Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

При выполнении курсовой работы использовались периодические издания и Интернет-ресурсы.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы в СПК «Зареченский» дать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Содержание работы

ведение……………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ………….……………………………………

8

1.1 Сущность безналичных расчетов и задачи учета расчетных операций……......................................................

8

1.2 Основные формы безналичных расчетов…………...
12

1.3 Нормативная правовая база, регулирующая учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………….……………………………

19
ГЛАВА 2
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ………………………………….……

25

2.1 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………...

25

2.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……
28
ГЛАВА 3
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………………………………………

31

3.1 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками……………………………….

31

3.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………….…………

35

3.3 Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками…………

38
Заключение………………………………………………….………
41
Список использованных источников………...……..

Файлы: 1 файл

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.docx

— 98.40 Кб (Скачать файл)

     Основополагающим принципом организации безналичных расчетов является правовой режим осуществления расчетов и платежей.

     Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые    потребовались      бы  при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

     Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств. [7, с.420-422].

     Бухгалтерия предприятия должна вести строгий учет расчетов с предприятиями и организациями, осуществлять контроль за наличием и использованием денежных средств.

     Таким образом, основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:

-учет и контроль наличия и движения денежных средств в кассе и на счетах в учреждениях банков;

-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

-контроль за правильным и своевременным перечислением средств финансовым органам, банкам, работникам и другим физическим и юридическим лицам;

-контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах;

-контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности.

     Для банковской системы расширение безналичных расчетов создает возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов и увеличения доходов за счет развития новых видов платных услуг. [22, с.278].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные формы безналичных расчетов

     Статьей 237 «Формы безналичных расчетов» Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.) определено, что безналичные расчеты проводятся посредством:

-платежных поручений;

-платежных требований-поручений;

-платежных требований;

-аккредитивов;

-чеков;

-банковских пластиковых  карточек.

     Основанием для безналичных расчетов служат платежные инструкции (платежные поручения, платежные требования, заявления). Вид, форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком. Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. №66, определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода.

Банковский перевод—это  последовательность операций, начиная  с выдачи инициатором платежа  платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств  за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). [3, с.112-114].

При осуществлении безналичных  расчетов через банк расчеты должны сопровождаться расчетными документами. Эти документы должны содержать  обязательные реквизиты:

-наименование, номер расчетного документа, число,  месяц и год его выписки;

-наименование  плательщика, номер его счета,  учетный номер плательщика;

-наименование, местонахождение банка плательщика,  его банковский код, номер корреспондентского  счета или субсчета;

-наименование  получателя средств, номер его  счета, учетный номер плательщика;  наименование и местонахождение  банка получателя (в случае необходимости  адрес), его банковский код, номер  корреспондирующего счета или  субсчета;

-назначение  платежа, его очередность и  код платежа в бюджет, сумма  платежа (прописью и цифрами); подписи уполномоченных лиц и  оттиск печати на первом экземпляре.

При оформлении документов не допускаются помарки, подчистки и исправления. Банковские документы действительны к предъявлению в обслуживаемый банк в течение  десяти календарных дней, не считая дня их выписки. [23, с.120-121].

При международных  и внутренних банковских переводах  денежных средств применяются платежные поручения.

Платежное поручение—это платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель  по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение 10 календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается). Исправления и подчистки в платежном поручении не допускаются. На всех экземплярах принятого к исполнению платежного поручения штамп банка-отправителя и дата приема, после чего второй экземпляр платежного поручения выдается плательщику. Первый экземпляр является основанием для списания средств со счета плательщика.

Схема расчетов платежными поручениями приведена  на рисунке 1.

При осуществлении  переводов с помощью платежных  поручений допускается передача их клиентом в банк-отправитель в  электронном виде с применением  телетрансмиссионных средств. Для подтверждения подлинности платежного поручения используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.

Рисунок 1—схема расчетов платежными поручениями

Примечание: Источник—[22]

1 - договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

2 - поставка товаров, выполнение  работ, оказание услуги (пересылка  счета-фактуры);

3 - платежное поручение покупателя;

4 - списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика;

5 - списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;

6 - выписка из расчетного счета  плательщика о списании суммы;

7 - выписка из расчетного счета  получателя о поступлении средств.

     Платежное требование является  платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Использование платежного требования для осуществления безналичных расчетов оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком. Обслуживающий банк принимает от поставщика платежное требование на инкассо, что означает обязательство банка получить денежные средства от должника (покупателя) по предъявлении ему платежных документов.

Схема расчетов платежными требованиями приведена  на рисунке 2.

          

Рисунок 2—схема расчетов платежными требованиями

Примечание: Источник—[22]

1 - покупатель  и поставщик заключают договор, в котором определяют порядок и форму расчетов (инкассо), а также перечень отгрузочных и товарораспорядительных документов, которые должен будет представить поставщик для получения платежа;

2 - поставщик  готовит комплект документов, указанных в договоре (включая счета-фактуры и др.). Вместе с расчетными документами этот комплект поставщик представляет в банк, которому он поручает операцию инкассирования;

3 - банк поставщика, проверив наличие всех реквизитов  и идентичность заполнения всех  экземпляров расчетных документов, направляет их с отгрузочными  и товарораспорядительными документами  в банк покупателя с инструкциями  в отношении перевода средств,  полученных от покупателя;

4 - банк покупателя, получив указанные документы,  направляет ему извещение о  том, что документы получены, и  просит акцептовать и/или оплатить  их;

5 - покупатель  акцептует или оплачивает представленные  расчетные документы. После оплаты  банк покупателя выдает ему  отгрузочные и товарораспорядительные  документы, и покупатель вступает  во владение товаром;

6 - полученные  от покупателя средства банк  покупателя переводит в банк  поставщика;

7 - банк поставщика  зачисляет полученную из банка  покупателя сумму на счет поставщика.

     Платежные требования, оформленные  надлежащим образом, принимаются  банком-получателем для направления  в банк-отправитель. На всех экземплярах платежного требования проставляются фактическая дата представления и штамп банка. На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель [9, с.312-314].

Аккредитив—это  обязательство, на основании которого банк (банк-эмитент), действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару), либо оплатить, акцептовать  или учесть переводный вексель, либо уполномочить другой банк (исполняющий  банк) провести платежи получателю денежных средств, оплатить, акцептовать  или учесть переводный вексель.

Аккредитив  представляет собой соглашение, обособленное от основного договора, в котором  предусмотрена данная форма расчетов. Для банков условия таких договоров  не являются обязательными.

Порядок применения аккредитивной формы  расчетов регулируется Инструкцией  о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального  банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 67.

По операциям  с аккредитивами все участвующие  в них банки имеют дело с  документами, а не с товарами, услугами и иным исполнением обязательств. Именно поэтому аккредитивы называются документарными.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь для выполнения банками  функций агентов валютного контроля к заявлениям на аккредитив должны прилагаться договоры, паспорта сделок, лицензии.

Схема расчетов с помощью аккредитивов приведена  на рисунке 3.

                                                     Деньги                                


                                                                                                           


                                                   Инструкция


 

Деньги         Заявление на                                      Документы          Деньги

                     Аккредитив                                       о поставке

 


                                                        Товар


                                                 

Рисунок 3—схема расчетов с помощью аккредитивов

Примечание: Источник—[3]

Аккредитив  может выставляться за счет собственных  средств плательщика или кредитов банка. Выставленный аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком (бенефициаром). Срок действия и порядок расчетов устанавливаются договором между плательщиком и поставщиком [9, с.315-316].

Расчеты между организациями могут производиться  с помощью чеков из чековых  книжек.

Чек из чековой  книжки—это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чтобы чековая  книжка на имя юридического лица могла  быть выдана его представителю, фамилия, имя, отчество и образец подписи  последнего вносятся в заявление-обязательство.

При необходимости  юридическому лицу разрешается выдавать несколько чековых книжек. Если при  полном использовании чеков из чековых  книжек ее сумма остается неисчерпанной, то на неиспользованный остаток средств  по желанию чекодателя может быть выдана новая чековая книжка. По заявлению чекодателя чековую книжка можно досрочно закрыть либо уменьшить  депонированную по ней сумму.

Бланки  чековых книжек являются документами  строгой отчетности. Полученные в  банке чековые книжки могут выдаваться экспедитору или другому подотчетному лицу для производства расчетов за купленные материалы, оказанные услуги.

Расчетный чек действителен для приема в  уплату за товары, работы, услуги в течение 30 календарных дней, не считая дня  выписки.

При приеме чеков банк проверяет правильность их оформления, реквизиты поручений-реестров, соблюдение сроков действия, после  чего пересылает в банк чекодателя для списания средств поручение-реестр.

Таким образом, для осуществления расчетных  операций организации используют различные  формы безналичных расчетов, что  способствует ускорению расчетов и  оборачиваемости оборотных средств [3, с.117-118].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Нормативная база, регулирующая  учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками, покупателями и  заказчиками

За последние  годы в бухгалтерском учете и  отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов  бухгалтерского учета, соответствия организации  бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным стандартом бухгалтерского учета и отчетности осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в  Республике Беларусь сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования  бухгалтерского учета.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками