Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель современного бухгалтера не только в создании на базе первичных документов и Плана счетов блока информации о финансово-экономическом состоянии предприятия, но и в формировании бухгалтерской модели его хозяйственной деятельности, позволяющей проводить налоговое планирование и прогнозирование финансового результата.

Содержание работы

Введение.................................................................................................3
Глава 1. Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. Общие принципы и техника организации бух.учета на предприятии............................................................................................5
1.2. Учетная политика предприятия....................................................11
Глава 2. Теоретические основы учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения
2.1. Сущность, состав и порядок формирования фондов социального страхования и обеспечения...........................................15
2.2. Значение и задачи учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения..................................................................16
Глава 3. Бухгалтерский учет начисления и использования средств фондов социального страхования и обеспечения.
3.1. Учет расчетов по социальному страхованию.............................20
3.2. Учет расчетов по пенсионному обеспечению............................22
3.3. Учет расчетов по обязательному медицинскому страхованию..........................................................................................26
3.4. Совершенствование учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения..................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Учет расчетов с пенсионным фондом ведут на пассивном  счете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Страховые взносы начисляются на те виды оплаты труда, из расчета которых начисляется пенсия, в том числе вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

Начисленные суммы  в Пенсионный фонд РФ, относят в  дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в  кредит счета 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению». При  этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 08 «Вложения  во внеоборотные активы»,

20 «Основное  производство»,

23 «Вспомогательные  производства»,

44 «Расходы на  продажу» и др.

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению».

В организациях по расчетам по обязательному пенсионному страхованию должен быть организован синтетический и аналитический учет взносов и платежей. Аналитический учет взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется по каждому физическому лицу в индивидуальной карточке.[11,с.317]

Часть сумм, начисленных  в Пенсионный фонд РФ, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей.

Начисление  работникам организации указанных  пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Перечисление  страховых взносов оформляют  следующей записью:

Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению»

Кредит 51 «Расчетные счета».

Отчисления  с Пенсионный фонд производятся за счет издержек производства и обращения и прочих источников. Размер отчислений Опф определяется по формуле

Опф = З * Рпс/100,

где З – начисленная  заработная плата по всем основаниям, руб.,

Рпс – процент отчислений в Пенсионный фонд за счет издержек производства и обращения и прочих источников.

 

 

3.3. Учет  расчетов по обязательному медицинскому  страхованию.

Работодатели  ежеквартально в срок до 1 числа  второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и по итогам года должны представлять расчет в ФФОМС и ТФОМС в форме РСВ-1. по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

С первого января 2010 года страхователи со среднесписочной численностью работников свыше 50 человек, сдают отчетность в электронной форме с электронной цифровой подписью. С 1 января 2010 года территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели уплачивают в ФОМС страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда на текущий год (устанавливается федеральным законом на начало финансового года) и тарифа страхового взноса, увеличенное в 12 раз. Уплата взносов производится до 31 декабря текущего года, расчет по начисленным и уплаченным взносам предоставляется в ПФР один раз в год до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (по форме РСВ-2.

Перечисление  страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в ФФОМС и ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Те, кто производит выплаты физическим лицам в течение  расчетного (отчетного) периода уплачивают ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Обособленные  подразделения платят взносы по тем  же правилам, что и ЕСН. Если подразделение  открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс и начисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов и предоставлению отчетности. При этом сумма взносов перечисляется по местонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.

Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.

Уплату взносов  в ФОМС и ПФР проверяют специалисты  ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Отчетными периодами  признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и  календарный год (он же - расчетный  период).

В ПФР отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС сдаются ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик должен четыре раза в год в указанные выше сроки, то есть до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля.

Расчет по начисленным  и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физически лицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Обязательное  медицинское страхование является всеобщим. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает медицинский полис.[16,с.220]

Отчисления  с фонд обязательного медицинского страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников. Размер отчислений Омс определяется по формуле

Омс = З * Рмс/100,

где З – начисленная  зарплата и другие приравненные к  ней выплаты, руб.;

Рмс – установленный процент отчислений на обязательное медицинское страхование.

Учет отчислений в ФОМС ведется на пассивном счете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Делаются следующие бухгалтерские проводки:

  1. Отчисления на медицинское страхование:

Дебет 20 «Основное  производство»,

26 «Общехозяйственные  расходы»,

44 «Расходы на продажу» и др.

Кредит 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

  1. Перечисление отчислений на медицинское страхование:

Дебет 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Кредит 51 «Расчетные счета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Совершенствование учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров  следить за происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных актах.

Необходимо  отметить, что на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, в случае, описанном в статье Земляченко С.В., когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай. Необходима тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В-третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных  продуктов для осуществления  данных расчетов, любую программу (1С  Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

По улучшению процессов взаимоотношения с обязательными фондами считаю целесообразным проведение постоянных консультаций со специалистами из данных фондов (ФСС, ПФ). Также необходимо постоянное слежение за периодическими изданиями и за изменением в законодательстве с целью избежания начисления штрафов, пени и неустоек за не уплаченные в сроки процентные ставки по данным фондам. 
Заключение

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Фонд социального  страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

 Средства Фонда направляются на:

-выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

-санаторно-курортное лечение;

-создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

-обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

-финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

и т.д.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:

• пенсионным;

• обязательного  медицинского страхования;

• социального  страхования;

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения  стабильности государственной системы  ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам  формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Предприятия ведут  бухгалтерский учет по расчетам с  внебюджетными государственными фондами  на балансовом счете  69 « Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению»  по субсчетам:

  • расчеты с Фондом социального страхования              (субсчет 69-1);
  • расчеты с Пенсионным фондом                                    (субсчет 69-2);
  • расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования (субсч. 69-3).

Кредитовое  сальдо по счету 69 означает наличие  задолженности  предприятия органам социального страхования и обеспечения, а дебетовое – что предприятие излишне перечислило сумму страховых взносов (единого социального налога).Нормальным считается явление, когда сохраняется небольшое дебетовое сальдо по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Итак, отчисления во внебюджетные фонды — денежные отчисления организаций, осуществляемые в процентной доле от общей величины средств на оплату труда работников организации. Включаются в себестоимость производимой организацией продукции, представляют социальный налог.

Отчисления  производятся в размере:

    • отчисление в фонд социального страхования – 2,9%
    • отчисление в пенсионный фонд – 20%
    • отчисление в фонд медицинского страхования – 3,1%

При наличии  у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.

Обобщая все  вышеизложенное необходимо сказать, что  учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению является неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий, так и на законодательном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Федеральный  закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями)

2. Налоговый  кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. последующих  федеральных законов, действующей  с 30 июня 2008 г.)

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (в ред., действующей с 30 июня 2008 г.)

4. ПБУ 1/08 «Учетная  политика организации»

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 18.09.2006 N 115н).

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению