Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее и полное изучение учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, а также определение путей и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения работы решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы учёта расчётов по социальному страхования и обеспечению;
2. рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы социального страхования и обеспечения, применяемые в процессе расчётов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях;
3. разработать направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

По мнению  М.Г. Жолика, А.О. Лабурдовой  [10,с.73] дефицит на выплату пенсий и пособий можно покрыть: за счет средств, полученных в результате добровольных взносов работников, уплачиваемых по принципу накопительной системы, но для этого необходимо прежде всего увеличивать заработную плату работников; за счет добровольных взносов граждан Республики Беларусь, но работающих за ее пределами. Так как в большинстве случаев их пенсионное обеспечение в конечном счете ляжет на плечи государства. Размеры этих взносов, должны быть установлены законодательством.

Л.Н. Корнеева [11,с.76] считает, что со стороны государства должны быть предприняты практические шаги в данном направлении. Это могут быть льготные кредиты для страхования имущества субъектов хозяйствования, увеличение числа объектов добровольного страхования только внутри государственных страховых организаций, но и не государственных.

На наш взгляд необходимо дальнейшая разработка основных нормативных документов по страхованию и налогообложению, которые бы содействовали формированию и совершенствованию национальной системе учёта и отчетности при переходе на международные стандарты и способствовали развитию рыночных отношений.

Т.М. Калинина [10,с.73] отмечает, что ряд претензий в адрес действующей пенсионной системы не обоснован. Средний уровень пенсий по отношению к средней заработной плате в республике остается одним из самых высоких среди стран СНГ (более 40%), при этом пенсии выплачиваются вовремя. Дифференциация пенсий также поддерживается на приемлемом уровне: максимальная пенсия превышает минимальную практически в 3 раза. Естественно, финансирование таких пенсий уже сегодня требует значительных усилий.

Е.Н. Клипперт [10, с.71] говорит о том, что следует отметить, что необходима более полная дифференциация размеров пенсий в зависимости от величины получаемого до назначения пенсии заработка, поскольку в настоящее время лицам, получавшим низкую заработную плату, в виде пенсии компенсируется 60-75 % заработка (а иногда и больше), а получавшим высокую зарплату - зачастую менее 40% . Это одна из проблем в пенсионном обеспечении, под решением которой работает Министерство труда и социальной защиты РБ.

Многими авторами ставится вопрос об увеличении возраста выхода работников на пенсию. Однако М.Г. Жолик, А.О. Лабурдова считают, что это нецелесообразным в условиях нашей республики.[10,с.72]

Важное значение для пенсионного  обеспечения в республике играет более широкое развитие дополнительного (негосударственного) пенсионного страхования.

Однако внедряя дополнительное пенсионное страхование, следует учитывать: во-первых, что нынешние пенсионеры и те, кто в течение ближайших 5-10 лет выйдут на пенсию, уже не смогут сотрудничать с негосударственными пенсионными фондами; во-вторых, принцип накопительности требует эффективного инвестирования в целях спасения от инфляции, а эта сфера, как известно, у нас пока еще узка; в-третьих, он пригоден сейчас для элитарной части населения.

По мнению А.О. Лабурдовой [10,с.73],отрицательным моментом в пенсионном обеспечении является  то, что персонифицированный учет населения ведется ФСЗН, т.е. документы форм ПУ-1; ПУ-2; ПУ-3 передаются организациями в ФСЗН, а начисление пенсий осуществляет отдел социальной защиты населения. Из-за этого может зачастую возникнуть несоответствие данных. По её мнению, рационально было бы передать все пенсионные дела в руки одной организации, т.е. ФСЗН .

Нельзя обойти и еще  одну проблему. Речь идет о предлагаемых в концепции пенсионной реформы  изменениях, касающихся досрочного выхода на пенсию по стажу работы в особых условиях труда. На взгляд Е.Н. Клипперт, такой вид пенсионного обеспечения целесообразно передать в негосударственные профессиональные страховые компании или пенсионные фонды, которые будут осуществлять обязательное страхование таких пенсий по накопительной либо распределительной схеме. Для этого следует создать в отдельных отраслях и в организации на основании страховых тарифных соглашений и коллективных договоров соответствующие страховые учреждения. Бесспорно,   идеальных систем пенсионного обеспечения и идеальных условий их функционирования в природе не существует.

И.Н. Алешкевич [1,с.17] рассматривает проблемы формирования, распределения и использования средств государственного пенсионного и социального страхования, особое внимае уделяет вопросам распределения страховой нагрузки между плательщиками страховых взносов и обеспеченияих сбалансированного участия в финансировании пенсий и пособий. Создание устойчивых и всеохватывающих, но малоэфективных социальных гарантий в нашей стране не стимулируют к свободной самореализации граждан, у которых отсутствует убеждение в реальности попыток опираться на собственные силы и способности.

По мнению И.Н. Алешкевич  [1,с.17] успеху мероприятий по реформированию пенсионного социального страхования будет способствовать дальнейшее расширение персонифицированного учёта, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы социального и пенсионного страхования, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно принимать утверждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.

Реформирование пенсионной системы,  совершенствование системы социальных гарантий должны  осуществляться на общем фоне корректировки социально-экономической политики государства,  реально обеспечивающей социальный статус Республики Беларусь.    Таким образом, главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создания условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

 

2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО  СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

2.1.Порядок начисления  пособий и других выплат: по  временной нетрудоспособности, по  беременности и родам, пособий  на содержание детей выплачиваемых  за счет средств ФСЗН

 

Средства фонда социальной защиты населения используются ОАО « Гродненский мясокомбинат» на выплату следующих пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; матери с 30 недель беременности на 126 календарных дней; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение.

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются лицам, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование, в случаях:

1) утраты  трудоспособности  в связи с заболеванием  или травмой;

2) ухода за больным членом семьи;

3) ухода  за  ребенком  в возрасте  до  3  лет и   ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери или другого лица, осуществляющего уход за ребенком;

4) санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях республики по перечню, утверждаемому Правительством;

5)  протезирования  с   помещением   в  стационар  протезно-ортопедического предприятия;

6)  карантина.

Назначение и выплата  пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам производится на основании листков нетрудоспособности (Приложение 3), выдаваемых работнику организацией здравоохранения.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100% - за последующие рабочие дни (часы) непрерывной нетрудоспособности.

Пособие по беременности и  родам назначается в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы.

Минимальный размер пособия  по беременности и родам за календарный  месяц устанавливается в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. 

Пособие по беременности и  родам исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого  путем деления заработка за соответствующий  период (за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, со дня перевода на другую работу до дня наступления отпуска  по беременности и родам и т.д.) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде. При этом в число рабочих  дней (часов), на которые делится  заработок, не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной  нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника  и в других случаях, предусмотренных  законодательством.

Пособие в связи с рождением   ребенка назначается и выплачивается единовременно:

  • при рождении первого ребенка - в размере пятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перед датой рождения ребенка;         при рождении второго и последующих детей - в размере семикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

В случае рождения, усыновления (удочерения) двух и более детей, установления опеки над двумя  и более детьми пособие назначается  и выплачивается на каждого ребенка.

Пособие женщинам, ставшим  на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока  беременности назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере 100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 50 % от установленного пособия  назначается (выплачивается):

  • лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени;  
  • при оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Пособие на погребение выплачивается  в размере средней заработной платы рабочих и служащих в  республике за позапрошлый месяц  относительно месяца наступления смерти. Размер пособия (материальной помощи) на погребение определяется на день смерти, а в случаях, когда по причине  длительного розыска умершего погребение производилось позднее установленного дня смерти - на день погребения.

Таким образом, в ОАО «Гродненский мясокомбинат» средства государственного социального страхования используются строго по целевому назначению, направляются на установленные законодательством выплаты – пенсии и пособия. Использование этих средств на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, запрещено законом.

2.2.Первичный учет

 

  Информация о расчетах с ФСЗН отражается в соответствующих первичных документах, данные которых служат основанием для бухгалтерских записей в учетные регистры.

  Совместным постановлением министерств здравоохранения, труда и социальной защиты от 9.07.2002 г. N 52/97 утверждены Инструкция о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности и Инструкция по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности. Указанные нормативные акты регулируют порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, беременность и роды, подтверждающих временное освобождение от работы, учебы, службы и другой трудовой деятельности, обусловленное медицинскими причинами и социальными факторами, предусмотренными действующим законодательством.

  Листок нетрудоспособности - документ, выполняющий ряд функций, а именно:

- медицинскую - удостоверяет  у лица, которому он выдан, наличие  заболевания (травмы) или другой  причины медицинского характера,  в связи с которой установлена  временная нетрудоспособность;

- правовую - предоставляет  право освобождения от работы  лица, которому он выдан, на  срок, указанный в листке, и служит  основанием для выплаты пособия  по временной нетрудоспособности  и по беременности и родам;

-статистическую - представляет  собой первичный статистический  документ для учета и изучения  заболеваемости с временной утратой  нетрудоспособности.

  Поскольку пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются на основании представленного листка, знание основ правильности его выдачи и заполнения является чрезвычайно важным для бухгалтерских работников, назначающих указанные пособия, так как сумма выплаченных пособий по листкам, оформленным с нарушением установленных требований, не принимается к зачету в счет взносов на государственное социальное страхование и относятся за счет нанимателя.

  Записи в листке производятся на белорусском или русском языках, разборчиво и четко, фиолетовыми, синими или черными чернилами. Подчистки и не оговоренные исправления не допускаются. Любое исправление должно быть оговорено, о чем производится запись на полях листка (на одном бланке допускается не более двух оговоренных исправлений).

  В листок нетрудоспособности фиксируется(Приложение 3):

Номер полюса медицинского страхования больного;

Анкетные данные (ФИО, год  рождения и др.);

Паспортные данные и место  работы (учебы);

Фамилия врача, выдавшего  больничный лист;

Код и наименование заболевания (диагноз);

Дата заболевания (открытие больничного листа);

Дата выздоровления (закрытие больничного листа).

  Для удостоверения записей в листке используются печати утвержденной Министерством здравоохранения формы: личная печать лечащего врача, печать организации здравоохранения "Для листков нетрудоспособности и справок" и гербовая печать, печать МРЭК.

  Также прикрепляется справка о среднем заработке за два предшествующих месяца.

Пример расчёта пособия  по временной нетрудоспособности в  ОАО « Гродненский мясокомбинат»:

В соответствии с листком  нетрудоспособности Агейко Е.С. освобождена  от работы с 1 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г. На первые 8 календарных дней временной нетрудоспособности по графику работы приходится 5 рабочих дней. Пособие исчисляется из заработка за январь и за февраль. Количество рабочих часов в апреле-0,в мае-196,итого-196. Заработок, включаемый в расчет для исчисления пособия: итого за апрель-май –2360353руб., Расчет пособия за рабочих дней, приходящихся на первые 5 календарных дней временной нетрудоспособности: (138844,30*5дн.) *80%=555377 руб. (Приложение 3).

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению