Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности продукции, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.
Под дебиторской задолженностью принято понимать сумму долгов, причитающихся субъекту от юридических или физических лиц (дебиторов) в ходе хозяйственных взаимоотношений с ними. Естественно, что данный процесс взаимного требования в экономике носит совсем не добровольный, а вынужденный характер. Ускорение движения финансовых средств за счет сокращения дебиторской задолженности и своевременное поступление денег на счета поставщиков являются актуальными в условиях функционирования каждого хозяйствующего субъекта.
Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

БУХФИН.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 7

Показатели рыночной устойчивости

Наименование  показателя

Показатели

Нормальное  ограничение

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1. Коэффициент  соотношения заемных и собственных  средств

-3,9

2,93

2,72

U1 < или = 1

2. Коэффициент  обеспеченности собственными источниками финансирования

-0,33

0,27

0,28

U2 > или = 0,6 – 0,8

3. Коэффициент финансирования

-0,26

0,34

0,37

U4  > или = 1


 

  1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в организации

 

3.1. Документальное  оформление расчетов с покупателями и заказчиками

 

Начиная электроизмерительные и монтажные работы любого объекта  требуется следующая документация:

  • договор подряда, заключаемый между заказчиком и подрядчиком;
  • техническая документация: проект, чертежи, графики, схемы и стандарты; которые составляются в специализированной программе «Космос».
  • право устанавливающие документы на данный участок работы;
  • финансовые документы: смета на монтаж и измерение объектов, в которой формируется цена. Смету в ООО «Электросервис» составляет сметчик, который руководствуется базисно-индексным методом, в основу которого заложены индексируемые цены 2000, 1991 и 1984 гг.

Сметная стоимость считается  твердой, когда в договоре не указано  обратное, поэтому подрядчик не имеет право требовать увеличения стоимости заказа, за исключением случаев, когда стоимость заказа возросла по независящим от подрядчика причинам, более чем на 10% от сметы.

ООО «Электросервис»  использует в своей работе специализированные формы документов:

  • Акт о приемке – выполненных  работ (форма КС 2)
  • Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС 3), которая составляется не менее, чем в 3 экземплярах (1 – подрядчику, 2 – заказчику, 3 – инвестору) Стоимость работ указывается нарастающим итогом включающая отчетный период: данные показываются по этапам работ.
  • Общий журнал работ (форма КС 6);
  • Журнал учета выполненных работ (КС 6а).

Бухгалтерский учет на изучаемом предприятии ведется по журнально-ордерной форме. Учет расчетов с покупателями и заказчиками автоматизирован с использованием программы 1С: Предприятие 7.7. При отпуске материалов со склада покупателю бухгалтерия использует форму № М-15 «накладная на отпуск материалов на сторону» (утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. № 71а). Основанием для оформления накладной на отпуск материалов со склада является распоряжение руководителя ООО «Электросервис», а также договор с  покупателем (заказчиком).

Постановление Госкомстата  РФ № 71а обязывает выписывать накладную в двух экземплярах. Однако для осуществления действенного и эффективного контроля за правильностью отпуска продукции, а также для оптимизации графика документооборота (повышение оперативности поступления первичных документов в бухгалтерию ООО «Электросервис») накладная оформляется в 3 экземплярах.

Все 3 экземпляра накладной  передаются в бухгалтерию ООО  «Электросервис» где осуществляют проверку  данных об отпущенном материале с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск материалов с накладными.

На основании накладных  на отпуск материалов со склада бухгалтерия ООО «Электросервис» также заполняет счет - фактуры, где указывается:

  • наименование поставляемых (отгруженных) материалов, описание выполненных работ, оказание услуг и единица измерения;
  • количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре материалов (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения;
  • цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога.

При отгрузке материалов ООО «Электросервис» обязан составить  договор поставки между поставщиком и покупателем.

 

3.2. Аналитический  и синтетический учет расчетов  с покупателями и заказчиками

 

В ООО «Электросервис»  большой удельный вес в расчетных операциях составляют расчеты за выполненные электромонтажные работы. Договор подряда определяет организацию расчетов и методологию учета расчетных операций по выполненным и оплаченным электромонтажным работам. Предметом договора подряда является вводимые в действие  объекты, виды и комплексы электромонтажных работ по договору в целом.

Порядок заключения договора подряда определяется в соответствии с законодательством РФ и включает в себя определение:

    • формы расчетов, стоимости электроизмерения и монтажа, других условий выполнения работ;
    • объекты монтажа – на измерение которого должен быть составлен отдельный проект и сметы;
    • подрядчика – юридического лица, выполняющего подрядные работы по договору;
    • подрядных работ – работ, выполняемых подрядчиком, в состав которых входят электромонтажные работы, работы по ремонту зданий, другие виды работ согласно договора.

В соответствии с договором  на электромонтажные работы в общем  случае расчеты между заказчиком и подрядчиком могут осуществляться:

    • в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;
    • после завершения всех работ на объекте.

Все платежи заказчика  в течение действия данного типа договора рассматриваются как промежуточные, т.е. авансовые.

Если в счет предстоящей  поставки материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг организация получает от покупателей (заказчиков) авансы, то для учета таких сумм открывается к счету 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным".

По договору подряда на электромонтажные работы ООО «Электросервис» получило от Малопургинского МСО аванс в сумме 1000000 руб. Аванс был получен в счет предстоящий выполненной работе, облагаемой НДС по ставке 18%. В журнале регистрации хозяйственных операций ООО «Электросервис» были оформлены следующие бухгалтерские проводки, представленные в таблице 8.

Таблица 8

Корреспонденция счетов по авансам полученным в счет предстоящих  выполненных работ ООО «Электросервис»

 

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Получен аванс на расчетный счет.

51 «Расчетный счет»

62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

1 000 000

Начислен НДС с полученного аванса

62 субсчет «Расчеты  по авансам полученным»

68 субсчет "Расчеты по НДС"

180 000

Восстановлен НДС, начисленный с аванса

68 субсчет «Расчеты по НДС»

62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» 

180 000

Отражена выручка от продажи

62 субсчет «Расчеты  по авансам полученным» 

90 субсчет «Выручка»

1 000 000

Зачтен аванс, ранее полученный от покупателя

62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками»

1 000 000

Начислен НДС к уплате в бюджет

90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»

68 субсчет «Расчеты по НДС»

180 000


 

 

После полученного аванса ООО «Электросервис» осуществляет электромонтажные работы, согласно договора подряда на выполненные электромонтажные работы. По окончании работы составляется акт на выполненные работы.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателю или заказчику счету. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер, а из него  в Главную книгу.

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками  зависит от выбранного метода учета реализации продукции. Так в ООО «Электросервис» применяют в основном счет-фактуру.

Закреплено требование об организации аналитического учета  по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" по следующим признакам:

    • по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.

 

 

При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

    • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
    • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
    • авансам полученным.

 

3.3. Рационализация учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

По итогам изучения аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками  необходимо сделать ряд выводов и обобщений. Положительно можно оценить тот факт, что на предприятии осуществляется контроль за осуществленные электромонтажные работы. Ведение журналов и актов сверок за каждый месяц позволяет контролировать оплату каждого расчетного документа, оперативно выявлять задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию. Однако данные регистры аналитического учета не позволяют анализировать состояние расчетов с каждым покупателем и заказчиком за весь отчетный период. Так как ООО «Электросервис» имеет относительно небольшое число покупателей и заказчиков в силу специфики своей деятельности, данному предприятию можно порекомендовать разработать формы учетных регистров для отражения всех этих операций за отчетный период, что необходимо для финансового анализа, например, вести учет расчетов с каждым покупателем и заказчиком в отдельной карточке.

 

 

 

 

 

                                          Выводы и предложения

 
          Расчеты с покупателями и заказчиками охватывают значительную часть хозяйственных операций в ООО «Электросервис». От состояния расчетов с покупателями и заказчиками зависят дальнейшие отношения  предприятия с другими организациями, своевременность оплаты покупателями за предоставляемые услуги  по техническому обслуживанию, непосредственное влияние оказывают и на финансовый результат предприятия, и на его стабильную работу.

Руководству экономического субъекта необходима информация, которая помогала бы усовершенствовать систему бухгалтерского учета  и систему внутреннего контроля на предприятии. Поэтому написание работы было произведено с целью выявления недостатков и отрицательных моментов в работе с покупателями в ООО «Электросервис», а также предполагалась с целью внесения предложений по совершенствованию порядка ведения расчетов, выявления методов, которые позволили бы улучшить работу на проверяемом предприятии, привести   к повышению эффективности использования ее результатов.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентирует порядок ведения учета на предприятии. Учетная политика ООО «Электросервис» была сформирована в соответствии с нормативными документами.

Существенным нарушением является то, что в счетах-фактурах, предъявляемых покупателям и собственникам нежилых помещений в части предоставленных электротехнических услуг выделен НДС. Предприятие не уплачивает НДС с указанных услуг, поскольку они являются транзитными платежами. Следует отменить выделение НДС в счетах-фактурах, предъявленных покупателях, поскольку данная операция на является законной и может повлечь за собой административную ответственность. 
          С целью определения достоверности ведения расчетов необходимо производить ежеквартальную полную инвентаризацию обязательств, но в ходе  проверки выяснилось, что в ООО «Электросервис» она не производится надлежащим образом, что говорит о слабой  системе контроля за дебиторской задолженностью. Это может привести к тому, что задолженность оказывается непроверенной, может возникнуть угроза неотслеженной задолженности с истекшим сроком исковой давности, а также просроченная задолженность. В учетную политику предприятия следует ввести изменения о ежеквартальной инвентаризации, оформляемой приказом директора и актом проведения инвентаризации, привлечь сотрудников бухгалтерии и планово-технического отдела для выполнения сверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Дебиторская задолженность  оказывает существенное влияние  на оборачиваемость оборотных средств. Ее увеличение снижает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами.

Большинство покупателей  ООО «Электросервис» это граждане и организации. С целью сокращения дебиторской задолженности по покупателям, следует своевременно отслеживать просроченную задолженность для ведения претензионной работы (ежемесячно предъявлять предупреждения жителям об оплате задолженности за техническое обслуживание и услуги электромонтажа), проводить рейды по должникам, информировать злостных неплательщиков, имеющих задолженность свыше 6 месяцев о возможности предъявления в суд исковых заявлений со стороны ООО «Электросервис». Размещать информацию о неплательщиках через СМИ и информационные стенды предприятия. Также рекомендуется проработать вопрос о создании совместных комиссий по борьбе с неплательщиками, в состав которых могут входить работники районных администраций, судебные приставы-исполнители, работники отдела субсидий Управления социальной защиты Администрации Малопургинского района.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками