Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:28, дипломная работа

Описание работы

Долгое время считалось, что в банках с помощью денежного оборота опосредуется оборот народнохозяйственный. Банкам, таким образом, отводилась второстепенная роль в организации и учете денежного оборота. Естественно, эта роль присуща банкам: посредничество в платежах является одной из первых и основных их функций. Но сейчас главное другое - нужно уметь торговать деньгами как специфическим товаром, который "производят" банки. Деньги - универсальный инструмент экономики, и если они не работают, серьезный урон наносится и их владельцу и экономике. Заставить деньги работать активно, с выгодой как раз и помогают банки, осуществляя безналичные расчеты.

Содержание работы

Введение
глава 1
безналичные расчёты и их роль в финансово-хозяйственной деятельности организации.
1.1 Сущность и формы безналичных расчётов, их значение для экономики организации.
1.2 Значение и задачи учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
глава 2
учёт расчётов с покупателями и заказчиками в организации.
2.1 Документальное оформление операций по расчётам с покупателями и заказчиками.
2.2 Организация учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
2.3 Инвентаризация расчётов с покупателями и заказчиками и отражение ее результатов в учёте.
2.4 Порядок списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.
2.5 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
2.6 Совершенствование учёта расчётов с покупателями и заказчиками в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации.
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Учет расчетов с покупателями и заказчиками в организации на примере ОАО Гомельдрев.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

 Таким образом,  можно сказать, что безналичные  расчеты совокупность безналичных  денежно-кредитных операций в  процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа. [6. с.52 ].

 

1.2 Значение и задачи учёта  расчётов с покупателями и заказчиками.

 

Расчеты с покупателями и заказчиками относятся к одному из видов расчетов в зависимости от субъектов участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности (рис. 1). [10, с.63].

Учет расчетов с покупателями и заказчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.

 

Рисунок 1 Виды расчетов организации

Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Расчетный документ - это оформленное распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя средств или на счет, указанный получателем средств (изыскателем).

Рассматриваемое направление учета  расчетов относится к учету обязательств организации по оплате товаров, работ, услуг, возникающих в связи с их приобретением у сторонних организаций

Таким образом, основными задачами учета расчетов с поставщиками покупателями и заказчиками являются:

-  формирование полной и достоверной  информации о состоянии расчетов  с покупателями и заказчиками, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

-  контроль за состоянием  дебиторской задолженности;

-  контроль за соблюдением  форм расчетов, установленных в  договорах с покупателями;

-  своевременная сверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.

Основными задачами учета дебиторской  задолженности являются:

• определение в Приказе об учетной  политике критериев классификации  дебиторской задолженности;

• выбор метода определения резерва  сомнительных долгов;

• разработка графика документооборота для документов, которые подтверждают возникновение дебиторской задолженности, и доведение этой информации до исполнителей;

• выбор учетных регистров в  которых отображается дебиторская  задолженность и доведение этой информации до исполнителей;

• организация передачи информации с учетных регистров до центральной  бухгалтерии для отображения  ее в отчетности;

Главным задачами управления дебиторский  задолженности является:

1. Содействия увеличению объему  продаж путем предоставления коммерческого кредита и тем самым – увеличению прибыли.

2. Повышение конкурентоспособности  с помощью отсрочки платежей. 
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта расчётов с покупателями и заказчиками.

 

Расчеты между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности осуществляются через банки в безналичном порядке, установленном законодательством, нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией «О банковском переводе», Положением об осуществлении операций с использованием банковских пластиковых карточек и другими документами.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета имеет четыре уровня:

- первый – законы и иные акты законодательства РБ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;

- второй – положения  по бухгалтерскому учету;

- третий – методические  указания по ведению бухгалтерского  учета;

- четвертый – рабочие  документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).

Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения  бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы  Президента РБ, постановления Правительства РБ). К таким документам относятся:

- Гражданский кодекс РБ – определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

Договор — это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.

К важнейшим основам  правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РБ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РБ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

- Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII (ред. от 26.12.2007) "О бухгалтерском учете и отчетности" является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.

- Налоговый кодекс Республики Беларусь. устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций.

- Постановления Правительства РБ регулируют правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

- Инструкция МФ СССР регулирует порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности. Правила отпуска товара в продажу предусматривают отпуск товара по предоставленной покупателем доверенности на получение товара.

- Постановление Министерства  финансов Республики Беларусь  от 29.06.2011 N 50  "Об установлении  типового плана счетов бухгалтерского  учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов"Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила его ведения .

Учетный стандарт можно  определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета  и оценки определенного объекта  или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности отдельных участках.

Из положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в  нем изложены основные принципы учета

К числу важных документов третьего уровня относятся методические указания по бухгалтерскому учету расчетов, которые определяют особенности учета частности методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по расчету налога на добавленную стоимость.

Расчеты с покупателями и заказчиками за товары могут проводиться безналичным образом (через расчетные счета в банках). Эти операции регулируются Банковским Кодексом Республики Беларусь 25 октября 2000 г. № 441-З.

Руководствуясь, законодательством  РБ о бухгалтерском учете и нормативными правовыми актами Министерства Финансов РБ непосредственно сами организации формируют самостоятельно свою учетную политику и регулируют учетный процесс, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Основными рабочими документами  организации являются:

  • документ об учетной политике предприятия;
    • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Нормативные акты, в которых  рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов.

 

учёт расчётов с покупателями и заказчиками  в организации.

2.1 Документальное оформление  операций по расчётам с покупателями  и заказчиками.

 

Документация – это способ оформления хозяйственных операций соответствующими документами. Бухгалтерские документы используются для передачи распоряжений от распорядителя исполнителю, для управления деятельности. Документация исполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. Она обеспечивает бухгалтерскому учету цельное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. С помощью документации контролируется правильность осуществления операций, ведется текущий анализ выполненной работы.

Первичные документы – документы, состоящие в процессе ведения хозяйственной операции или после ее завершения.

Первичные документы должны иметь  обязательные реквизиты: название, код  формы, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи.

Основанием для осуществления  расчетов с покупателями и заказчиками  является договор, в котором определяется обязанности сторон по выполнению условий договора и ответственность сторон в случаи нарушения принятых обязательств.

В филиале ОАО «Гомельдрев» с  покупателями заключаются договора на поставку потребительских товаров (Приложение 1)

В соответствии с договором от 06.01.2012 г. ОАО «Гомельдрев» обязуется поставить, а ООО «Белинтерснаб» обязуется принять и оплатить мебель.

В данном договоре обуславливается  сроки поставки и оплаты, требования к качеству и количеству товара, условия транпортировки и ответственность сторон за неисполнение договора.

Кроме договора обязательным условием отражения операций в бухгалтерском учете является наличие первичных документов.

На суммы оплаты за отгруженную  продукцию, выполненные работы и  оказанные услуги предприятие –  покупатель  обязано получить от поставщика расчетные документы.

Первичные документы по расчетам с  покупателями и заказчиками:

  1. Счета-фактуры,

В счет-фактуре указаны: порядковый номер счет фактуры; наименование покупателя товаров; наименование заказчиков товаров; стоимость, цена товаров; сумма налога на добавленную стоимость; дата предоставления счет-фактуры.

Счет-фактура предназначен для  ведения налогового учета и формирования книги продаж.

Счет-фактура формируется в 2 экземплярах  на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг. Счет-фактура должен быть доставлен не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается счет-фактура руководителем.

В ОАО «Гомельдрев» вместо счет-фактур используется такой документ, как  заявка от покупателя, согласовываемая  покупателем и продавцом. В ней  указывается количество, ассортимент, цена товара и сумма поставки.

2.   Товарные (товарно-транспортные) накладные,

Согласно Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных  документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее - ТТН-1) и ТН-2 «Товарная  накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192, накладные формы ТТН-1 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее - организации) и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у грузоотправителя и оприходования их у грузопо­лучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Поступающие из-за пределов Республики Беларусь ТМЦ принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем.

 Накладные формы ТТН-1 предназначены  для учета движения ТМЦ при  их перемещении с участием  транспортных средств (далее - автомобиль), расчетов за их перевозки  и учета выполненной транспортной  работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

 Бланки накладной ТТН-1 являются  бланками первичных учетных документов, приобретение и использование  которых осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 4 ноября 2009 г. № 134/78/52.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками