Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее и полное изучение учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, а также определение путей и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения работы решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы учёта расчётов по социальному страхования и обеспечению;
2. рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы социального страхования и обеспечения, применяемые в процессе расчётов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях;
3. разработать направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

    Большое значение как для страны в целом, так и для  отдельно взятого предприятия играют трудовые ресурсы, в связи с чем государство стремится поддержать работающих граждан путём выплаты им различного рода социальных трансфертов (выплат без встречного потока). В данной работе рассмотрены именно те социальные трансферты, которые касаются ряда компенсирующих выплат лицам, достигшим пенсионного возраста или имеющим право, в соответствии с действующим законодательством, на получение пособий (например, пособие по беременности и родам и другие).

Социальное страхование  как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений  по распределению и перераспределению  национального дохода с целью  формирования и использования фондов, предназначенных для граждан  Республики Беларусь по вопросам выплаты  различных пособий и пенсий, выплачиваемых  в соответствии с наступлением того или иного страхового случая (наступление  пенсионного возраста, а так же выплаты пособий компенсирующего  характера).

       Сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование, а также ежедневный контроль  за правильностью и своевременностью  уплаты  этих платежей осуществляют органы Фонда социальной защиты населения.

Выполнение плательщиками установленных законодательством  обязательств по уплате страховых взносов и иных платежей позволяет своевременно  обеспечивать пенсиями и пособиями нетрудоспособных граждан и семьи с детьми.  

Таким образом, в Республике Беларусь актуальны вопросы учета, уплаты обязательных страховых взносов и совершенствования системы расчетов с Фондом социальной защиты населения.

  Целью работы является всестороннее и полное изучение учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, а также  определение  путей и направлений их совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения работы решить следующие задачи:

  1. изучить  теоретические  основы учёта расчётов по социальному страхования и обеспечению;
  2. рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы социального страхования и обеспечения, применяемые в процессе расчётов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях;
  3. разработать направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию в Республике Беларусь.

 Объектом исследования  является экономико-финансовая  деятельность ОАО «Гродненский мясокомбинат». Предметом выступают расчёты по социальному страхованию и обеспечению.

  В основу данного исследования положены научные труды и публикации известных белорусских и зарубежных экономистов таких, как Алейникова Т., Казаков А., Михалкевич А.П., Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е., Левкович  О.В., Чечёткин А.С.,  Стешиц Л.И. и др. Источником информации также послужили материалы, представленные Национальным правовым Интернет-порталом Республики Беларусь www.pravo.by и официальным сайтом Фонда социальной защиты населения www.ssf.gov.by.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УЧЕТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ  И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

1.1. Сущность и задачи социального страхования в современных условиях

 

   Государственное  социальное страхование является частью системы социального обеспечения, организованной государством в интересах застрахованных с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий  социальных  и/или  профессиональных  рисков и заключается в материальном обеспечении застрахованных лиц,  оказании  им социальной, медицинской и реабилитационной помощи.

В области государственного социального страхования можно  выделить следующий  категориальный аппарат:

Объекты государственного социального  страхования – социальные (профессиональные) риски, связанные с имущественными и иными интересами застрахованного  лица, обусловленные  наступлением страхового случая.

Субъекты  государственного социального страхования – физические и юридические лица, находящиеся  в правовых отношениях в соответствии с законодательством о государственном  социальном страховании: государство (в лице органов соответствующей  исполнительной власти), страховщики, страхователи, застрахованные лица.

Страховщики - юридические  лица, осуществляющие страховую деятельность  в области государственного социального  страхования в силу действующего законодательства.

Страхователи - юридические  и физические лица, обязанные в  соответствии с действующим законодательством  вносить страховые взносы по   конкретным   видам   государственного   социального страхования.

Застрахованные лица  -  физические  лица, в пользу которых  осуществляется государственное социальное страхование.

Социальный (профессиональный)  страховой  риск  -   вероятное  событие, на случай  наступления  которого  осуществляется государственное  социальное страхование (для каждого  вида отдельно) в соответствии с  национальным законодательством.

Страховой  случай  -  свершившееся  событие, с  наступлением которого возникает  обязанность  страховщика  произвести выплаты  по государственному социальному страхованию, а в случае необходимости - компенсировать застрахованному лицу понесенные затраты  либо оплатить расходы,  в  том  числе  по  оказанию медицинской  помощи, проведению медицинской,  социальной  и  профессиональной  реабилитации,  другим видам социального обеспечения, предусмотренным настоящим Законом. Страховой взнос  -  плата  страхователя, вносимая страховщику, позволяющая  покрыть  возможную  величину  расходов на цели государственного социального страхования.

Страховой  тариф  - показатель ставки страхового взноса на цели государственного  социального  страхования  по  отношению  к размеру оплаты труда   (дохода)  по всем основаниям, если другое  не предусмотрено законодательством.

Страховая  выплата  -  постоянная, временная или единовременная денежная  сумма, выплачиваемая  страховщиком  при   наступлении  страхового  случая  застрахованному  лицу либо лицам, имеющим на это право  в соответствии с действующим  законодательством.

Обеспечение  по государственному социальному страхованию  - выплата  застрахованному  или  иному  определенному  соответствующим законодательством  лицу  пенсии,  пособия,  компенсации  либо оплата оказанной  ему  медицинской  и/или  реабилитационной  помощи   при наступлении страхового случая.

Бюджет  социального  страхования - средства, образуемые за счет страховых  взносов страхователей и других поступлений в соответствии с  действующим законодательством.

Страховой  стаж  -  суммарная  продолжительность периодов уплаты страховых  взносов  за  застрахованное лицо на цели государственного социального  страхования.[37, с.432]

В Беларуси система социального  страхования в современном его  понимании существует сравнительно недавно.

В целях совершенствования  системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда  Республики Беларусь и Фонда социального  страхования (последний находился  в структуре Совета Федерации  профсоюзов Беларуси) был образован  Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального  страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его  присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь.[30]

Главными задачами Фонда  социальной защиты населения являются:

  • финансирование расходов по государственному социальному страхованию;
  • сбор и аккумуляция страховых взносов;
  • осуществление расширенного воспроизводства средств фонда на основе принципа самофинансирования;
  • проведение разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам деятельности фонда;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и  международными  организациями по вопросам социального страхования.[42,с.187]

Средства Фонда социальной защиты населения образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов нанимателей и граждан;
  • добровольных взносов от физических и юридических лиц;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • доходов от капитализации средств фонда;
  • средств от взыскания недоимок, пени, финансовых санкций и штрафов;
  • иных поступлений.[42,с.187]

 

В республике действуют три  вида социального страхования:

 1. а) пенсионное страхование;

     б) страхование по временной  нетрудоспособности, в связи с  беременностью и родами, рождением  ребенка и уходом за ним  до достижения возраста 3 лет,  в связи со смертью застрахованного  или члена его семьи (далее  - социальное страхование).

 2. Страхование от безработицы.

 3. Страхование от производственного  травматизма и профзаболеваний.

Средства на эти виды страхования  образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первому виду страхования взносы платят также и работающие граждане.

 Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:

 - для работодателей и работающих  граждан - заработная плата и  другие выплаты работникам, кроме  утвержденного Советом Министров  республики перечня выплат, на  которые взносы не начисляются;  эти перечни утверждены по  каждому виду страхования отдельно  и несколько различаются между  собой;

- для физических лиц,  самостоятельно уплачивающих обязательные  страховые взносы, а также членов  крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый  ими доход.  

 Основными задачами  социального страхования являются:

- повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий;

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения  им возраста трёх лет, а также  социального пособия на погребение, санаторно-курортное обслуживание;

- участие в разработке  и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования.[30,с.73]

Таким образом, практическая реализация социального обеспечения в Республике Беларусь осуществляется посредством функционирования такой подсистемы, как социальное страхование. Социальное страхование — это организационно-правовая форма социальной защиты населения, посредством которой государство обеспечивает материальную поддержку лиц, утративших трудоспособность.

 

 

1.2.Нормативно-правовые документы  по образованию и использованию  фонда социальной защиты населения

 

Главным законом, регулирующим ведение бухгалтерского учёта в  Республике Беларусь является  Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» [16].

Действующим сегодня Законом "Об основах государственного социального  страхования" [23] (принят в 1995 г.) определено, что государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат за счет средств государственных страховых фондов. В нем дан перечень страховых случаев, при наступлении которых застрахованные получают установленные законодательством выплаты:

  • пенсионный возраст, инвалидность, потеря кормильца;
  • временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, смерть застрахованного или члена его семьи;
  • потеря работы;
  • производственные травмы и профессиональные заболевания.[23]

По Закону Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 57-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон "Об основах государственного социального страхования"» пособие по беременности и родам перешло в самостоятельный вид пособий по государственному социальному страхованию [23].

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению