Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее и полное изучение учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, а также определение путей и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения работы решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы учёта расчётов по социальному страхования и обеспечению;
2. рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы социального страхования и обеспечения, применяемые в процессе расчётов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях;
3. разработать направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2.1. Результаты проверки правильности расчёта платежей за счёт средств  ФСЗН  ОАО «Гродненский мясокомбинат»

Документ

Начислено согласно данных организации

Начислено согласно данных проверки

Отклонение

1.Листок нетрудоспособности от 01.06.20012 г.

 

555377

 

555377

 

не выявлено


Примечание. Источник: Собственная разработка.

Таким образом,  требуется  правильно заполнять документы  и предоставлять их в нужные сроки.

 

 

2.3. Синтетический и аналитический учёт расчётов с ФСЗН

 

В ОАО «Гродненского мясокомбината»  учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на пассивном счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

По кредиту счета 69 отражаются начисленные суммы страховых  взносов, по дебету – суммы начисленных  выплат за счет средств Фонда.

Счет 69 "Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению" обычно имеет кредитовое сальдо, которое  означает задолженность организации, а может иметь и дебетовое  сальдо, которое означает задолженность  органов социального страхования  и обеспечения перед предприятием. Дебетовое сальдо обычно возникает  по расчетам по социальному страхованию, когда сумма взносов, причитающихся с предприятия, оказывается меньше сумм, выплачиваемых работникам за счет платежей на социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и т.п.)

Часть средств, отчисляемых в Фонд социальной защиты населения, используется самим ОАО «Гродненский мясокомбинат» для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на погребение.

Бухгалтерские записи по расчетам по социальному страхованию и обеспечению ОАО «Гродненский мясокомбинат» за 2012 г. отражены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1. Реестр хозяйственных операций по учету расчетов с Фондом социальной защиты населения за месяц 2012 года.

п/п

Содержание хозяйственной  операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Д-т

К-т

1

Начислены страховые взносы на заработную плату работников основного  производства

20/000, 20/016, 20/017, 20/018

69

3068227974

2

Начислены страховые взносы на заработную плату работников вспомогательного производства

23/000, 23/001, 23/003, 23/008, 23/010, 23/016,

69

1.575900483

3

Начислены страховые взносы на заработную плату работников общепроизводственного  назначения

25/000, 25/001,

69

746743882

4

Начислены страховые взносы на заработную плату общехозяйственного назначения

26/000

69

1028469697

5

Начислены страховые взносы на заработную плату работников обслуживающих  производств и хозяйств

29/004,29/005, 29/011, 29/015, 29/018, 29/019, 29/113, 29/119

69

499724994

6

 

44/000, 44/002, 44/003, 44/007, 44/008, 44/013

69

864753489

7

Удержаны из заработной платы  пенсионные взносы

69

70/000

1539303095

 

Перечислены страховые взносы с расчетного счета

69

51/000,

6365107728


Примечание. Источник: Собственная разработка на основании приложения 6.

 

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов в ведомости №55 АПК.

В ОАО «Гродненский мясокомбинат» для обобщения информации о средствах фонда составляется отчёт  о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, форма 4-Фонд (Приложение 5). Отчёт состоит из четырёх разделов:

I.Сведения о численности застрахованных.

II.Сведения о выплатах.

III.Расчёт средств фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

IV.Использование средств фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Особенностью расчётов с  фондом социальной защиты населения  является уменьшение суммы, начисленной  в пользу фонда, на сумму пособий  и других социальных выплат, выданных за счёт средств фонда.

Например, в ОАО «Гродненский мясокомбинат» за отчетный квартал 2011 года начисленных обязательных страховых взносов –4332026571 руб., всего выплачено пособий –2359330850 руб. Таким образом, сумма к оплате будет определяться: 4332026571-2359330850=1972695721 руб. (Приложение 5).

На указанную сумму  составляется бухгалтерская запись по дебету счёта 69 и кредиту счёта 51.

Основной объем средств  Фонда идет в ОАО «Гродненский мясокомбинат» на выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также на ежемесячные пособия. 

Синтетический учет расчетов по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» при журнально-ордерной форме учёта ведется в журнале-ордере ф. № 10-АПК, но так как  учет  в ОАО «Гродненский мясокомбинат» автоматизирован, то в качестве синтетического регистра  используется обротно-сальдовая ведомость по счету 69.

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА  РАСЧЕТОВ С ФСЗН

 

 

3.1. Совершенствование учета  расчетов с ФСЗН в условиях  автоматизации

 

 

Автоматизированное рабочее  место – это программно-технический  комплекс. Предназначенный для автоматизации  какой-либо деятельности. АРМ оператора, диспетчера и т.д., оснащённое средствами вычислительной техники для автоматизации  процессов переработки и отображения  информации необходимой для выполнения производственного задания.

Сегодня существует много  программ, которые используются на предприятиях для ведения автоматизированного  учёта.

Одной из наиболее распространенных является программа 1С:Предприятие. Самой популярной является версия 1С предприятие. Так, программа 1С предприятие позволяет осуществлять автоматизированный налоговый, бухгалтерский и управленческий учет самых разнообразных сфер деятельности. Конфигурация 1С 7.7 позволяет устанавливать одновременно несколько баз и работать с разными версиями одновременно. Качественный автоматизированный управленческий учет возможен при точном и правильном внедрении и обслуживании программы 1С бухгалтерия.

По каждому первичному документу вводится следующая информация: номер документа, дата выписки, сумма  по документу, код вида операции (приход - 0, расход -1), назначение платежа, корреспонденция  счетов. После ввода данных и разноса  сумм необходимо программно проверить правильность ввода данных.

Особенности разноса информации по корреспондирующим счетам: разнос суммы документа по корреспондирующим счетам позволяет вводить, исправлять, удалять, хранить данные по счетам.

Для получения журналов и  ведомостей необходимо указать месяц, для получения справки - № счета, вид операции и период. Для получения  справки по организации и материально-ответственному лицу - название организации и его фамилию, номер счета и название организации могут быть вызваны из справочника. 
 Программа бухгалтерского учета должна обеспечивать своевременность, правильность и надежность вводимой информации, удобство для пользователя при получении отчетности и начислении налогов. "1С:Предприятие" является гибкой настраиваемой системой, с помощью которой можно решать всевозможные задачи по автоматизации хозяйственной деятельности предприятия и ведению бухучета.

В ОАО «Гродненский мясокомбинат»  используется 1С: Предприятие. Так как 1С: Предприятие представляет собой мощный универсальный инструмент для автоматизации и финансово-экономического анализа деятельности современных динамично развивающихся предприятий. Он охватывает весь спектр учетных задач субъектов хозяйствования с разным профилем деятельности, а также является уникально гибким в настройке благодаря многочисленным программным инструментам и хорошо организованной структуре системы. Автоматизированные отчеты наглядно отражают хозяйственную деятельность предприятия, позволяют контролировать взаиморасчеты с поставщиками и избавляют бухгалтеров от лишней ручной работы.

Однако на смену достаточно популярной системе 1С Предприятие всё чаще приходит программный комплекс НИВА-СХП, который базируется на платформе Гедымин. Простота и доступность отечественного комплекса НИВА-СХП, а также его надёжность позволяют значительно упростить документооборот на сельскохозяйственных предприятиях, где нередко не имеется профессиональных специалистов в области информационных технологий.  
           Новый программный продукт НИВА-СХП позволяет объединить усилия специалистов в области бухгалтерии, архивного дела, делопроизводства, а также информационных технологий для создания полноценной информационной базы предприятия.

В соответствии с Законом  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного социального страхования» с 1 января 2003 г. на территории всей республики введён индивидуальный (персонифицированный) учёт сведений о каждом застрахованном лице.

Индивидуальный (персонифицированный) учет - законодательно установленный  учет сведений о каждом застрахованном лице,  периодах его трудовой  и  иной  общественно полезной  деятельности,  размерах заработной платы (дохода),  на которые начислены страховые взносы, и другие сведения,  необходимые для целей государственного социального страхования.

Используются следующие  формы персонифицированного учёта, составляемые и предоставляемые с помощью программного продукта «Ввод ДПУ»:

ПУ-1 «Анкета застрахованного  лица»;

ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении»;

ПУ-3 -.Индивидуальные сведения».

Каждая форма персонифицированного учёта имеет несколько типов. Указания о том, какие типы форм используются в конкретных случаях, и правила их заполнения содержатся в Инструкции по заполнению форм документов персонифицированного учета, утвержденной Постановлением Министерства социальной защиты № 16 от 27 сентября 2000 г. Для составления форм персонифицированного учёта используется программный комплекс «Ввод ДПУ» версия 2.0.0.8.

  Таким образом, автоматизация значительно упростила работу бухгалтера, связанную с учетной документацией, подсчетом оборотов и выводом остатков, а также позволила правильно вести учет деятельности предприятия. Кроме того, дальнейшее ее совершенствование поможет вывести предприятие на новый уровень своего развития.

2.2. Совершенствование учета расчетов с ФСЗН на основе зарубежного опыта

 

Учет расчетов по социальному  страхованию и обеспечению в  Республике Беларусь и в Российской Федерации одинаковый, который ведется на счете 69.

  

 

 

 

 

Таким образом, счет 69 является пассивным счетом, который называется: "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о состоянии расчетов организации с внебюджетными фондами, входящими в систему государственной социальной защиты граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальное страхование – это система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работника, а также охраны здоровья работников и членов их семей. В качестве объекта социального страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность людей.

Особенностью организации  социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс  осуществляется за счет средств государственных  целевых и бюджетных фондов: Фонда  социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также  страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев.

В Республике Беларусь существует достаточно большое количество  нормативно-правовых актов по учёту  средств социального страхования и обеспечения, на основании которых производятся начисления страховых взносов. Вся  деятельность  сельскохозяйственных  организаций основана на действии указов президента и законов по социальному страхованию, которые обеспечивают правильное функционирование  процессов управления. Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь показал, что она весьма обширна и охватывает все проблемные вопросы, касающиеся социального страхования и обеспечения.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создания условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В ОАО «Гродненский мясокомбинат»  средства государственного социального страхования используются строго по целевому назначению, направляются на установленные законодательством выплаты – пенсии и пособия. Использование этих средств на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, запрещено законом.

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов в ведомости №55 АПК, а синтетический в журнале-ордере ф. № 10-АПК.

Автоматизация значительно упростила работу бухгалтера, связанную с учетной документацией, подсчетом оборотов и выводом остатков, а также позволила правильно вести учет деятельности предприятия. Кроме того, дальнейшее ее совершенствование поможет вывести предприятие на новый уровень своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алешкевич, И. Н. Использование средств государственного пенсионного и социального страхования / И. Н. Алешкевич // Финансы, учёт, аудит, - 2006 г. № 1. С. 17-18.
  2. Белов, Н. Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов  /  Белов, Н. Г.  –  Москва.: Агоропромиздат, 2005 г. – 320 с.
  3. Бухгалтерский учет / А. И. Болдинова [и др.]; под общ. ред. И. Е.Тишкова – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 2001. – 685 с.
  4. Бухгалтерский учет и аудит в АПК: учебник для студентов экон. специальностей с.-х. вузов/ Л.И. Стешиц.- Минск:«ИВЦ Минфина», 2005- 537с.
  5. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учеб./ А.П. Михалкевич [и др.]; под общ. ред. А.П. Михалкевича. 4 –е изд.,  изм. – Минск: БГЭУ, 2006. – 688 с.
  6. Бухгалтерский учет. Документы. Корреспонденции счетов. Регистры. Отчетность: практическое пособие / Н. И. Ладутько [и др.]; под общей редакцией Н. И. Ладутько. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: ФУ Аинформ, 2007. – 808 с.
  7. Волкова, О. В. Пути реформирования системы социального страхования/ О.В Волкова // Ресурсосбережение и экология в с/х. / Горки,2005 .

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению