Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

1. Поставщики и подрядчики – сущность и понятие
2. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
4. Журнал–ордер №6 и порядок его заполнения
5. Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками
6. Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ.docx

— 65.64 Кб (Скачать файл)
  1. Поставщики и подрядчики – сущность и понятие

 

Поставщик - юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи  передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и  распоряжения покупателю, который в  свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.

Подрядчик - юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить  определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять  выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором  подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Взаимоотношения покупателя и поставщика оформляются договором купли-продажи, а заказчика и подрядчика - договором  подряда.

Отличительной особенностью этих договоров  является то, что предметом договора купли-продажи является переход  права собственности на товарно-материальные ценности, а предметом договора подряда  выступают оказанные подрядчиком  услуги, которые не имеют материально-вещественной формы.

Условиями договора купли - продажи  являются: порядок поставки товаров; ответственность за невыполнения договорных условий, в том числе штрафные санкции; срок действия договора; права  и обязанности сторон; реквизиты  сторон. Договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по существенным условиям договора. Договора купли-продажи считается согласованным, если позволяет определить наименование и количество товара.

В обязанности продавца по передаче товара входит передать покупателю товар  предусмотренный договором купли - продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Движение товара от поставщика к  потребителю оформляется товаросопроводительными  документами, предусмотренными условиями  поставки товаров и правилами  перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).

В договоре подряда оговаривается  вид, условия выполнения работы сумма  вознаграждения, порядок расчетов, штрафных санкций.

При выполнении работ или оказании услуг составляется акт выполненных  работ по заказу покупателя.

Договором, как правило, предусмотрены  штрафные санкции и неустойка  за невыполнение условий договора.

Таким образом, письменная форма договора позволяет требовать выполнения определенных условий договора и  является документом первой важности при подаче искового заявления в  суд.

Основанием возникновения расчетных  отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю).

Основания совершения платежа могут  быть различны:

  • оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
  • безвозмездная передача денежных средств и др.

Существует три метода расчетов с поставщиками и подрядчиками:

  • безналичный расчет;
  • наличный расчет;
  • расчет векселями.

Принимая во внимание, что основным отличительным признаком безналичных  расчетных правоотношений является участие в них в качестве субъектов  третьих лиц - банков и иных кредитных  организаций, можно выделить ряд  принципов правового регулирования  безналичных расчетов:

  1. безналичные расчеты осуществляются сторонами гражданско-правового обязательства через банки с открытых ими расчетных, текущих и иных счетов, условия которых позволяют производить платежи по распоряжению клиента;
  2. участники расчетов могут выбирать в договоре любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банки не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором банковского счета;
  3. в расчетных гражданско-правовых отношениях средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим лицом;
  4. банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете клиента, и устанавливать не предусмотренные законодательными актами или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению;
  5. банк, участвующий в расчетах по гражданско-правовому обязательству контрагентов, сам не становится стороной в этом обязательстве. Он является стороной договора банковского счета и лишь за его исполнение отвечает перед своим клиентом;
  6. не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства на счете или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом;
  7. платежи со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита, предоставленного плательщику;
  8. безналичные расчеты производятся на основании документов установленной формы.

 

  1. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Одним из важнейших вопросов учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками является нормативно - правовая база. Все действия директора и  главного бухгалтера должны опираться  в основном на Кодексы, Законы, приказы, инструкции, нормативные акты, положения, (стандарты).

Нормативные документы в  бухгалтерском учете - это документы, определяющие методологические основы, порядок организации и основные правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях в России.

Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета  и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет.

Такая многоуровневая система  документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему  организации бухгалтерского учета  и отчетности.

Основными документами, регламентирующими  учет расчетов с поставщиками и подрядчиками являются:

  1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ;
  3. Постановление правительства Российской Федерации «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно кассовой техники» от 06 мая 2008 г. № 359;
  4. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 03 октября 2002 г. № 2-П;
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996 года N 14-ФЗ;
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ;
  7. Кодекс об административных правонарушениях введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/08), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 24 октября 2008 г. № 116н;
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н;
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н;
  11. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 44н;
  12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.

 

  1. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

  • полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  • товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;
  • товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
  • излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
  • полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи.

Подрядные строительные и  монтажные, научно-исследовательские  и другие аналогичные организации, когда они являются генеральными подрядчиками (головными организациями), расчеты со своими субподрядчиками (соисполнителями) также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все операции с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленного счета.

Счёт 60 - пассивный, на нём производят расчёт с поставщиками. Сальдо кредитовое на начало месяца - это задолженность поставщикам по неоплаченным, но акцептованным счетам.

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учёта этих ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учёта соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные  документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие  товарно-материальные ценности как  оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

За неотфактурованные поставки счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счёт 60 дебетуется на суммы  исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учёта денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учёте.

К счету могут быть открыты следующие субсчета:

Таблица 3.1 – Аналитика  счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

№ счета

Наименование

Вал

Кол

Заб

Акт

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

     

АП

Контрагенты

Договоры

 

60.01

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

     

П

Контрагенты

Договоры

 

60.02

Расчеты по авансам выданным

     

А

Контрагенты

Договоры

 

60.03

Векселя выданные

     

П

Контрагенты

Договоры

Ценные  бумаги

60.21

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в  валюте)

+

   

П

Контрагенты

Договоры

Документы расчетов с контрагентом

60.22

Расчеты по авансам выданным (в валюте)

+

   

А

Контрагенты

Договоры

Документы расчетов с контрагентом

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками