Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере СПК «Рита» Малоритского района, Брестской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить порядок налогообложения сельскохозяйственных предприятий, рассмотреть организацию учета и контроля расчетов по налогам и сборам в действующем предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономико-финансовое состояние действующего предприятия;
выполнить обзор нормативно-правовых актов и специальной экономической литературы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет;

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам.
1.1. Нормативно-правовые документы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет.
1.2. Обзор литературы.
2. Экономико-финансовая характеристика хозяйства.
3. Учет расчетов по налогам и сборам.
3.1 Организация налогового учета на предприятии.
3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам.
3.3 Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Бух.учет курсовая гродно.docx

— 65.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гродненский государственный  аграрный университет»

Кафедра Учета и анализа  в АПК

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Учет расчетов с  бюджетом по налогам и сборам»

(на примере СПК «Рита»  Малоритского района, Брестской  области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4-го курса экономического факультета

специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Михальчук Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам.

1.1. Нормативно-правовые документы  по начислению и уплате налогов  и сборов в бюджет.

1.2. Обзор литературы.

2. Экономико-финансовая характеристика  хозяйства.

3. Учет расчетов по  налогам и сборам.

3.1 Организация налогового учета на предприятии.

3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам.

3.3 Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из основных понятий  финансовой науки является налог - понятие  не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение  является важным элементом экономического строя общества и присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной  властью в качестве механизма  косвенного управления общественными  отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. На современном  этапе экономического развития Республики Беларусь создание эффективной системы  налогообложения выступает одним  из важнейших условий построения социально - ориентированной рыночной экономики. Переход к рыночной экономике  потребовал новых методов, принципов  и подходов к налогообложению  юридических и физических лиц. Успех  эффективного перехода к рыночным отношениям связан, по мнению многих специалистов, с проведением реформы налогообложения. Нельзя представить себе развитой рынок  без гибкого и действенного механизма  управления налогами.

Актуальность темы состоит  в том, что сегодня налоги выступают  основным источником государственных  доходов и важным инструментом регулирования  экономики. В Республике Беларусь в  рамках государственной поддержки  сельского хозяйства осуществляются различные дотационные и компенсационные  выплаты сельскохозяйственным предприятиям: удешевление банковских процентных ставок, надбавки к закупочным ценам, компенсация стоимости приобретаемых  горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственных машин, электроэнергии, минеральных  удобрений, средств защиты растений и др. В соответствии с Государственной  программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы в предстоящем  пятилетии необходимо осуществить  широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению предприятий  и организаций, развитию социальной инфраструктуры села с целью повышения  уровня привлекательности сельского  образа жизни. Государственная поддержка  сельского хозяйства является жизненно важной необходимостью, без нее невозможно решение задач, стоящих перед  отраслью.

Цель работы изучить порядок  налогообложения сельскохозяйственных предприятий, рассмотреть организацию  учета и контроля расчетов по налогам  и сборам в действующем предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать экономико-финансовое состояние действующего предприятия;

выполнить обзор нормативно-правовых актов и специальной экономической  литературы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет;

изучить порядок организации  и ведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии;

рассмотреть порядок осуществление  контроля за правильностью и своевременностью расчетов с бюджетом по налогам и  сборам на предприятии;

изучить состояние учета  расчетов по налогам и сборам на действующем предприятии и предложить пути его совершенствования.

Объект исследования - сельскохозяйственное предприятие СПК «Рита».

Предмет исследования: учет расчетов по налогам и сборам на предприятии.

В процессе выполнения работы использованы методы анализа и синтеза, системного подхода, наблюдения, структурирования и сравнения.

В качестве теоретической  и методологической основы исследования использована учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты Республики Беларусь и комментарии к ним, статьи периодических изданий, первичные  и сводные документы исследуемого предприятия, регистры синтетического и аналитического учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, данные годовых  отчетов.

 

  1. Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам

 

1.1 Нормативно-правовые документы по начислению

и уплате налогов и сборов в бюджет

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части  общественного продукта.

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную  деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме  налогов у государства, практически, нет иных источников средств для  финансирования своих нужд. Оно может  использовать для покрытия своих  расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает  к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для  страны - инфляцией. В результате для  государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее  время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90% всех бюджетных поступлений [3, с.115-117].

Экономическая сущность налогов  вытекает из сущности финансов. Началом  и исходным историческим условием возникновения  финансовых отношений является созданный  в сфере производства прибавочный  продукт. Прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу  и функции финансов как исходного  звена финансовой системы; налог  определяет сущностные черты государственных  финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в  качестве перераспределительной категории  являются средством и источником образования централизованного  фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства  возникает такая финансовая категория, как налоги [3, с.118-119].

Следует также отметить, что налоги имеют отличительные  признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий: движение стоимости в налоговых отношениях носит безвозмездный характер, а  также односторонний. Используемые и регламентируемые государством налоги, функционируя в фазе распределения  через разнообразные способы  налогового изъятия, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного  общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя  процессы общественного производства или замедляя их [6, с.126].

Налоги в равной степени  имеют непосредственное отношение  к формированию как централизованных фондов государства, так и децентрализованных фондов предприятий. Другими словами, система налогообложения является связующим звеном между обеими сферами финансовой системы государства: общегосударственными финансами и финансами предприятий. Система налогов и сборов оказывает экономическое воздействие на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке [11, с.264].

В любом обществе главным  субъектом налоговой политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой определения сущности налоговой политики являются налоговые  отношения, а их основой - отношения  между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования государственных  финансовых ресурсов. Государство оказывает  воздействие на различные стороны  деятельности через внутреннюю и  внешнюю, социальную и культурную, оборонную  и природоохранную, финансовую и  техническую политику. Центральным  звеном в государственном регулировании  является финансовая политика, посредством  которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей функции  немыслимо функционирование государства [ 12, с.359].

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной  является неотъемлемой частью финансовой политики. В условиях высокоразвитых рыночных отношений ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов  и состоит в изъятии государством части совокупного общественного  продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и  перераспределении их через бюджет в целях изменения структуры  производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходности населения. Свое назначение и функции  налоги осуществляют в едином бюджетном  процессе [14, с.256].

Таким образом, налоги, подобно  государственному кредиту, расходам государства и т.д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом [26, с.27].

Порядок начисления и взносы платежей в бюджет регулируется законами Республики Беларусь. Законодательную  базу составляют следующие нормативно - правовые документы, соблюдение которых является обязательным для налогоплательщиков:

Декрет Президента "О  введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции";

Декрет Президента "О  внесении изменений в Декрет Президента РБ от 13.07.1999 г. № 27";

Закон РБ "О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет РБ";

Закон РБ "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам налогообложения";

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь "Об установлении минимального размера величины подоходного  налога, подлежащего перечислению в  бюджет";

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь "О сроках уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость";

Постановление Министерства по налогам и сборам РБ "О внесении изменений в инструкцию о порядке  исчисления и уплаты налога на добавленную  стоимость";

Налоговый кодекс РБ (Общая  часть);

Закон РБ "О бухгалтерском  учете и отчетности";

Методические указания "О  порядке исчисления и уплаты единого  налога для производителей сельскохозяйственной продукции";

Закон РБ "О подоходном налоге с физических лиц";

Закон РБ "О налоге на добавленную  стоимость".

Налоговый кодекс РБ [26] устанавливает  систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых  в бюджет РБ, основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь, устанавливает  права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым  законодательством.

Закон РБ "О бухгалтерском  учете и отчетности" [17] определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые  к составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в РБ.

В соответствии с Методическими  указаниями, разработанными в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь "О введении единого налога для  производителей сельскохозяйственной продукции" [13], установлен единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Ставка единого налога для организаций, которые признаются плательщиками единого налога, производящих сельскохозяйственную продукцию, устанавливается в размере 2% от их валовой выручки.

Закон РБ "О подоходном налоге с физических лиц" [18] определяет плательщиков налога, налоговую базу, налоговые ставки и т.д. Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками: от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в  соответствии со статьей 17 Общей части  Налогового кодекса Республики Беларусь; от источников в Республике Беларусь - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь. При определении налоговой  базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной форме.

Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере СПК «Рита» Малоритского района, Брестской области