложение Л).

- в налоговую инспекцию сдается  справка о суммах выплаченных  доходов и удержанных с них  налогов физических лиц – форма  № 1-ДФ.

Информация о начислениях и удержаниях  в соответствующие органы социального страхования предоставляется отчетность.

Таким образом, для предприятия любые выплаты, связанные с оплатой труда - что практически всегда расходы, но расходы разных категорий:

  • расходы текущего периода (счета классов 8 и 9);
  • расходы, подлежащие амортизации (счет 15);
  • расходы будущих периодов (счет 39);
  • расходы, отраженные в учете и отчетности ранее (счет 47).

Для отражения в регистрах бухгалтерского учета затрат на оплату труда КРЦ «Юг-Авто» применяет  Журнал 5. Информация о расчетах по оплате труда отражается в финансовой, налоговой и статистической отчетности, а именно в Балансе, Отчете о финансовых результатах, Декларации о прибыли предприятия и в отчетах в фонды социального страхования.

 

 

 

 

 

 

5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА НА ПК

 

В КРЦ «Юг-Авто» учет затрат на оплату труда ведется с применением специализированной программы «Учет труда и заработной платы». Данная программа специально разработана для данного предприятия.

Рассмотрим основные особенности данной программы.

Информационно-вычислительный центр организует автоматизированный сбор и обработку информации с помощью ЭВМ, разрабатывает и совместно со службами и отделениями осуществляет внедрение автоматизированной системы управления. Методическое и техническое руководство деятельностью ИСЦ осуществляет Главное управление сигнализации, связи и вычислительной техники МПС.

Задача начисления зарплаты за первую половину месяца (ZВ 301) предусматривает автоматизированный расчет сумм заработной платы при индивидуальной и бригадной организации работы.

При решении этой задачи используют данные входных массивов МVХВ 301 (массив нарядов), МVХВ 302 (массив рапортов о выработке), которые создаются на основе информации рабочих нарядов (ф. DВ 1301) и рапортов о выработке (ф. DВ 1302). Непосредственно в расчете сумм сдельных заработков принимает участие справочный массив МРS 301 (справочник фамилий рабочих предприятия).

Вследствие выполнения расчетов формируется вспомогательная ведомость «Распечатка нарядов» (ф. DВ 2301), которая включает такие реквизиты: структурное подразделение, табельный номер, вид оплаты, нормированное время, сумма зарплаты.

При получении этого сведения создается массив сдельных заработков в разрезе табельных номеров (МRРВ 301), данные которого используются при начислении заработной платы рабочим за первую и вторую половину месяца.

Расчет аванса (задача ZВ 302) выполняется соответственно по категории работника.

Порядок его выполнения с помощью ЭВМ предусматривает использование как входные данные информацию справочного массива МРS 301 (справочник фамилий рабочих предприятия), что содержит плановый аванс и массива МRРВ 301 (массив сдельных заработков). Кроме того, в общую сумму аванса по необходимости можно включать суммы таких заработков, которые рассчитываются вручную и содержатся в ведомости на разные оплаты (ф. DВ 1303). Эта информация вводится в ЭВМ перед началом расчета аванса, создавая входной массив МVХВ 303 (массив разных оплат).

Результаты расчетов фиксируются в платежной ведомости на выдачу заработной платы за первую половину месяца (ф. DВ 2302). Реквизиты ведомости: порядковый номер, месяц, табельный номер, фамилия, имя, отчество, сумма к выдаче, подпись о получении.

Рассчитанные суммы аванса в разрезе табельных номеров записываются в массив МRРВ 302 (массив аванса), что сохраняется к завершению расчета заработной платы текущего месяца.

Процесс начисления заработной платы рабочим и служащим за месяц (код ZВ 303) можно условно поделить на такие комплексы взаимосвязанных расчетов:

  • начисления основной заработной платы рабочим-сдельщикам;
  • начисления основной заработной платы рабочим-почасовикам;
  • начисления дополнительной заработной платы;
  • расчеты других компенсационных и поощрительных выплат.

Организация процесса реализации расчетов основной, дополнительной зарплаты и других компенсационных и поощрительных выплат работникам повременщикам и сдельщикам предусматривает формирования таких входных массивов:

  • учету рабочего времени (МVХВ 304) - содержит данные из табеля учета использования рабочего времени (DВ 1304);
  • простоев (МVХВ 305) - содержит данные из листков  простоев (DВ 1305);
  • временной нетрудоспособности (МVХВ 306) - содержит данные из листков о временной нетрудоспособности (DВ 1306);
  • доплат (МVХВ 307) - содержит данные из листков на доплату (DВ 1307);
  • актов о браке (МVХВ 309) - содержит данные из актов о браке (DВ 1309).

На основании входных массивов осуществляется начисление заработной платы по разным видам оплат, а также определяется размер выплат за время выполнения государственных обязанностей и вычисляются разного рода доплаты. Кроме того, для начисления зарплаты сдельщикам используется массив сдельных заработков (МRРВ 301), что формируется вследствие решения задачи ZВ 301. Результатом машинного решения задачи ZВ 303 есть формирование и выдача таких исходных документов:

  • сведение выполнения норм выработки рабочими-сдельщиками (ф. DВ 2303) с такими реквизитами: табельный номер, фамилия, имя, отчество, профессия, вид оплаты, время нормированное, время фактическое, процент выполнения, сумма премии;
  • отчет о выплате помощей из социального страхования (ф. DВ 2304). Структура отчета: табельный номер, фамилия, имя, отчество, вид помощи, процент оплаты, сумма;
  • реестр больничных листков (ф. DВ 2305). Структура реестра: табельный номер, фамилия, имя, отчество, номер письма, количество часов, процент оплаты.

Фактически, исходящие документы DВ 2304 и DВ 2305 представляют собой отчеты о выплате помощи рабочим и служащим за дни их болезни, которые подтверждены листками нетрудоспособности.

Для обеспечения расчетов итоговых сумм заработной платы, принадлежащих рабочим и служащим, в составе информационного фонда комплекса задач учета работы и заработной платы формируются массивы:

  • доплат за отклонение от нормальных условий работы (МRРВ 303);
  • временной нетрудоспособности (МRРВ 304);
  • начислений (МRРВ 305),
  • простоев (МRРВ 306).

Они содержат сведения о начисленной основной и дополнительной заработной плате, другие поощрительные и компенсационные выплаты по каждому табельному номеру.

Формируется исходный массив МRVВ 301, который содержит данные о распределении сумм начисленной зарплаты. Эта информация необходимая участку учета затрат на производство для определения сумм заработной платы, которые включаются в производственную себестоимость продукции и сумм заработной платы, которые относятся к затратам отчетного периода. Связь с участком учета затрат на производство осуществляется через общесистемный массив МSVВ 702. Все виды начислений рабочим основных и вспомогательных цехов, а также служащим отображаются на дебете соответствующих счетов и кредите счета 66 «Расчеты по выплатам работникам» в разрезе работников (табельных номеров), видов выплат и удержаний.

Задача ZВ 304 из расчета удержаний с заработной платы включает начисления налогов, сборов, удержаний по исполнительным листам, за товары, купленные в кредит и т.п.

Процесс решения этой задачи состоит в определении сумм налогов и удержаний по каждому табельному номеру рабочего с выдачей соответствующих исходных данных.

В результате проведения расчетов сумм государственных налогов и других обязательных платежей формируется сведение DВ 2306 с реквизитами: фамилия, имя, отчество, табельный номер, сумма прибыльного налога, сумма удержаний для Пенсионного фонда, сумма удержаний на социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности, сумма удержаний на обязательное социальное страхование на случай безработицы, сумма общая.

При расчете удержаний по исполнительным листам и сумм алиментов на основе справочников удержаний по исполнительным листам (МРS 303) и удержаний алиментов (МРS 306) распечатываются машинограммы «Ведомость удержаний по исполнительным листам» (DВ 2307) и «Список почтовых переводов за алименты, удержанных из рабочих и служащих» (DВ 2308).

Реквизиты ведомости удержаний по исполнительным листам: фамилия, имя, отчество, табельный номер, номер дела, сумма заработной платы, подоходный налог, процент удержания, сумма удержания.

Реквизиты списка почтовых переводов за алименты, удержанных из рабочих и служащих: фамилия, имя, отчество, табельный номер, сумма заработной платы, сумма налога на прибыль, сумма для начисления алиментов, процент удержаний, сумма почтового перевода.

Расчет удержаний за товары, купленные в кредит, выполняется соответственно информации, которая содержится в массиве справочника удержаний за товары, купленные в кредит (МРS 304), созданному на основе данных обязательств рабочих и служащих. Результатом данного расчета есть табуляграмма «Ведомостей задолженностей рабочих и служащих за товары, купленные в кредит по предприятию» (ф. DВ 2309). Реквизиты ведомости: код структурного подразделения, номер документа, табельный номер, фамилия, имя, отчество, сумма к удержанию, остаток задолженности на конец месяца.

В случае выдачи рабочим форменной одежды, за которую предполагается осуществлять удержание из заработной платы, сумма рассчитанных удержаний отображается в результатной табуляграмме «Ведомость удержаний за выданную рабочим форменную одежду» (ф. DВ 23 10) с такими реквизитами: номер документа, табельный номер, фамилия, имя, отчество, дата выдачи, сумма к удержанию.

При формировании сводного массива удержаний МRРВ 307, кроме рассмотренных выше результативных массивов по отдельным видам удержаний, принимает участие массив МVХВ 308, который получается на основании данных ведомости других удержаний (ф. DВ 1308). Для связи с участком сводного учета и отчетности предусмотрены формирование данных о распределении удержаний по их видам и корреспондирующим счетам для массива МSVВ 702.

Заключительным этапом формирования участка учета труда и заработной платы является решение задачи расчета надлежащих сумм заработной платы и составления отчетных документов (ZВ 305). Вследствие ее решения получают данные о заработной плате по каждому работнику в разрезе видов оплат и удержаний в виде массива МRVВ 302.

Указанные массивы необходимы также для составления ряда отчетных форм, к которым, прежде всего, относятся расчетно-платежная документация, которая отображает результаты расчетов с рабочими и служащими в разрезе, структурных подразделений табельным номерам и видам оплат и удержаний. В   эту группу  документов входит, а именно:

- расчетно-платежная ведомость  на выдачу зарплаты (ф. DB 2311). Структура  ведомости: фамилия, имя, отчество, должность, оклад/тариф, отработанное время, начислена (основная зарплата, премии, доплаты, профвзносы, отпускные, соцстрах), вместе начислено, удержан (аванс, НДФЛ, по исполнительным документам, Пенсионный фонд, Фонд соц. страх., Фонд безработицы), вместе удержано, к выдаче, подпись:

- расчетный листок (ф. DВ 2312). Структура данного отчетного документа: структурное подразделение, табельный номер, фамилия, имя, отчество, вид оплаты, отработанное время, начислена (сумма), вид удержаний, удержана (сумма).

 По составу группа  исходных документов, которые содержат  бухгалтерские и статистические сведения, в частности сведения о простоях и  причины их возникновения  (ф. DВ 2313), о доплатах за отклонение от нормальных условий работы (ф. DВ 2314), о распределении зарплаты по категориям и видам оплат (ф. DВ 2315) и т.п.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив взгляды многих ученых–экономистов, можно сделать вывод о том,  что все определения сводятся к одному: оплата труда – это основная часть фонда жизненных средств работников, представляющая собой долю чистой продукции (доходов) предприятия, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяемую между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладам, а также размерам вложенного капитала.

Информация о работе Учет расчетов по оплате труда