Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере СПК «Рита» Малоритского района, Брестской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить порядок налогообложения сельскохозяйственных предприятий, рассмотреть организацию учета и контроля расчетов по налогам и сборам в действующем предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономико-финансовое состояние действующего предприятия;
выполнить обзор нормативно-правовых актов и специальной экономической литературы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет;

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам.
1.1. Нормативно-правовые документы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет.
1.2. Обзор литературы.
2. Экономико-финансовая характеристика хозяйства.
3. Учет расчетов по налогам и сборам.
3.1 Организация налогового учета на предприятии.
3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам.
3.3 Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Бух.учет курсовая гродно.docx

— 65.58 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом  РБ "О внесении изменений и  дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения" [16] установлена с 1 января 2009 г. единая ставка подоходного налога в размере 12% вместо прогрессивной шкалы ставок, что существенно изменило и сам  порядок исчисления подоходного  налога. С указанной даты отпала необходимость определения налоговой  базы нарастающим итогом с начала налогового периода с зачетом  удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога - исчисление налога должно осуществляться помесячно.

В соответствии с Законом  РБ "О налоге на добавленную стоимость" [19] определены плательщики налога на добавленную стоимость, объекты  обложения, налоговые ставки и т.д. Налоговая база определяется в зависимости  от особенностей реализации произведенных  или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты  интеллектуальной собственности и  исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной форме, натуральной  или иных формах.

В соответствии со статьей 11 настоящего закона налогообложение  производится по следующим налоговым  ставкам:

ноль (0) процентов - при реализации: экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно  связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого  сырья (материалов);

десять (10) процентов: при  реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением  пушного звероводства), рыбоводства  и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров  и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

восемнадцать (18) процентов: по товарам (работам, услугам), имущественным  правам, не указанным в подпунктах 1.1.1.2, 1.5 и 1.6 настоящей статьи; при  ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, не указанных  в подпункте 1.2.2 настоящей статьи, либо при использовании товаров  в иных целях, чем те, в связи  с которыми они были освобождены  от налогообложения в соответствии со статьей 4 настоящего Закона; при  поступлении сумм, увеличивающих  налоговую базу в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;

двадцать четыре (24) процента - при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого [19].

Соблюдение действующих  на территории Республики Беларусь нормативно - правовых документов позволяет предприятию  при проверке расчетов с бюджетом избежать финансовых потерь, связанных  с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. Особое внимание на предприятии  уделяется вопросам правильности составления  соответствующих расчетов платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а т. ж. своевременности их перечисления в соответствии с существующим в  республике законодательством.

 

1.2 Обзор литературы

 

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов. Неизбежность налогов очевидна. Еще  в 1789 году Б. Франклин писал: "В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и  налогов".

Во всех экономических  теориях прошлого и настоящего времени  авторы обязательно рассматривают  проблемы налогообложения, стремятся  определить место налогов в экономической  системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. Их всех их интересует вопрос о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения. Изучение и знание истории возникновения  налогов является важным и необходимым  звеном познания их экономической сущности. Знакомясь с историей налогов, лучше  понимаешь их сущность и природу  возникновения, берущие начало у  самых источников - в первоначальной форме налога, каковой являлось жертвоприношение. Изучение истории налогов позволяет  понять суть и необходимость их уплаты, мощь регулирующего воздействия  на жизнь общества. Сквозь призму истории, в ее контексте четче видны  контуры действующей в нашей  стране налоговой системы и возможные  наиболее прогрессивные направления  ее совершенствования.

Изучение экономической  литературы показывает, что к определению  категории "налог" ученые подходят по - разному.

В работах основоположников экономических наук У. Петта, А. Смита, Д. Рикардо налоги рассматриваются  как добровольные подаяния на благо  развития нации [26, с.25].

Такие известные экономисты начала 20 века, как И.М. Кулишер, М.И. Слуцкий, Н.И. Тургенев, Л.В. Ходский, определили налоги как принудительные сборы, которые  государство взимает с граж-дан  для удовлетворения своих денежных потребностей [26, с.26].

В фундаментальных работах  современных налоговедов И.В. Горского, В.В. Глухова, В.А. Кашина, С.Ф. Сутырина, Д.Г. Черника и др. налог определяется как "одна из форм пополнения государственной  казны" или как "сбор, устанавливаемый  в одностороннем порядке и  взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей" [26, с.27].

В работах таких видных российских ученых, как А.В. Брызгалин, Н.Е. Евстигнеев, Л.П. Окунева, Т.Ф. Юткина, налог рассматривается как сложное  системное образование, вбирающее  в себя элементы разных сфер знаний: экономики, права, философии и др. [26, с.27].

Т.И. Васильская рассматривает  налоги как "обязательные платежи  юридических и физических лиц  в бюджет, устанавливаемые и принудительно  изымаемые государством в форме  перераспределения части общественного  продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей" [7,c.16].

Д.С. Милль в своих трудах отметил, что "нет налога, в котором  бы не было несправедливости, так что  только разнообразие налогов взаимно  сокращает эти неравенства и  исправляет дело" [26, с.24].

В статье 8 Налогового кодекса  РФ отмечается, что "Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отсуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных  образований".

Кандидат экономических  наук В.А. Гюрджан считает, что "сегодня  налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической  деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для  удовлетворения общественных потребностей по ставкам, устанавливаемым в законодательном  порядке" [26, с.28].

В работах Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь  отмечается, что "налоговая система  государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно - правовые принципы функционирования налоговой  системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых  платежей" [27, с.17].

Дейко А.К. в своих трудах отмечает: "Ни одно государство не может обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется  определенная сумма денежных средств, а они могут быть собраны только посредством налогов… Правильно  установленные налоги в сочетании  с другими финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим  фактором повышения эффективности  общественного производства" [29, с.56].

"Налоговая политика  является неотъемлемой частью  социально-экономической политики  страны. Она развивается и изменяется  вместе с приоритетами государства.  Налоговая система Республики  Беларусь на нынешнем этапе  приобрела такие важные черты,  как устойчивость и стабильность  функционирования, выраженная направленность  на стимулирование воспроизводственных  процессов… Налоги развиваются  вместе с национальной экономикой. Налоговое ведомство своими действиями  всемерно способствует прогрессивным  тенденциям" [35, с.25,27].

"Перед налоговым ведомством  стоит непростая задача - в условиях  сокращения налогового бремени  обеспечить поступления в бюджет  в полном объеме. Любая либерализация  законодательства должна сопровождаться  повышением уровня собираемости  налогов. Только так в современных  условиях можно обеспечить надежный  фундамент стабильных поступлений  в казну государства" [20, с.56].

"Значение налогов трудно  переоценить, так как они не  только обеспечивают финансовую  базу для общегосударственных  расходов, но и активно используются  государственной властью в качестве  механизма косвенного управления  общественными отношениями в  сфере экономики, политики, социальной  защиты граждан. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, насколько продумана  налоговая политика государства,  зависит эффективное функционирование  всего народного хозяйства" [20, с.60].

Киреева Е.Ф. считает, что "национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции  налогообложения, учитывающей объективные  факторы экономического развития и  макроэкономические тенденции, и характеризоваться  системными, взаимосвязанными изменениями  налогового законодательства и масштабностью  осуществляемых правительством мероприятий  экономической политики" [4, с.53].

Пилуй В. считает, что "реформирование налогового законодательства в РБ является одним из условий развития аграрного  производства, так как средний  уровень налоговой нагрузки в  выручке с/х производителей, уплачиваемых единый налог, составляет около 14%. Этот показатель, высокий даже для развитых стран, оказывает отрицательное  влияние на инвестиционный климат в  стране" [19, с. 19].

Актуальным в настоящее  время в области налогообложения  является вопрос: почему в рамках упрощения  налогового учета не разрешено не заполнять регистры налогового учета, если все показатели формируются  в бухгалтерском учете. По словам специалиста отдела по обеспечению  работы Комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей: " в рамках программы либерализации  экономики и выполнения мероприятий  по выходу экономики из кризиса Правительством планируется принять ряд документов, в т. ч. направленных на упрощение  налогообложения. При работе над  проектами будем настаивать на действительном, а не декларируемом упрощении, в  первую очередь на сокращении количества регистров и формуляров, сведения которых зачастую дублируют друг друга" [10, с.8].

Полуян В.Н. отмечает, что "дальнейшее упрощение налоговой  системы направлено на реализацию мер  по снижению налоговой нагрузки в  соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 г. г. Предполагается максимально упростить налоговую  систему, сведя общее количество республиканских налогов к семи-восьми основным" [5, с.22].

Несмотря на разные мнения ученых о налогах и их значимости в жизни общества, неоспоримым  остается тот факт, что налоги будут  всегда, необходимость их уплаты неизбежна, они являются мощным регулятором  воздействия на жизнь общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономико-финансовая  характеристика хозяйства

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рита» (далее – кооператив) решение общего собрания членов колхоза  «Рита» от 18.06.2003г. (протокол № 2 от 18.06.2003г.) переименован из колхоза «Рита», зарегистрированного  решением Малоритского исполнительного  комитета от 23.12.1996г. за № 34 и является преемником его прав и обязанностей.

Согласно решения общего собрания членов сельскохозяйственного  производственного кооператива  «Масевичи» (протокол № 4 от 26.07.2005г.) и  решения общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива «Рита» (протокол № 2 от 27.07.2005г.) СПК «Рита» реорганизован в форме присоединения к нему сельскохозяйственного производственного кооператива «Масевичи».

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рита» является правопреемником  сельскохозяйственного производственного  кооператива «Масевичи» в соответствии с передаточным актом, исключением  прав и обязанностей, которые не могут принадлежать сельскохозяйственному  производственному кооперативу  «Рита».

СПК «Рита» является коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для  совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной  законодательством деятельности.

Кооператив является юридическим  лицом, имеет расчетный, валютный и  другие счета в учреждениях банков, самостоятельный баланс, печать со своим наименованием.

В своей деятельности кооператив руководствуется законодательством  Республики Беларусь и Уставом.

Устав СПК «Рита» утвержден  решением общего собрания членов (протокол № 2 от 18.06.2003г.). Дополнения и изменения  утверждены протоколом общего собрания членов кооператива № 3 от 04.11.2005г.

Сумма уставного фонда  предприятия составляет 1241,4 млн.руб. Уставный фонд кооператива сформирован  полностью.

Имущество предприятия принадлежит  ему на праве хозяйственного ведения.

Активы кооператива сформированы за счет:

- имущества переименованного  хозяйства, оставшегося нераспределенным (неделимого фонда);

Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере СПК «Рита» Малоритского района, Брестской области