Учет расчетов с покупателями и заказчикам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрен вопрос аудита реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика ЗАО "Выксунский хлеб"
2. Учет реализации готовой продукции
3. Учет расчетов с покупателями и заказчикам
3.1 Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками
3.2 Аудиторское заключение и его основные положения
3.3 Типичные ошибки, выявленные при аудите реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

аудит учета выпуска готовой продукции и ее реализации.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Метод реализации продукции  по отгрузке пока не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя он повсеместно используется в  международной практике. Основными причинами этого факта являются неплатежеспособность многих предприятий, недостаточность распространения вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания, невозможность создания текущих резервов сомнительных долгов (разрешается указанный резерв создавать после окончания отчетного года) и др. В перспективе эти недостатки будут устранены и этот метод учета реализации продукции найдет широкое применение. Но на данный момент, использование этого метода многим организациям не кажется целесообразным. В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции.

Для учета реализации продукции (работ, услуг) используется счет 90 "Продажи".Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

- готовой продукции  и полуфабрикатам собственного  производства;

- работам и услугам  промышленного характера;

- работам и услугам  непромышленного характера;

- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

-строительным, монтажным,  проектно-изыскательским, научно-исследовательским  и т.п. работам;

- товарам;

- услугам по перевозке  грузов и пассажиров;

- транспортно-экспедиционным  и погрузочно-разгрузочным операциям;

- предоставлению за  плату во временное пользование  (временное владение и пользование)  своих активов по договору  аренды (когда это является предметом  деятельности организации);

- предоставлению за  плату прав, возникающих из патентов  на изобретения, промышленные  образцы и других видов интеллектуальной  собственности (когда это является  предметом деятельности организации);

- участию в уставных  капиталах других организаций  (когда это является предметом  деятельности организации) и т.п.

При признании в  бухгалтерском учете сумма выручки  от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и  дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита  счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "расходы на продажу", 20 "основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".

Договоры купли-продажи  регулируются главой 30 ГК РФ. Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи  одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар  и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Условие договора купли-продажи  о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Отгруженная или сданная на месте  покупателям (заказчикам) готовая продукция, расчетные документы за которую  предъявлены этим покупателям (заказчикам), списывается в порядке реализации со счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 90 "Продажи".

Если договором  поставки обусловлен момент перехода владения, использования и распоряжения отгруженной продукцией и риска  ее случайной гибели от предприятия  к покупателю (заказчику), отличный от указанного в главе 30 ГК РФ, то до оговоренного договором момента  перехода права собственности эта  продукция учитывается на счете 45 "Товары отгруженные". При фактической  отгрузке ее производится запись по кредиту  счета 43 "Готовая продукция" и  дебету счета 45 "Товары отгруженные". В дальнейшем в момент перехода права  собственности на отгруженную покупателю продукцию в бухгалтерском учете  отражается проводка Дебет счета 90 "Продажи", Кредит счета 45 "Товары отгруженные"

Реализация продукции  по договору комиссии

Договоры комиссии регулируются главой 51 ГК РФ. Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или  несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Готовая продукция, переданная комитентом комиссионеру для реализации по договору комиссии, списывается  со счета 43 "Готовая продукция  в дебет счета 90 "Продажи". Моментом реализации продукции в бухгалтерском  учете комитента является дата получения  извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю (заказчику). При  этом фактическая себестоимость  отгруженной продукции и расходы  по оплате услуг комиссионера, предварительно учтенные на счете 44 "Расходы на продажу", списываются в дебет счета 90 "Продажи".

Реализация продукции  по договору мены

Договоры мены регулируются главой 31 ГК РФ. Согласно ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется  передать в собственность другой стороны один товар в обмен  на другой товар. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который  она обязуется принять в обмен.

Статьей 568 ГК РФ предусмотрено, что если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу осуществляются в каждом случае той  стороной, которая несет соответствующие обязанности. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанностей передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

В Положении по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) отражен порядок определения  выручки по договорам мены. В соответствии в п. 6.3 ПБУ 9/99 величина выручки определяется на основании стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет стоимость  аналогичных ценностей. При невозможности  установить стоимость товаров, полученных организацией, выручка определяется исходя из цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах обычно организация  определяет выручку в отношении  аналогичной продукции.

В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ (часть первая) налоговые органы при осуществлении  контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по товарообменным (бартерным) операциям.

3. Учет расчетов  с покупателями  и заказчикам

3.1 Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Рациональная организация  контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Проверку состояния  расчетов рекомендуется начинать с  анализа материалов инвентаризации расчетов.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим  документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в  большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности  по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой  давности установлен 3 года).

В случае необходимости  нужно провести сверку расчетов с  дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно  привлечь и сотрудников бухгалтерии  проверяемого предприятия.

При аудите расчетов с покупателями и заказчиками  необходимо проверить:

наличие заключенных  с партнерами договоров на продажу  товаров, выполнение работ и оказание услуг, обратить внимание на законность совершения сделки в соответствии с  ГК РФ;

согласованность цен  на товары указанные в расчетных  документах с ценами указанными в  договорах;

при проверке проведенной  инвентаризации расчетов проводились  ли встречные проверки, особенно тогда, когда на финансовый результат списывается неподтвержденная дебиторская задолжность по которой истекли сроки исковой давности;

все случаи отнесения  дебиторской задолжности на себестоимость;

правильность оформления счетов-фактур продавцов и покупателей, ведется ли их регистрация в книгах покупок и продаж;

своевременность предъявления штрафных санкций покупателям при  нарушении договорных обязательств;

законность и документальное оформление списания задолжности с истекшим сроком исковой давности ГК РФ и причины ее возникновения;

законность осуществления  расчетов по задолжности через третьих лиц (по договору уступки права требования долга третьему лицу);

правильность корреспонденции  счетов и соответствие данных синтетического и аналитического учета с соответствующими показателями отчетности.

Путем прослеживания  и арифметического контроля устанавливается  правильность ценообразования при  реализации продукции (работ, услуг), используемые наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости  при бартерных сделках, взаимозачетах, использовании векселей.

Действующим законодательством  предусмотрен предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по договорам, равным трем месяцам с момента  фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма не истребованной кредитором задолжности по указанным обязательствам подлежит списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (работ, услуг), как безнадежная дебиторская задолжность на убытки предприятия кредитора (однако сумма этой задолжности не уменьшает налогооблагаемую прибыль).

Таблица 1.

Аудиторские процедуры  по проверке расчетов с покупателями и заказчиками

 
Перечень  аудиторских процедур Источники информации  
Оценка правильности оформления заключенных хозяйственных  договоров. Хозяйственные договора  
Проверка  данных регистров учета расчетов с покупателями и сверка их со счетами  главной книги Журналы-ордера, машинограммы, главная книга  
Проверка  расчетов по претензиям с покупателями Хозяйственные договора, претензионные акты, машинограммы  
Проверка  данных инвентаризации расчетов с покупателями и подтверждение сумм дебиторской  задолжности. Проведение выборочной инвентаризации при необходимости. Акты сверки расчетов, хозяйственные договора, журналы-ордера, машинограммы.  
Проверка  правильности корреспонденции счетов по расчетам с покупателями Ведомости, журналы-ордера, машинограммы, главная книга  
Проверка  правильности налогообложения по расчетам с покупателями с использованием векселей, взаимозачетов, бартера и  других форм расчетов. Хозяйственные договоры, счета-фактуры, книга продаж, машинограммы, акты сверки расчетов, протоколы о взаимозачете  
     

3.2 Аудиторское заключение и его основные положения

В ходе аудита все  действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки - формирование объективного мнения о  достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

Аудиторское заключение - это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудиторской  организации (аудитора) по результатам  проверки, проведенной по решению  органов дознания, приравнивается к  заключению экспертизы, назначенной  в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Аудиторское заключение по результатам обязательного аудита составляется в соответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторской  деятельности "Порядок составления  аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" и требованиями других правил (стандартов).

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчикам