Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:28, дипломная работа

Описание работы

Долгое время считалось, что в банках с помощью денежного оборота опосредуется оборот народнохозяйственный. Банкам, таким образом, отводилась второстепенная роль в организации и учете денежного оборота. Естественно, эта роль присуща банкам: посредничество в платежах является одной из первых и основных их функций. Но сейчас главное другое - нужно уметь торговать деньгами как специфическим товаром, который "производят" банки. Деньги - универсальный инструмент экономики, и если они не работают, серьезный урон наносится и их владельцу и экономике. Заставить деньги работать активно, с выгодой как раз и помогают банки, осуществляя безналичные расчеты.

Содержание работы

Введение
глава 1
безналичные расчёты и их роль в финансово-хозяйственной деятельности организации.
1.1 Сущность и формы безналичных расчётов, их значение для экономики организации.
1.2 Значение и задачи учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
глава 2
учёт расчётов с покупателями и заказчиками в организации.
2.1 Документальное оформление операций по расчётам с покупателями и заказчиками.
2.2 Организация учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
2.3 Инвентаризация расчётов с покупателями и заказчиками и отражение ее результатов в учёте.
2.4 Порядок списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.
2.5 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
2.6 Совершенствование учёта расчётов с покупателями и заказчиками в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации.
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Учет расчетов с покупателями и заказчиками в организации на примере ОАО Гомельдрев.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Организация должна в обязательном порядке классифицировать все прочие обязательства как долгосрочные.

Некоторые краткосрочные обязательства, такие как кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, некоторые начисления работнику и другие, составляют часть оборотного капитала, используемого в обычном операционном цикле организации. Организация классифицирует такие статьи как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению более чем через 12 мес. после отчетного периода. При классификации активов и обязательств организации применяется один и тот же обычный операционный цикл. Когда обычный операционный цикл организации не поддается четкому определению, предполагается, что его продолжительность составляет 12 мес.

Организация обязана раскрывать в  отчете о финансовом положении или  в примечаниях к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей, классифицированных в соответствии с операциями данной организации.

Степень детализации подклассов зависит  от требований Международных стандартов финансовой отчетности и от размера, характера и назначения соответствующих  сумм. Например, дебиторская задолженность  разбивается на задолженность покупателей и заказчиков, задолженность связанных сторон, предоплаты и прочие суммы.

Белорусские нормативные документы по бухгалтерскому учету предусматривают деление активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Указание на возможность представления информации по степени ликвидности в белорусских стандартах отсутствует.

В белорусской отчетности статьи, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность, существенно укрупнены. Дебиторская и кредиторская задолженность представлена одной статьей в активе и пассиве баланса соответственно, деление по субъектам расчетов отсутствует. Обособленно отражаются лишь заемные средства в составе долгосрочных и краткосрочных обязательств. Однако следует отметить, что белорусским организациям предоставлено право самостоятельно определять степень детализации показателей по статьям бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Сравнение белорусских и международных требований в части формирования отчетной информации о денежных средствах, расчетах, дебиторской и кредиторской задолженности организации позволяет выделить ряд направлений развития национального учета в данной области.

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками". По структуре и назначению этот счет - основной, ресурсный, расчетный, по информационной связи с балансом - активно-пассивный. По дебету счета учитываются остаток и увеличение дебиторской или уменьшение кредиторской задолженности, по кредиту - остаток и увеличение кредиторской или уменьшение дебиторской задолженности. При этом суммы, отражаемые по кредиту расчетного счета в корреспонденции со счетами 90 и 91 , соответствуют суммам, на которые предъявлены расчетные документы. Кредитуется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на суммы поступивших платежей. Суммы полученных авансов и предоплаты учитываются обособленно.

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками" ведется по каждому покупателю (или  заказчику). Кроме того, поскольку в бухгалтерском балансе предусмотрено деление дебиторской задолженности в зависимости от срока ее погашения, то организация аналитического учета по данному счету должна обеспечивать получение такой информации. При необходимости к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" могут быть открыты соответствующие субсчета.

В отличие от белорусских учетных правил Международные стандарты финансовой отчетности жестко не регламентируют, каким должен быть план счетов бухгалтерского учета, в том числе в части отражения расчетных операций. Вместе с тем при построении плана счетов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности необходимо, чтобы он обеспечивал:

- простое составление основных  финансовых отчетов организации;

- был гибким и обеспечивал возможность расширяться в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компании;

- был в достаточной мере детализирован  для целей формирования управленческой  отчетности.

В связи с этим, а также учитывая то, что в соответствии с международными стандартами финансовые отчеты, составляемые на дату, оперируют преимущественно показателями входящих и исходящих сальдо, не предполагается ведения учета на активно-пассивных счетах (которые присутствуют в белорусском учете коммерческих организаций). В международной практике каждый счет плана счетов является либо активным, либо пассивным.

Организация бухгалтерского учета  расчетных операций сводится, таким  образом, к двум счетам: счету дебиторов (счета к получению) и счету  кредиторов (счета к оплате). Счета дебиторов в этом случае всегда только активные, предполагающие исключительно дебетовое сальдо, отображающее остаток требований организации к контрагентам. Счета кредиторов - только пассивные, предполагающие исключительно кредитовое сальдо, отображающее величину обязательств организации. Обособленно на соответствующих активных и пассивных счетах учитываются авансы, выданные поставщикам, и авансы, полученные от покупателей.

Рассмотренный способ группировки  и обобщения информации о расчетных  операциях удобен при заполнении форм бухгалтерской отчетности, не допускает зачета требований и обязательств по одному (или группе) контрагентов и обеспечивает формирование подробной аналитической информации о величине и составе дебиторской и кредиторской задолженности для заинтересованных пользователей.

Важно, что в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности строение плана счетов в части  расчетных операций должно быть разработано  компанией таким образом, чтобы  обеспечивало возможность формирования информации о торговой и прочей задолженности.

На основании изложенного предлагается внести изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его  применению, предполагающие, как это  ни парадоксально, возврат в некоторых положениях к действовавшему ранее порядку учета расчетов по полученным и выданным авансам. В целях реформирования национальной учетной системы и гармонизации практики учета расчетных операций в соответствии с международными стандартами целесообразно:

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" переименовать  в счет 62 "Расчеты с контрагентами-дебиторами" и классифицировать как активный. Назначение счета изложить в следующей  редакции: "По счету учитываются  суммы торговой дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за поставленное имущество, оказанные услуги, выполненные работы".

Для учета сумм авансов и предварительной  оплаты, выданных поставщикам и подрядчикам, и полученных от покупателей и  заказчиков ввести счет 61 "Расчеты по авансам, выданным контрагентам" (активный) и счет 64 "Расчеты по авансам, полученным от контрагентов" (пассивный) соответственно.

 Для целей учета прочей  дебиторской и кредиторской задолженности  счет 76 "Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами" классифицировать как активный и в пару ему ввести счет 78 "Расчеты с прочими кредиторами" (классифицировать как пассивный).

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с контрагентами-дебиторами", а также счетам учета авансов выданных и авансов полученных и прочей дебиторской и кредиторской задолженности должен вестись по каждому контрагенту: поставщику, подрядчику, покупателю, заказчику, прочему дебитору, прочему кредитору. Образование в учете дебетового сальдо по пассивному счету или кредитового сальдо по активному счету не допускается.

Согласно предлагаемой методике бухгалтерского учета расчетных операций не допускается  образование развернутых сальдо по счету 60 "Расчеты с контрагентами-кредиторами" и 62 "Расчеты с контрагентами-дебиторами". Ведение учета по такой схеме позволит производить заполнение строк бухгалтерского баланса и других форм отчетности исходя из остатков непосредственно по синтетическим счетам. Дебетовое сальдо счета 62 "Расчеты с контрагентами-дебиторами" и счета 61 "Расчеты по авансам, выданным контрагентам" подлежит отражению в активе баланса по строкам дебиторской задолженности. Кредитовое сальдо счета 60 "Расчеты с контрагентами-кредиторами" и счета 64 "Расчеты по авансам, полученным от контрагентов" подлежит отражению в пассиве баланса по строкам кредиторской задолженности. Таким образом, зачет сальдо аналитических счетов по одному синтетическому счету будет технически невозможен, что, в свою очередь, приведет к снижению вероятности бухгалтерских ошибок.

На основе предложенных изменений  соответственно определяется порядок заполнения в белорусской отчетности групп строк бухгалтерского баланса "Дебиторская задолженность" и "Кредиторская задолженность".

Дополнительная информация, полезная пользователям для получения  более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности за отчетный период и изменениях в финансовом положении, подлежит включению в пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные показатели деятельности, характеризующие качественные изменения в имущественном и финансовом положении организации, а также факторы, повлиявшие на эти изменения, следует отражать с указанием применяемых правил расчета аналитических показателей. В части учета расчетных операций интерес представляют показатели удовлетворительности структуры баланса (ликвидности, способности восстановления (утраты) платежеспособности). При их оценке пользователей интересуют такие показатели, как наличие и движение денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, денежных эквивалентов, просроченные дебиторская и кредиторская задолженность, полнота исполнения обязательств перед коммерческими партнерами, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение договорных обязательств.

Кроме того, пользователи заинтересованы в оценке деловой активности организации, критериями которой выступают:

- показатели оборачиваемости дебиторской  и кредиторской задолженности  хозяйствующего субъекта;

- репутация организации, выражающаяся, например, в известности клиентов, пользующихся ее услугами;

- широта рынков сбыта продукции,  включая наличие поставок на  экспорт;

- степень выполнения плановых  показателей и обеспечения заданных  темпов их роста (снижения);

- уровень эффективности использования  ресурсов организации, включая наиболее ликвидные активы в виде временно свободных денежных средств.

Отметим, что представление информации о важнейших экономических и  финансовых показателях деятельности организации целесообразно осуществлять в динамике за ряд лет. Такой подход обеспечит заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности возможностью выявления тенденций в их развитии и построения прогнозов.

Таким образом, предложенная организация  формирования и представления отчетности о расчетах хозяйствующего субъекта с контрагентами и остатках и составе дебиторской и кредиторской задолженности, во-первых, обеспечит пользователей достоверной информацией, в которой минимизирована вероятность бухгалтерских ошибок, но при этом содержатся необходимые аналитические данные, а во-вторых, выступит важным шагом на пути адаптации белорусской учетной системы к требованиям международных стандартов. Повышенное внимание к проблеме унификации бухгалтерского учета в данной области продиктовано развитием экономической интеграции бизнеса, требующей единых подходов к пониманию показателей, отражаемых в финансовой отчетности. Потребность в гармонизации национальной учетной практики актуальна в масштабах мировой экономики.

 

2.6 Совершенствование учёта расчётов  с покупателями и заказчиками в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации.

 

Автоматизация бухучета – это процесс, при котором  в результате перевода бухгалтерии  на компьютер повышается эффективность  и улучшается качество ведения бухучета на предприятии. Значит перед тем как принимать решение об автоматизации бухучета следует выделить, что и как эта автоматизация должна в бухгалтерии улучшить, это и будет целью автоматизации.

Распространенным стереотипом  является то, что автоматизация бухучета  приводит к сокращению бухгалтерского персонала, что приводит к страху перед автоматизацией, а иногда и к ее саботажу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, все логично - часть работы берет на себя компьютер, который и вытесняет бухгалтеров-людей, стереотип является ошибочным. Дело в том, что количество необходимых в бухгалтерии бухгалтеров зависит только от количества обрабатываемых бухгалтерией первичных документов (накладных, кассовых ордеров, платежек и пр.), а количество первичных документов не зависит от того, автоматизирован бухучет или нет, оно зависит от объема хозопераций в организации. Таким образом автоматизация бухучета не уменьшает числа необходимых в бухгалтерии бухгалтеров.

Применение компьютерных технологий вносит значительные изменения  в организацию бухгалтерского учета, причем с вспомогательного средства информационные системы превращаются в важный фактор организации учета. Эти изменения обусловлены тем, что изменяются способы обработки данных, при которых обеспечивается разная скорость предоставления отчетной информации. В разных системах бухгалтерского учета (от бумажной к компьютерной) обработка информации достигается за счет рациональной организации учетных данных, одноразового их получения и передачи по всем направлениям.

В условиях компьютеризации технические средства стали одним из значительных средств ведения учета: существенные изменения происходят в процессе сбора, накопления учетной информации, ее передачи и получения отчетных показателей. Компьютеризация учета базируется на системном решении учетных заданий с помощью компьютерных информационных систем.

Есть несколько подходов к организации бухгалтерского учета  расчетов с покупателями и заказчиками  в условиях его компьютеризации: 1)системный подход к бухгалтерскому учету; 2) разработка форм учета, которые ориентированы на использование компьютеров; 3) трансформация метода бухгалтерского учета.

Для решения проблемы компьютеризации существует два  направления: рассмотрение методологических аспектов учета непосредственно  от требований механизации и компьютеризации учета к его методологии, и комплексное рассмотрение всей системы организации обработки учетной информации.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками