Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности продукции, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.
Под дебиторской задолженностью принято понимать сумму долгов, причитающихся субъекту от юридических или физических лиц (дебиторов) в ходе хозяйственных взаимоотношений с ними. Естественно, что данный процесс взаимного требования в экономике носит совсем не добровольный, а вынужденный характер. Ускорение движения финансовых средств за счет сокращения дебиторской задолженности и своевременное поступление денег на счета поставщиков являются актуальными в условиях функционирования каждого хозяйствующего субъекта.
Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

БУХФИН.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время  ни одна организация, независимо от ведомственной  принадлежности и форм собственности, не может функционировать без  ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства  позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.

Исследование  механизма экономических отношений  по обязательствам покупателей позволило  установить, что большинство предприятий реагирует на коренные преобразования в экономике при помощи традиционных методов, тогда как среда выдвигает нетрадиционные проблемы.

Каждое предприятие  должно продавать свою продукцию  потребителю. В процессе продажи  выявляются полезность и качество продукции предприятия. Реализацией завершается кругооборот средств. Движение денежных оборотных средств приняло затяжной характер. Образовалась, как отмечают специалисты, некая «дыра» в форме дебиторской задолженности покупателей, через которую происходит утечка, отвлечение денежных оборотных средств из материальной сферы в финансовую сферу, и таким образом, воспроизводится постоянная незавершенность кругооборота денежных средств.

Предприятие возмещает  свои затраты, связанные с производством  и реализацией продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в учет, должен обеспечиваться систематический контроль за отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными финансовыми результатами, состоянием расчетов с покупателями и заказчиками.

 Снижение  уровня расчетной дисциплины  приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности продукции, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Под дебиторской  задолженностью принято понимать сумму  долгов, причитающихся субъекту от юридических или физических лиц (дебиторов) в ходе хозяйственных  взаимоотношений с ними. Естественно, что данный процесс взаимного требования в экономике носит совсем не добровольный, а вынужденный характер. Ускорение движения финансовых средств за счет сокращения дебиторской задолженности и своевременное поступление денег на счета поставщиков являются актуальными в условиях функционирования каждого хозяйствующего субъекта.

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками.

Предметом исследования является механизм регулирования способов эффективного управления экономическими отношениями по обязательствам покупателей на региональном уровне.

Объектом исследования в данной работе является Общество с ограниченной ответственностью «Электросервис».

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

Бухгалтерский учет –  это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения у акционеров, а также внешних пользователей. В соответствии с этой целью, задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:

    • Рациональное формирование учетной политики в области расчетов с покупателями и заказчиками;
    • Правильное и своевременное документальное оформление расчетных документов. Выполнение данной задачи предполагает прежде всего правильное оформление первичных документов бухгалтерского учета, регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с покупателями и  заказчиками, отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Перечень нормативных  актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками.

№ п/п

Название документа

Дата и № утверждения

1

Федеральном  Законе  «О  бухгалтерском  учёте» 

№  129-ФЗ

2

Постановлением «Об  утверждении  порядка  ведения  журналов  учёта  счетов – фактур  при  расчётах  по  налогу  на  добавленную  стоимость» 

№  914 п. 3

3

Методические  указания  по  инвентаризации  имущества  и  финансовых  обязательств 

№  49

4

Положение  по  ведению  бухгалтерского  учёта  и  бухгалтерской  отчётности  РФ 

№  34н

5

Приказе  «О  формах  бухгалтерской  отчётности» 

№ 67н


Огромное значение для  предприятия имеет рациональное формирование учетной политики.

Предприятие может выбрать  один из вариантов признания в  учете выручки от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг – «по оплате» или «по отгрузке».

Фактическая производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Применение варианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Положительными сторонами этого способа являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.

 

 

    1. Основные формы расчетов с покупателями и заказчиками хозяйствующего субъекта

 

По определению, к покупателям  и заказчикам относят организации, физические лица покупающие товарно-материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленные материалы, выполненные работы, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной.

Сомнительная дебиторская  задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Справедливо утверждение, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.

Считается, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской - V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Оценку состава и  структуры задолженности следует  производить по конкретным покупателям. При этом рекомендуется изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности: до 30 дней, от 1-го - до 3-х месяцев, от 3-6 месяцев, от 6-12 месяцев, более 12 месяцев.

Состояние хозяйственной  деятельности каждого предприятия  состоит в организации производства и продажи товара. В качестве товара может выступать продукция, имеющая  натурально – вещественный характер, выполнение работ или оказание услуг. В процессе продажи своей продукции предприятие взаимодействуют с другими предприятиями и физическими лицами – покупателями и заказчиками продукции.

Формы и порядок расчетов организаций со своими контрагентами  определяются законодательством Российской Федерации и обязательно должны быть предусмотрены в договоре. Расчеты между предприятиями и организациями, как правило, осуществляются в безналичном порядке через банк путем перечисления денег со счета покупателя на счет поставщика. Кроме того, могут использоваться и наличные расчеты при реализации товаров на сумму не превышающую лимита. 

При безналичных расчетах чаще всего используются платежные  поручения, а также аккредитивы, чеки. По согласию между поставщиком и покупателем проводятся зачеты взаимных задолженностей, причем банки могут не принимать в этом участие.

Одной из самых распространенных форм расчетов при закупке материальных ресурсов являются расчеты платежными поручениями, которые принимаются банками только при наличии денег на счетах плательщиков.

Платежные поручения (как и другие расчетные документы) заполняются в компьютере без исправлений и подчисток на бланке установленной формы и представляется в банк в течение 10 суток со дня выписки. Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:

    • Наименование документа;
    • Номер документа, число, месяц, год его выписки;
    • Наименование банка плательщика;
    • Наименование плательщика, а также номер его счета в банке;
    • Наименование получателя средств, номер его счета в банке;
    • Наименование банка получателя;
    • Назначение платежа;
    • Сумма платежа (обозначается цифрами и прописью).

На первом экземпляре платежного поручения проставляется  оттиск печати и подпись. На основании первого экземпляра платежного поручения осуществляется списание денег со счета плательщика.

В соответствии с действующим в Российской Федерации Положением о безналичных расчетах существуют срочные, досрочные и отсроченные расчеты платежными поручениями. Срочными платежами являются платежи после отгрузки товаров, а также авансовые. Досрочный и отсроченный платежи должны предусматривать в договоре (контракте). Расчеты платежными поручениями осуществляются по схеме, приведенной на рис. 1. 

Рис. 1. Схемы  расчетов платежными поручениями между  предприятием-поставщиком и покупателем (1 – поставка материальных ресурсов; 2 – выписка покупателем платежного поручения и предоставление его в банк; 3 – передача платежного поручения в банк поставщика, списание денег со счета покупателя (плательщика) на счет поставщика (получателя); 4 – выписка с расчетного счета о списании суммы денег; 5 – выписка с расчетного счета о зачислении суммы денег.)


1

 

 

  

Договор

(контракт)

5  2 4

 

 

3

 

 

Если поставщик  и  покупатель материальных ресурсов сомневается  в платежеспособности и надежности друг друга, наиболее удобной формой расчетов является аккредитив.

Если договором предусматривается  предоплата, то последовательность операций 1 и 2 может меняться.

Аккредитив предназначается  для расчетов только с одним поставщиком. Порядок расчетов и срок действия аккредитива определяются в договоре между поставщиком и покупателем (плательщиком), причём обязательно указывается наименование банка-плательщика, полный перечень и точная характеристика документов, представленных поставщиком для получения средств по аккредитиву, вид аккредитива и способ его использования, сроки представления документов после отгрузки материальных ресурсов.

Аккредитивы бывают следующих  видов: покрытые (депонированные). непокрытые (гарантийные). отзывные, безотзывные. Наиболее часто в практике применяются покрытые аккредитивы. Для открытия покрытого аккредитива банк–эмитент  перечисляет средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка-поставщика на весь срок действия обязательств.

Для открытия аккредитива  покупатель (плательщик) представляет в обслуживающий его банк-эмитент заявление на, бланке установленной формы. В заявлении на аккредитив плательщик должен указать:

    • Наименование договора, по которому открывается аккредитив;
    • Срок действия аккредитива (число и месяц его закрытия);
    • Наименование поставщика;
    • Наименование банка, исполняющего аккредитив;
    • Вид аккредитива;
    • Место исполнения аккредитива;
    • Вид материальных ресурсов, для поставки которых открывается аккредитив;
    • Сумму аккредитива.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками