Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью работы является всестороннее и полное изучение учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, а также определение путей и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения работы решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы учёта расчётов по социальному страхования и обеспечению;
2. рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы социального страхования и обеспечения, применяемые в процессе расчётов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях;
3. разработать направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию в Республике Беларусь.
По мнению М.Г. Жолика, А.О. Лабурдовой [10,с.73] дефицит на выплату пенсий и пособий можно покрыть: за счет средств, полученных в результате добровольных взносов работников, уплачиваемых по принципу накопительной системы, но для этого необходимо прежде всего увеличивать заработную плату работников; за счет добровольных взносов граждан Республики Беларусь, но работающих за ее пределами. Так как в большинстве случаев их пенсионное обеспечение в конечном счете ляжет на плечи государства. Размеры этих взносов, должны быть установлены законодательством.
Л.Н. Корнеева [11,с.76] считает, что со стороны государства должны быть предприняты практические шаги в данном направлении. Это могут быть льготные кредиты для страхования имущества субъектов хозяйствования, увеличение числа объектов добровольного страхования только внутри государственных страховых организаций, но и не государственных.
На наш взгляд необходимо дальнейшая разработка основных нормативных документов по страхованию и налогообложению, которые бы содействовали формированию и совершенствованию национальной системе учёта и отчетности при переходе на международные стандарты и способствовали развитию рыночных отношений.
Т.М. Калинина [10,с.73] отмечает, что ряд претензий в адрес действующей пенсионной системы не обоснован. Средний уровень пенсий по отношению к средней заработной плате в республике остается одним из самых высоких среди стран СНГ (более 40%), при этом пенсии выплачиваются вовремя. Дифференциация пенсий также поддерживается на приемлемом уровне: максимальная пенсия превышает минимальную практически в 3 раза. Естественно, финансирование таких пенсий уже сегодня требует значительных усилий.
Е.Н. Клипперт [10, с.71] говорит о том, что следует отметить, что необходима более полная дифференциация размеров пенсий в зависимости от величины получаемого до назначения пенсии заработка, поскольку в настоящее время лицам, получавшим низкую заработную плату, в виде пенсии компенсируется 60-75 % заработка (а иногда и больше), а получавшим высокую зарплату - зачастую менее 40% . Это одна из проблем в пенсионном обеспечении, под решением которой работает Министерство труда и социальной защиты РБ.
Многими авторами ставится вопрос об увеличении возраста выхода работников на пенсию. Однако М.Г. Жолик, А.О. Лабурдова считают, что это нецелесообразным в условиях нашей республики.[10,с.72]
Важное значение для пенсионного обеспечения в республике играет более широкое развитие дополнительного (негосударственного) пенсионного страхования.
Однако внедряя дополнительное пенсионное страхование, следует учитывать: во-первых, что нынешние пенсионеры и те, кто в течение ближайших 5-10 лет выйдут на пенсию, уже не смогут сотрудничать с негосударственными пенсионными фондами; во-вторых, принцип накопительности требует эффективного инвестирования в целях спасения от инфляции, а эта сфера, как известно, у нас пока еще узка; в-третьих, он пригоден сейчас для элитарной части населения.
По мнению А.О. Лабурдовой [10,с.73],отрицательным моментом в пенсионном обеспечении является то, что персонифицированный учет населения ведется ФСЗН, т.е. документы форм ПУ-1; ПУ-2; ПУ-3 передаются организациями в ФСЗН, а начисление пенсий осуществляет отдел социальной защиты населения. Из-за этого может зачастую возникнуть несоответствие данных. По её мнению, рационально было бы передать все пенсионные дела в руки одной организации, т.е. ФСЗН .
Нельзя обойти и еще одну проблему. Речь идет о предлагаемых в концепции пенсионной реформы изменениях, касающихся досрочного выхода на пенсию по стажу работы в особых условиях труда. На взгляд Е.Н. Клипперт, такой вид пенсионного обеспечения целесообразно передать в негосударственные профессиональные страховые компании или пенсионные фонды, которые будут осуществлять обязательное страхование таких пенсий по накопительной либо распределительной схеме. Для этого следует создать в отдельных отраслях и в организации на основании страховых тарифных соглашений и коллективных договоров соответствующие страховые учреждения. Бесспорно, идеальных систем пенсионного обеспечения и идеальных условий их функционирования в природе не существует.
И.Н. Алешкевич [1,с.17] рассматривает проблемы формирования, распределения и использования средств государственного пенсионного и социального страхования, особое внимае уделяет вопросам распределения страховой нагрузки между плательщиками страховых взносов и обеспеченияих сбалансированного участия в финансировании пенсий и пособий. Создание устойчивых и всеохватывающих, но малоэфективных социальных гарантий в нашей стране не стимулируют к свободной самореализации граждан, у которых отсутствует убеждение в реальности попыток опираться на собственные силы и способности.
По мнению И.Н. Алешкевич [1,с.17] успеху мероприятий по реформированию пенсионного социального страхования будет способствовать дальнейшее расширение персонифицированного учёта, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы социального и пенсионного страхования, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно принимать утверждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.
Реформирование пенсионной системы, совершенствование системы социальных гарантий должны осуществляться на общем фоне корректировки социально-экономической политики государства, реально обеспечивающей социальный статус Республики Беларусь. Таким образом, главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создания условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И
2.1.Порядок начисления
пособий и других выплат: по
временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, пособий
на содержание детей
Средства фонда социальной защиты населения используются ОАО « Гродненский мясокомбинат» на выплату следующих пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; матери с 30 недель беременности на 126 календарных дней; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение.
Пособия по временной нетрудоспособности назначаются лицам, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование, в случаях:
1) утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой;
2) ухода за больным членом семьи;
3) ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери или другого лица, осуществляющего уход за ребенком;
4) санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях республики по перечню, утверждаемому Правительством;
5) протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия;
6) карантина.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам производится на основании листков нетрудоспособности (Приложение 3), выдаваемых работнику организацией здравоохранения.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100% - за последующие рабочие дни (часы) непрерывной нетрудоспособности.
Пособие по беременности и родам назначается в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы.
Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.
Пособие по беременности и родам исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого путем деления заработка за соответствующий период (за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, со дня перевода на другую работу до дня наступления отпуска по беременности и родам и т.д.) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде. При этом в число рабочих дней (часов), на которые делится заработок, не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Пособие в связи с рождением ребенка назначается и выплачивается единовременно:
В случае рождения, усыновления (удочерения) двух и более детей, установления опеки над двумя и более детьми пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.
Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере 100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 50 % от установленного пособия назначается (выплачивается):
Пособие на погребение выплачивается
в размере средней заработной
платы рабочих и служащих в
республике за позапрошлый месяц
относительно месяца наступления смерти.
Размер пособия (материальной помощи)
на погребение определяется на день смерти,
а в случаях, когда по причине
длительного розыска умершего погребение
производилось позднее
Таким образом, в ОАО «Гродненский мясокомбинат» средства государственного социального страхования используются строго по целевому назначению, направляются на установленные законодательством выплаты – пенсии и пособия. Использование этих средств на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, запрещено законом.
2.2.Первичный учет
Информация о расчетах с ФСЗН отражается в соответствующих первичных документах, данные которых служат основанием для бухгалтерских записей в учетные регистры.
Совместным постановлением министерств здравоохранения, труда и социальной защиты от 9.07.2002 г. N 52/97 утверждены Инструкция о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности и Инструкция по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности. Указанные нормативные акты регулируют порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, беременность и роды, подтверждающих временное освобождение от работы, учебы, службы и другой трудовой деятельности, обусловленное медицинскими причинами и социальными факторами, предусмотренными действующим законодательством.
Листок нетрудоспособности - документ, выполняющий ряд функций, а именно:
- медицинскую - удостоверяет
у лица, которому он выдан, наличие
заболевания (травмы) или другой
причины медицинского
- правовую - предоставляет
право освобождения от работы
лица, которому он выдан, на
срок, указанный в листке, и служит
основанием для выплаты
-статистическую - представляет
собой первичный
Поскольку пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются на основании представленного листка, знание основ правильности его выдачи и заполнения является чрезвычайно важным для бухгалтерских работников, назначающих указанные пособия, так как сумма выплаченных пособий по листкам, оформленным с нарушением установленных требований, не принимается к зачету в счет взносов на государственное социальное страхование и относятся за счет нанимателя.
Записи в листке производятся на белорусском или русском языках, разборчиво и четко, фиолетовыми, синими или черными чернилами. Подчистки и не оговоренные исправления не допускаются. Любое исправление должно быть оговорено, о чем производится запись на полях листка (на одном бланке допускается не более двух оговоренных исправлений).
В листок нетрудоспособности фиксируется(Приложение 3):
Номер полюса медицинского страхования больного;
Анкетные данные (ФИО, год рождения и др.);
Паспортные данные и место работы (учебы);
Фамилия врача, выдавшего больничный лист;
Код и наименование заболевания (диагноз);
Дата заболевания (открытие больничного листа);
Дата выздоровления (закрытие больничного листа).
Для удостоверения записей в листке используются печати утвержденной Министерством здравоохранения формы: личная печать лечащего врача, печать организации здравоохранения "Для листков нетрудоспособности и справок" и гербовая печать, печать МРЭК.
Также прикрепляется справка о среднем заработке за два предшествующих месяца.
Пример расчёта пособия
по временной нетрудоспособности в
ОАО « Гродненский
В соответствии с листком нетрудоспособности Агейко Е.С. освобождена от работы с 1 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г. На первые 8 календарных дней временной нетрудоспособности по графику работы приходится 5 рабочих дней. Пособие исчисляется из заработка за январь и за февраль. Количество рабочих часов в апреле-0,в мае-196,итого-196. Заработок, включаемый в расчет для исчисления пособия: итого за апрель-май –2360353руб., Расчет пособия за рабочих дней, приходящихся на первые 5 календарных дней временной нетрудоспособности: (138844,30*5дн.) *80%=555377 руб. (Приложение 3).
Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению