Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:23, курсовая работа
Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности продукции, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.
Под дебиторской задолженностью принято понимать сумму долгов, причитающихся субъекту от юридических или физических лиц (дебиторов) в ходе хозяйственных взаимоотношений с ними. Естественно, что данный процесс взаимного требования в экономике носит совсем не добровольный, а вынужденный характер. Ускорение движения финансовых средств за счет сокращения дебиторской задолженности и своевременное поступление денег на счета поставщиков являются актуальными в условиях функционирования каждого хозяйствующего субъекта.
Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками.
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.
Исследование
механизма экономических
Каждое предприятие должно продавать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции предприятия. Реализацией завершается кругооборот средств. Движение денежных оборотных средств приняло затяжной характер. Образовалась, как отмечают специалисты, некая «дыра» в форме дебиторской задолженности покупателей, через которую происходит утечка, отвлечение денежных оборотных средств из материальной сферы в финансовую сферу, и таким образом, воспроизводится постоянная незавершенность кругооборота денежных средств.
Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и реализацией продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в учет, должен обеспечиваться систематический контроль за отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными финансовыми результатами, состоянием расчетов с покупателями и заказчиками.
Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности продукции, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.
Под дебиторской задолженностью принято понимать сумму долгов, причитающихся субъекту от юридических или физических лиц (дебиторов) в ходе хозяйственных взаимоотношений с ними. Естественно, что данный процесс взаимного требования в экономике носит совсем не добровольный, а вынужденный характер. Ускорение движения финансовых средств за счет сокращения дебиторской задолженности и своевременное поступление денег на счета поставщиков являются актуальными в условиях функционирования каждого хозяйствующего субъекта.
Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками.
Предметом исследования является механизм регулирования способов эффективного управления экономическими отношениями по обязательствам покупателей на региональном уровне.
Объектом исследования в данной работе является Общество с ограниченной ответственностью «Электросервис».
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками
Бухгалтерский учет –
это упорядоченная система
Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками, отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками.
№ п/п |
Название документа |
Дата и № утверждения |
1 |
Федеральном Законе «О бухгалтерском учёте» |
№ 129-ФЗ |
2 |
Постановлением «Об утверждении порядка ведения журналов учёта счетов – фактур при расчётах по налогу на добавленную стоимость» |
№ 914 п. 3 |
3 |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств |
№ 49 |
4 |
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности РФ |
№ 34н |
5 |
Приказе «О формах бухгалтерской отчётности» |
№ 67н |
Огромное значение для предприятия имеет рациональное формирование учетной политики.
Предприятие может выбрать один из вариантов признания в учете выручки от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг – «по оплате» или «по отгрузке».
Фактическая производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.
Применение варианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Положительными сторонами этого способа являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.
По определению, к покупателям и заказчикам относят организации, физические лица покупающие товарно-материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленные материалы, выполненные работы, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной.
Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Справедливо утверждение, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.
Считается, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской - V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.
Оценку состава и
структуры задолженности
Состояние хозяйственной
деятельности каждого предприятия
состоит в организации
Формы и порядок расчетов организаций со своими контрагентами определяются законодательством Российской Федерации и обязательно должны быть предусмотрены в договоре. Расчеты между предприятиями и организациями, как правило, осуществляются в безналичном порядке через банк путем перечисления денег со счета покупателя на счет поставщика. Кроме того, могут использоваться и наличные расчеты при реализации товаров на сумму не превышающую лимита.
При безналичных расчетах чаще всего используются платежные поручения, а также аккредитивы, чеки. По согласию между поставщиком и покупателем проводятся зачеты взаимных задолженностей, причем банки могут не принимать в этом участие.
Одной из самых распространенных форм расчетов при закупке материальных ресурсов являются расчеты платежными поручениями, которые принимаются банками только при наличии денег на счетах плательщиков.
Платежные поручения (как и другие расчетные документы) заполняются в компьютере без исправлений и подчисток на бланке установленной формы и представляется в банк в течение 10 суток со дня выписки. Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:
На первом экземпляре платежного поручения проставляется оттиск печати и подпись. На основании первого экземпляра платежного поручения осуществляется списание денег со счета плательщика.
В соответствии с действующим в Российской Федерации Положением о безналичных расчетах существуют срочные, досрочные и отсроченные расчеты платежными поручениями. Срочными платежами являются платежи после отгрузки товаров, а также авансовые. Досрочный и отсроченный платежи должны предусматривать в договоре (контракте). Расчеты платежными поручениями осуществляются по схеме, приведенной на рис. 1.
Рис. 1. Схемы расчетов платежными поручениями между предприятием-поставщиком и покупателем (1 – поставка материальных ресурсов; 2 – выписка покупателем платежного поручения и предоставление его в банк; 3 – передача платежного поручения в банк поставщика, списание денег со счета покупателя (плательщика) на счет поставщика (получателя); 4 – выписка с расчетного счета о списании суммы денег; 5 – выписка с расчетного счета о зачислении суммы денег.)
1
Договор
(контракт)
5 2 4
3
Если поставщик и покупатель материальных ресурсов сомневается в платежеспособности и надежности друг друга, наиболее удобной формой расчетов является аккредитив.
Если договором
Аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Порядок расчетов и срок действия аккредитива определяются в договоре между поставщиком и покупателем (плательщиком), причём обязательно указывается наименование банка-плательщика, полный перечень и точная характеристика документов, представленных поставщиком для получения средств по аккредитиву, вид аккредитива и способ его использования, сроки представления документов после отгрузки материальных ресурсов.
Аккредитивы бывают следующих видов: покрытые (депонированные). непокрытые (гарантийные). отзывные, безотзывные. Наиболее часто в практике применяются покрытые аккредитивы. Для открытия покрытого аккредитива банк–эмитент перечисляет средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка-поставщика на весь срок действия обязательств.
Для открытия аккредитива покупатель (плательщик) представляет в обслуживающий его банк-эмитент заявление на, бланке установленной формы. В заявлении на аккредитив плательщик должен указать:
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками