Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее и полное изучение учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, а также определение путей и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения работы решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы учёта расчётов по социальному страхования и обеспечению;
2. рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы социального страхования и обеспечения, применяемые в процессе расчётов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях;
3. разработать направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

В связи с введением  с 1 января 2009 г. Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» размер страховых взносов в общую пенсионную систему для работодателей снижен с 29 до 28 % [19].

Одним из основных условий  предоставления работнику права  досрочного (ранее общего пенсионного  возраста) выхода на профессиональную пенсию остается наличие требуемого Законом профессионального стажа – стажа работы в неблагоприятных условиях труда, сопровождавшейся уплатой работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование [19].

Правила подсчета такого стажа  установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9.10.2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию». Определяется также порядок исчисления профессионального стажа при работе застрахованного лица в различных неблагоприятных условиях труда, в том числе в тех случаях, когда часть такой работы протекала до введения профессионального пенсионного страхования [27].

Тарифы обязательных страховых  взносов на профессиональное пенсионное страхование утверждены 10 января 2009 года Указом Президента Республики Беларусь № 23 (дифференцированы по категориям работников в пределах от 1,5 до 4,8 %).

Размер страховых взносов  на социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, уходя за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи) остался прежним - 6 %. Кстати, в число лиц, которые получили право на предоставление им одного рабочего дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, включены отец, опекун и попечитель.

Размер удержаний из заработной платы работников (1 %) также не изменился [27].

Категории граждан, на которых  распространяется государственное  социальное страхование, определены Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХИ «Об основах государственного социального страхования».

К гражданам, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию, в соответствии с Законом № 3563-ХИ относятся:

  • индивидуальные предприниматели (кроме тех индивидуальных предпринимателей, на которых, согласно Закону № 3563-ХИ, государственное социальное страхование распространяется при условии уплаты страхов взносов),а также частные нотариусы;
  • осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых  работ;
  • неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьёй 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении»;
  • лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на  производстве или профессионального заболевания [23].

Закон РБ от 6 января 1999 г. № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного социального страхования»  устанавливает правовую  основу  и   принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений  о гражданах,  на которых распространяется действие законодательства  о государственном социальном страховании [21].

 Постановление правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. постановляет внести в постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2009 г. № 10 «Об утверждении форм документов и Инструкции по формату документов персонифицированного учета» изменения и дополнения [28].

Постановление правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. на основании Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", постановляет утвердить Инструкцию по определению формата формы государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", Инструкцию о порядке обмена электронными документами, Инструкцию по определению формата формы государственной статистической отчётности 4-платежи «Отчёт о платежах на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной  защиты Республики Беларусь».

Указания по заполнению формы 4-Фонд утверждены Постановлением национального статистического комитета Республики Беларусь от 24 сентября 2010 года №207 [39] «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты). Постановлением установлено, что государственную статистическую отчетность по форме 4-фонд представляют работодатели, являющиеся плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на бумажном носителе или в формате, утверждённом вышеизложенным Постановлением.

Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте  и отчётности» каждая организация  самостоятельно определяет предложенные методики ведения учёта путём  разработки учётной политики. Основы формирования и раскрытия учётной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Республики Беларусь устанавливаются Положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организаций», утвержденное  Министерством финансов Республики Беларусь от 17.02.2002 г. №62, а также статьёй 6 «Организация бухгалтерского учёта. Учётная политика организаций» [26].

 В соответствии с  вышеназванными нормативными документами  ведение бухгалтерского учёта  в организации осуществляется  согласно учётной политике организации,  сформированной в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь и утверждённой решением  руководителя организации. 

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» направлено на существенную либерализацию отношений в сфере бухгалтерского учета и оформления первичных учетных документов. Основным шагом здесь является то, что вводится лишь восемь документов, формы которых утверждаются государственными органами. Использование иных первичных учетных документов, их формы и их содержание максимально будут утверждаться самими предприятиями. Кроме того, остается право у министерств и ведомств утверждать формы документов, но они будут носить рекомендательный характер, а не обязательный. Указом Президента № 114 определен исключительный перечень реквизитов, которые должны содержаться в первичном учетном документе. Все иные реквизиты, не имеющие прямого отношения к бухгалтерскому учету, являются рекомендательными, и их не указание не несет мер административной ответственности [25].

Альбом регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного  комплекса и Инструкция по их применению [24] разработаны для сельскохозяйственных, промышленных, снабженческих, заготовительных и других организаций агропромышленного комплекса. Здесь отражен порядок ведения учетных записей в регистрах аналитического и синтетического учета. Для учета расчётов с фондом социальной защиты населения Альбомом предусмотрено применение ведомость расчётов по социальному страхованию и обеспечению ф. № 55-АПК, журнал-ордер ф. № 10-АПК, Главная книга и др.

Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [20] регламентирует единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь. Требования данного Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов, проверяемых субъектов.

В Республике Беларусь существует достаточно большое количество  нормативно-правовых актов по учёту  средств социального страхования и обеспечения, на основании которых производятся начисления страховых взносов. Вся  деятельность  сельскохозяйственных  организаций основана на действии указов президента и законов по социальному страхованию, которые обеспечивают правильное функционирование  процессов управления. Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь показал, что она весьма обширна и охватывает все проблемные вопросы, касающиеся социального страхования и обеспечения.

 

 

1.3.Обзор литературы

 

Решение социальных проблем  в обществе гарантирует его политическую стабильность и экономическую эффективность. Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически социально «слабых» слоев населения, создавать им определенную защищенность,  безопасность,  ограничивая нарушения принципов  равенства и равноправия. Поэтому необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной защиты населения.

По словам О.В. Волковой [7,с. 226] существующая система  социальной защиты предусматривает достаточно широкий спектр социальных мероприятий, но необходимо решать вопросы финансовой устойчивости системы,  адресности социальных выплат, выделения средств на доплаты к пособиям, ориентировать политику государственной социальной помощи на создание условий выхода из кризиса малообеспеченных семей. Тема социальной защиты в нашей стране очень актуальна. Необходимы реформы, которые будут проводиться с учетом экономических и социальных процессов, обеспечения эффективной социальной защиты на основе функционального организационного его совершенствования и обновления, усиления нормативно-правовой и методической базы. Необходима перестройка пенсионной системы.

Нынешние  размеры  пенсий  не  обеспечивают достаточного уровня жизни пожилым людям и инвалидам. Одна из главных причин такого положения  на данном этапе - сложившейся в  государстве невысокий уровень  средней заработной платы, которой  едва хватает на удовлетворение самых  необходимых потребностей работника, не говоря уже о том, что у него, как правило, есть иждивенцы. Низкий уровень оплаты труда неизбежно  ведет к такому же низкому уровню пенсионного обеспечения. В идеале в размере пенсии должен в полной мере отражаться объем участия каждого застрахованного в финансировании пенсионной системы.

По нашему мнению, политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.

О.В. Волкова [7,с.227] указывает на то, что необходимо   реформирование пенсионной  системы. Одна  из  основных  задач  программы реформирования - сделать систему привлекательной для тех, кто в большом объеме и долго уплачивал взносы. То есть нужно создать устойчивую   пенсионную  систему, в которой бы сочетались накопительные и распределительные принципы. В целом в мире преобладает движение к многоуровневой пенсионной системе. Она включает в себя государственный пенсионный план; обязательный накопительный план; добровольное или пенсионное страхование. Из этих систем в нашей стране может иметь будущее только третья система, а остальные вряд ли у нас приживутся.

В Республике Беларусь пенсионная реформа включает в себя три уровня пенсионной системы:

1)  социальную пенсию;

2) трудовую (страховую) пенсию;

3) дополнительную негосударственную пенсию.

По мнению Л.Н. Корнеевой [11,с.75] переход Республики Беларусь на Международные стандарты предполагает добровольное и дополнительное страхование граждан предприятием, в котором они работают. К сожалению, следует констатировать, что положение на страховом рынке сегодня малоутешительное. Число действующих страховых организаций в Республике Беларусь с 1998г. по 2001г. сократились с 53 до 37. Тормозом для расширения добровольного страхования являются и внесенные изменения в Основные Положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) за № 34/12/16/13 от 29.01.2003г. В соответствии с ними уплаченные суммы по добровольному страхованию имущества и добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий не включаются в себестоимость продукции. На наш взгляд, как и было первоначально предусмотрено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, следует включать в себестоимость продукции суммы затрат в размере 4%  расходов на оплату труда по договорам добровольного страхования жизни работников предприятия и 8 % расходов на оплату труда - по договорам страхования дополнительных пенсий.

Е.Н. Клипперт, Т.М. Калинина [10.с.70] отметили, что сегодня актуальным является вопрос о непосредственном совершенствовании законодательной базы, а также поиска новых путей социальной защиты населения.

 Страховой тариф взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в Республике Беларусь достаточно высокий. Это связано со многими причинами, в числе которых и ухудшение состояния численности работающих и получателей пенсий. В связи с этим в парламентских и правительственных кругах существует мнение, что в бюджете следует предусмотреть существенное снижение налогов в ФСЗН. Однако, если это случится, возникает вопрос, каким образом планируется поддерживать приемлемый уровень пенсионного обеспечения, других расходов по социальной поддержке людей? Придется изыскивать альтернативный источник для финансирования пенсий, ведь допустить снижение уровня обеспечения нельзя. И если в России при снижении единого социального налога дефицит по выплату пенсий предполагается покрыть в основном за счет доходов от продажи нефти, то в наших условиях придется прибегнуть к помощи государственного бюджета. То есть снижение страхового тарифа, без снижения общих расходов на пенсии, потребует либо снизить расходы государства на другие нужды, либо увеличить налоги  [10,с.72].

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению