Учет расчетов с персоналом по оплате труда и анализ эффективности использования средств на оплату труда в торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы на основе изучения и оценки методики и организации учета и анализа трудовых ресурсов и средств на оплату труда разработать рекомендации по совершенствованию учетно-аналитической работы, использованию ПЭВМ, обосновать резервы повышение эффективности трудовых ресурсов и средств на оплату труда организации розничной торговли ОАО «Ивица».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………………..5
1. Экономическое содержание и организация заработной платы в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….7
1.1. Заработная плата как экономическая категория и ее роль в эффективном использовании трудовых ресурсов…………………………………………………..7
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по труду и заработной плате ………………………………………………………………....…15
2. Учёт трудовых ресурсов и средств на оплату труда в торговле …………........19
2.1. Экономическая характеристика организации ОАО «Ивица»………………..19
2.2. Учет численности персонала, рабочего и нерабочего времени,
выполненных работ……………………………………………………..…………...28
2.3. Документальное оформление расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………………………….33
2.4. Методика и организация учета расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………………………….45
3. Анализ трудовых ресурсов и расходов на оплату труда в торговле…………..49
3.1. Анализ численности работников, рабочего и нерабочего времени……..…49
3.2. Анализ качества и производительности труда…………………….………...58
3.3. Анализ расходов на оплату труда………………………………………….....65
3.4. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов роста производительности труда и повышения эффективности использования средств на оплату труда……….…..73
Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и анализа трудовых ресурсов и средств на оплату труда………………………………………………..78
Заключение…………………………………………………………………….….. .83
Список использованных источников………………………………….…………..86
Приложения………………………………………………………………………....89

Файлы: 1 файл

1белорусский.docx

— 186.99 Кб (Скачать файл)

  Примечание. Источник: [4, с.42]

Уровень жизни населения, обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни белорусских граждан –  основная задача социальной политики государства.

Для характеристики уровня жизни населения  применяется ряд социально экономических  индикаторов. Основными из них являются: денежные доходы населения, размер заработной платы, средний размер назначенной пенсии и другие. В мировой практике для оценки уровня жизни применяется также показатель индекса человеческого развития.

В первой половине 90-х годов  в Беларуси, как и в других странах СНГ, имели место тенденции снижения уровня жизни населения, что было связано с объективными трудностями переходного периода.

Экономический кризис 1991-1995 годов, гиперинфляция, достигшая максимума в 1994 году, значительно отразились на материальном благосостоянии людей, на уровне их денежных доходов и, прежде всего, на заработной плате.

В 1995 году реальные денежные доходы населения (доходы с учетом индекса потребительских цен) составили лишь 62,2% к уровню 1990 года, реальная заработная плата - 55,7%, реальный размер назначенной месячной пенсии - 60,3%.

Начиная с 1996 года, в результате наметившегося экономического подъема и социальной политики государства, направленной, прежде всего, на повышение размера заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, отмечается устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения [4, с. 48].

Реальные денежные доходы населения в 2004 году возросли по сравнению с 1995 годом в 2,5 раза, по сравнению с предыдущим годом - на 14,2%.

В январе-июне 2005 года реальные денежные доходы увеличились по сравнению с соответствующим периодом   предыдущего   года   на 12,5%.

В общей сумме денежных доходов в 2004 году оплата труда составила 46,9%, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии)- 17,7%.

В структуре денежных расходов и  сбережений населения в 2004 году  покупку товаров и оплату услуг приходилось 71,9%, накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупку валюты и другие - 17,5%, оплату обязательных платежей и добровольных взносов -10,6%.

Рост денежных доходов сопровождался повышением их покупательной способности.

Так, если в 1995 году на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода в республике можно было приобрести 30  килограммов говядины, то в 2004 году – 46,1 килограммов, свинины -соответственно 22 и 44,5 килограмма,  молока - 270 литров и 317 литра, масла животного -18 и 32,4 килограммов [4, с. 49-50]. Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения приведем в таблице 1.3.

 

   Таблица 1.3.Покупательная  способность среднедушевых располагаемых

                         денежных доходов населения (килограмм  в месяц)

Показатели

1995

2000

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

6

Хлеб пшеничный

147

139

215

239

270

Картофель

350

350

304

332

670

Сахар-песок

69

107

158

134

165

Масло растительное

31

45

58

56

70

Говядина

30

36

40

46

46

Свинина

22

26

37

45

44

Рыба свежая

26

26

38

43

51

Молоко, литры

270

294

283

306

317

Масло животное

18

25

30

31

32

Яйца, штук

718

874

1072

1177

1293


Примечание. Источник [4, с.50]

Оплата труда является определяющим фактором уровня денежных доходов большинства населения.

Начиная с 1996 года, ситуация с оплатой труда характеризуется  стабильным ростом ее реальной величины.

В 2004 году реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась по сравнению с 1995 годом в 2,5 раза, с 2000 годом - на 44%.

Опережающими  темпами росла реальная заработная плата в организациях здравоохранения, образования, социального обеспечения, науки, культуры и искусства, физкультуры и спорта (по сравнению с 1995 годом - в 2,6 - 3,4 раза, по сравнению с 2000 годом - в 1,5 -1,9 раза). Начисленная среднемесячная заработная плата по республики приведена в таблице 1.4.

 

 

     Таблица 1.4.Начисленная среднемесячная заработная плата

Показатели

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Номинальная начисленная 

среднемесячная заработная

плата, доллар США

 

65,5

 

73,6

 

86,6

 

104,9

 

120,8

 

160,6

Реальная начисленная 

заработная плата, в процентах

 к предыдущему году

 

95,0

 

112,0

 

129,6

 

107,9

 

103,2

 

117,4

Соотношение номинальной

начисленной заработной

 платы и минимального

 потребительского бюджета,

 в процентах

 

 

106,8

 

 

126,0

 

 

148,4

 

 

146,4

 

 

149,0

 

 

172,5


Примечание. Источник [4, с.51, таблица 2]

В 2004 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила примерно 320 тысяч рублей и превысила величину среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек на 50% (в 1995 году - на 7%).

Таким образом, заработная плата как  экономическая категория выполняет  одну из  основных функций воспроизводства  рабочей силы .

 Чтобы заработная плата выполняла  свою стимулирующую функцию, должна  существовать прямая связь между  ее уровнем и квалификацией  работника, сложностью выполняемой  работы, степенью ответственности.

 Производство может успешно  развиваться, если затраты живого  и овеществленного труда соответствуют  нормативам, обеспечивающим выполнение  плановых заданий и качественное  обслуживание населения. Внедрение  новой техники и передовой  технологии повышает производительность  труда работников только тогда,  когда применяются прогрессивные  нормы и нормативы, передовые  формы и системы оплаты труда.  Все это стимулирует увеличение  объема товарооборота с меньшей  численностью работников.

Наиболее принципиальным является не искать новое в терминологии, а более обстоятельно выявить  суть и свойства экономической категории  «зарплата» в изменившихся условиях. Определение заработной платы как  доли общественного продукта (совокупного общественного продукта, национального дохода и т.п.), распределяемого по труду между отдельными работниками, противоречит рынку.

Здесь раскрывается только источник заработной платы, к тому же не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того - заработная плата распределяется не только по количеству и качеству труда, но ее размеры зависят и  от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной  деятельности предприятия. И определение  заработной платы, как части совокупного  общественного труда, национального  дохода, которые формируются на уровне общества, затушевывает связь заработной платы с непосредственным источником ее формирования, с общими результатами работы трудового коллектива.

Рассматриваемую категорию можно  определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (часть чистой продукции),   выплачиваемой

нанимателем работнику  за выполненную работу.

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование учета и отчетности  по труду и заработной плате

 

  Значение правового регулирования  труда и заработной для общества и государства трудно переоценить.

    Вопросы оплаты труда регламентируются   Конституцией Республики Беларусь, Трудовым Кодексом Республики Беларусь, Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь, инструкцией по статистике численности работников и заработной платы, типовыми правилами внутреннего распорядка, основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Декретом  Президента от 18 июля 2002г. № 17 «О некоторых  вопросах регулирования оплаты труда  работников» пунктом 1 предусмотрена  оплата труда работников,  нанимателями которых являются коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе ЕТС работников РБ.

        Постановлением Совета Министров  от 26 ноября 2004 года №1510 «О внесении  дополнений и изменений в постановление  №1279 от 18.09.2002 года уточнены условия  оплаты труда заместителей руководителя  в части согласования устанавливаемого им повышения должностных окладов, выплаты премии и выплат, осуществляемых за счет прибыли организации.

        Постановление Министерства труда  и социальной защиты от 30 марта2004 года № 31 «О  внесении изменений  и пополнений в Инструкцию  о порядке применения ЕТС работников  в РБ»- инструкция изложена  в новой редакции с изменениями  и уточнениями.

       Постановлением Министерства труда от 24 февраля 2005 года №48 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» в соответствии с пунктом 7 предусмотрено, что при повышении тарифной ставки 1 разряда за базовую величину принимается тарифная ставка 1 разряда,  действовавшая в организации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

       Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ « Об утверждении Инструкции о порядке исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главного специалиста и средней заработной платы в целом по организации» от17 февраля2005 года № 13 пунктом 2 Инструкции предусматривается конкретный коэффициент соотношения средней заработной платы для каждого из указанных должностных лиц и средней заработной платы по организации в целом устанавливается нанимателем и не может превышать коэффициент соотношения руководителя.

         Постановлением Совета Министров   от 12 декабря 2001 года №1794 «О некоторых  мерах по выплате заработной  платы работникам отраслей экономики»  пунктом 3 предусматривается, что  организации всех форм собственности,  кроме организаций, финансируемых  из бюджета,  при наличии задолженности  по платежам в бюджет не  могут повышать тарифную ставку 1 разряда.

         Постановлением Совета министров  от 30 апреля 2004 года № 495 «О внесении  изменений и дополнений в постановление  №1003 от 25.07.2002» определены условия  снижения премий руководителям  за несоблюдение основных требований  Директивы № 1 в части соблюдения  производственной, трудовой и исполнительской  дисциплины.

          Постановлением Совета Министров  № 382 от11 апреля 2005 года « О  внесении изменений и дополнений  в постановления № 521 от 08.08.96  и от 25.07.2002 года № 1003 пунктом  7 предусмотрено, что руководителям  убыточных организаций могут  выплачивать премии в зависимости  от темпов снижения убытка  от реализации продукции, товаров  по отношению к предыдущему  кварталу за каждый процентный  пункт снижения в размере до  5% но не  более40% должностного оклада.

Информация о работе Учет расчетов с персоналом по оплате труда и анализ эффективности использования средств на оплату труда в торговой организации