Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна организация, независимо от формы собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая сущность и значение дебиторской и кредиторской задолженности
2. Особенности бухгалтерского учета и документальное оформление расчетов с дебиторами и кредиторами.
3. Краткая характеристика предприятия ОсОО «Алтел»
4. Организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ОсОО «Алтел»
5. Пути совершенствование расчетов с дебиторами и кредиторами.
Заключение
Список используемых литератур.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.44 Кб (Скачать файл)

- полученные товарно- материальные  ценности, принятые выполненные  работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также  по доставке или переработке  материальных ценностей, расчетные  документы на которые акцептованы  и подлежат оплате через банк.

- товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по  которым производятся в порядке  плановых платежей.

- товарно-материальные ценности, работы, услуги, на которые расчетные  документы от поставщиков или  подрядчиков не поступили (так  называемые неотфактурованные поставки);

- излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке.

- полученные услуги по  перевозкам, в том числе расчеты  по недоборам тарифа, а также  за все виды услуг связи.

     Подрядные  строительные и монтажные, научно- исследовательские и другие аналогичные  организации, когда они являются  генеральными подрядчиками, расчеты  со своими субподрядчика также  отражаются на счете 3100 «Счета  к оплате».

     Все операции  с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые  работы или потребленные услуги, проводятся по счету 3100 «Счета  к оплате» независимо от времени  от времени оплаты предъявленного  счета. Счет 3100 «Счета к оплате»  пассивный, на нем производят  расчет с поставщиками. Сальдо  кредитовое на начало месяца- это задолженность поставщикам  неоплаченным, но акцептованным  счетам.

     Счет 3100 «Счета  к оплате» кредитуется на стоимость  принимаемых к бухгалтерскому  учету товарно-материальных ценностей, услуг, работ в корреспонденции  со счетами учета этих ценностей  или счетов учета соответствующих  затрат. За услуги по доставке  материальных ценностей, а также  по переработке материалов на  стороне записи по кредиту  счета 3100 «Счета к оплате» производятся  в корреспонденции со счетами  учета производственных запасов, товаров, затрат на производство  и т.д.

     Независимо  от оценки товарно-материальных  ценностей в аналитическом учете  счет 3100 «Счета к оплате» в  синтетическом учете кредитуется  согласно расчетным документам  поставщика в пределах суммы  акцепта. Когда счет поставщика  был акцептован и оплачен до  поступления груза, а при приемке  на склад поступивших товарно-материальных  ценностей обнаружилась их недостача  сверх норм естественной убыли  против отфактурованного количества, а также, если при проверке  счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договорам, а также арифметические ошибки, счет 3100 «Счета к оплате» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 1590

«Прочая дебиторская задолженность».

     При поступлении  товарно-материальных ценностей, на  которые не получены расчетные  документы поставщиков, необходимо  проверить, не числятся ли поступившие  товарно-материальных ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиком и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

     За неотфактурованные  поставки счет 3100 «Счета к оплате»  кредитуется на стоимость поступивших  ценностей, определенную исходя  из цены и условий, предусмотренных  в договорах.  Счет 3100 «Счета к  оплате» дебетуется на суммы  исполнения обязательств (оплату  счетов), включая авансы и предварительную  оплату в корреспонденции со  счетами учета денежных средств  и др. при этом суммы выданных  авансов предварительной оплаты  учитывается обособлено. Суммы задолженности  поставщикам и подрядчикам, обеспеченные  выданными организацией векселями, не списываются со счета 3100 «Счета  к оплате», а учитывается обособленно  в аналитическом учете.

      При журнально-ордерной  форме учета учет расчетов  с поставщиками ведут в журнале- ордере №6. В данном журнале- ордере  синтетический учет расчетов  с поставщиками сочетается с  аналитическом учете.

     Аналитический  учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками ведется в журнале-ордере  №6. Он ведется линейно позитивным  способом, что дает возможность  судить о состоянии расчетов  с поставщиками по каждому  документу. Отметка производится  по выпискам банка, а сумма  претензий записывается на основании  актов.

Если при заключении договора предусмотрен аванс (предварительная оплата) поставщику (подрядчику), то он отражается на счете 3210 "Расчеты по авансам выданным".

 

2.Документальное  оформление учета расчетов с  поставщиками и покупателями

          Поставщиками считаются организации, которые в соответствии с заключенными договорами осуществляют поставки сырья, товаров, полуфабрикатов, основных средств и других товарно-материальных ценностей.

          В договорах указываются: наименование материалов (ценностей), количество, цена, сроки действия договора и поставок, способ транспортировки, порядок расчетов, порядок приемки материалов, санкции за нарушение условий договора и т.д.

        Организация-поставщик осуществляет отгрузку продукции на основании накладных, товарно-транспортных накладных. На отгруженные ценности поставщик выписывает счет, счет-фактуру и платежное требование на востребование возникшей по поставки задолженности.

         В счете заполняются следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местоположению, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование, количество, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отгружен товар. В документе обязательно делают ссылку на договор-заказ, согласно которому отпущены материальные ценности, указываются номера квитанций и накладных по отгруженным (отгружаемым) материальным ценностям.

         Таким образом, счет служит основанием для оформления банковских платежных документов на перечисление задолженности. В случае несоответствия полученного груза с данными счета составляют коммерческий акт и предъявляют претензию поставщику.

         Согласно постановлению организации одновременно со счетами-фактурами ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж по налогу на добавленную стоимость. Счет-фактура выписывается поставщиком на покупателя в двух экземплярах: один экземпляр в течении пяти дней с даты отгрузки предоставляется покупателю, а второй экземпляр счета-фактуры остается у продавца для отражения в книге продаж и начисления НДС по реализованной продукции.

        В счете-фактуре обязательно должны быть указаны следующие реквизиты: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика поставщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, наименование поставляемых товаров, количество, цена за единицу, стоимость товаров за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров без налога, налоговая ставка и сумма налога, предъявленная покупателю товаров, стоимость всего количества товаров с учетом налога, страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации Поставщики ведут книгу продаж, которая предназначена для регистрации счетов-фактур. Целью ведения книги продаж является определение суммы налога на добавленную стоимость по отгруженным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.

        В книге продаж отражаются все реквизиты, содержащиеся в счетах-фактурах, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом 12 % отдельно показываются продажи, не облагаемые налогом, из них экспорт.

      В свою очередь у покупателя товаров, работ, услуг ведется книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги покупок заключается в определении суммы налога, подлежащей зачету (возмещению) в соответствии с Налоговым Кодексом.

        Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарно-материальным ценностям принимается к зачету у покупателя только при наличии оригинала счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных товаров и запись об этом в книге покупок. За каждый отчетный период в книгах покупок и продаж выводятся итоги, которые используются для составления декларации по налогу на добавленную стоимость.

       Предприятие-покупатель при получении материальных ценностей проверяет соответствие их ассортимента договорам, регистрирует в журнале учета поступивших грузов, делает отметку в книге учета выполненных договоров и акцентирует счет, т.е. дает согласие на оплату. С этого момента в бухгалтерском учете возникают расчеты с поставщиками.

       Различают отфактурованные и неотфактурованные поставки. Отфактурованные поставки оформлены перечисленными сопроводительными документами. По неотфактурованным поставкам оценка поступивших товарно-материальных ценностей производится по ценам, предусмотренным в договорах.

      Все расчеты организаций с покупателями строятся на основании заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия поставки, порядок оплаты и т.д. Документами по возникновению расчетных взаимоотношений с покупателями являются приемные квитанции, формы которых различны в зависимости от вида реализуемой продукции: зерно, овощи, плоды, скот и т.д. (около 20 видов). В приемных квитанциях указывается какая продукция принята и в каком количестве (в натуральной и зачетной массе), причитающаяся оплата и т.п. Приемная квитанция является основанием для записи в учетные регистры по расчетам с покупателями. В конце месяца в нем подсчитывают обороты по счету 1410 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и сверяют их с данными этого счета, отраженными в других учетных регистрах.

        Учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основании первичных учетных документов: счета, актов, счетов-фактур, платежных поручений, кассовых ордеров и т.п.

       Основанием для оформления первичных документов является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

       Для оплаты (предоплаты) выполненных работ подрядчик выписывает счет. В счете указываются реквизиты подрядчика, уточняется, за какие конкретно работы, должен быть произведен платеж, указывается срок, в течение которого работы будут выполнены для данного заказчика подрядчиком. Обычно счет выписывается подрядчиком заказчику при безналичной оплате.

      Форма счета не является унифицированной, поэтому многие организации разрабатывают собственную форму этого документа, сохраняя основные показатели.

       Счет подписывается руководителем и главным бухгалтером подрядчика и заверяется печатью подрядчика.

        Если организация получает результаты выполненных работ по месту нахождения подрядчика, то на имя сотрудника который будет ее получать, выписывается доверенность. Выдача доверенности лицам не работающим в организации не допускается.

       Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.

Доверенность содержит следующие реквизиты:

– номер и дату выдачи;

– срок действия;

– наименования и адреса плательщика и потребителя (получателя доверенности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, указывается наименование получателя (должность, фамилия, имя, отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность);

– номер и дату документа.

         Указывается также наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества (прописью).

        Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером, а также заверена круглой печатью предприятия.

         Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Разница между работами и услугами заключается в следующем: результат выполнения работ всегда вещественен, а услуг нет.

        Целый ряд заключаемых организацией договоров на выполнение работ предусматривает собой необходимость составления двухсторонних актов приемки выполненных работ. Именно оформление, подписание данных актов свидетельствует о том, что предусмотренные договором работы или же их часть выполнены с вытекающими отсюда последствиями.

           Кроме того, следует признать, что акты выполненных работ являются наиболее распространенными документами. Некоторые же отношения сторон согласно заключенных договоров вообще могут быть подтверждены исключительно двусторонними актами (в частности, выполнение работ по договору подряда, оказание возмездных услуг и т.п.).

        Правильное оформление указанных актов требует как законодательство о бухгалтерском учете, так и особенно налоговое законодательство Кыргызской Республики. Если же акты будут оформлены с нарушением предъявляемых к ним требований, то налоговые органы могут предъявить к организации штрафные санкции в связи с непринятием соответствующих расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль, или же в связи с привлечением организации к установленной законодательством ответственности.

         Акты выполненных работ в полной мере относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках, или же на бланках, оформленных с соблюдением требований Закона о бухгалтерском учете.

        Если используемая организацией форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, то она должна содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

        Любые изменения утвержденных в установленном порядке форматов бланков должны быть оговорены в утвержденной организацией учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это может быть реализовано, в частности, путем приложения к учетной политике измененных унифицированных форм первичной учетной документации.

Информация о работе Учет расчетов с дебиторами и кредиторами