Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

1. Поставщики и подрядчики – сущность и понятие
2. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
4. Журнал–ордер №6 и порядок его заполнения
5. Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками
6. Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ.docx

— 65.64 Кб (Скачать файл)

Отличия договора поставки от иных договоров купли-продажи определены ГК РФ [2, ст.506]. Договором поставки признается договор, по которому поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным применением. Договор поставки с учетом характерных для него черт является возмездным, двусторонним, консенсуальным.

При выполнении условий договора поставки оформляются следующие  документы:

  1. Накладная, в которой указываются наименование переданного товара, его количество и цена. Она подписывается руководителем организации – поставщика, лицом, производящим сдачу товара, и представителем покупателя, принимающим товар, также ставятся печати поставщика и покупателя. Форма накладной утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
  2. Доверенность, которую должны иметь лица, осуществляющие сдачу и/или приемку товара (форма которой утверждена постановлением Госкомстата России №71а);
  3. Акты приемки, которые составляются, если приняты материалы, поступившие баз документов, или обнаружено количественное или качественное несоответствие, расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;
  4. Транспортные документы при доставке:
    1. автотранспортом или речным транспортом:
    • товарно-транспортная накладная – 4 экземпляра (Приложение 5);
    • путевой лист со штампами авто предприятия;
    1. железнодорожным транспортом:
    • железнодорожная накладная (1 экземпляр);
    • грузовая квитанция (1 экземпляр);
    1. воздушным транспортом:
    • накладная отправителя;
    • грузовая накладная (3 экземпляра, выписывается перевозчиком);
    1. морским транспортом:
    • коносамент (выписывает порт);
    • расчетные документы:
    • счет;
    • счет-фактура, который должен быть зарегистрирован в книге покупок (порядок составления счетов – фактур утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914) (Приложение 6);
    • приходный кассовый ордер (необходим, если оплата производится за наличный расчет);
    • расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы организации).

В случае предъявления покупателем  претензий в связи с недопоставкой  товаров поставщик, допустивший недопоставку товаров, обязан восполнить недопоставленное количество товаров [2, ст.511]. Обязанность восполнения установлена на случай недопоставки товаров, просрочки поставки или ненадлежащего исполнения поставщиком указаний покупателя о поставке товаров получателям (нарушения отгрузочной разнарядки). Недопоставка означает не только нарушение условий о количестве, но и о сроке, следовательно, недопоставка одновременно является и просрочкой поставки. Покупатель вправе отказаться от переданного товара, если же товар уже оплачен, - потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новая счет –  фактура на фактически полученный покупателем  объем товаров с указанием  «По пересчету» и ссылкой на номер  ранее оформленного счета – фактуры. 

Стороны вправе избрать любую  из тех форм расчетов, которые указаны  в ст. 862 ГК. Если же в договоре отсутствует  условие о форме расчетов, то применяется  форма, предусмотренная нормой ст. 516 ГК, т.е. расчеты осуществляются платежными поручениями.

При расчетах по аккредитиву  плательщик представляет в банк-эмитент  два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Аккредитив выписывают в 4 экземплярах.

Вексель должен быть составлен  только на бумаге, любым способом –  от руки, на компьютере, на пишущей машинке. Вексель подписывается собственноручно  уполномоченным на то лицом.

Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя с помощью индоссамента.

Индоссамент – это специальная надпись на векселе (или на добавочном листе – аллонже), которая передает права по векселю новому держателю векселя.

Передаточная надпись  должна содержать собственноручную подпись лица, передающего вексель.

Лицо, передающее вексель  по индоссаменту, называется индоссантом, а лицо, получающее вексель, - индоссатом.

При передаче векселя по индоссаменту оформляется акт приема-передачи. Составление акта приема-передачи не предусмотрено законодательством  о векселях. Однако все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые выполняют функции первичных  учетных и на основании которых  ведется бухгалтерский учет [3]. Акт приема-передачи векселя имеет значение не только для целей бухгалтерского учета (устанавливает точную дату принятия векселя на баланс), но и при возникновении спорной ситуации между сторонами (актом юридически грамотно фиксируется факт приема-передачи векселя).

Операции взаимозачета оформляются  актом взаимных требований (протокол о проведении взаимозачета, соглашение о погашении взаимных обязательств, акт сверки взаимных требований). Этот документ должен содержать информацию об основаниях возникновения задолженностей, сумму зачтенных взаимных требований и дату проведения зачета.

Уступка права требования оформляется путем заключения двустороннего  соглашения (договора) между прежним  и новым кредитором [1, ст.382]. Договор уступки права требования называется договором цессии, а стороны, участвующие в этом договоре, - цедент (прежний кредитор) и цессионарий (новый кредитор). До заключения договора лицо, которое будет цедентом, направляет своему кредитору письмо с просьбой дать согласие на перевод долга на лицо, которое будет цессионарием. После получения согласия заключается договор уступки прав требования в обмен на принятие долга.

Отступное оформляется соглашением, к которому предъявляются следующие требования к наличию обязательных реквизитов - размер, сроки и порядок предоставления отступного [1, ст.409].

Если отступное при  одностороннем отказе от полного  или частичного исполнения договора не было предусмотрено условиями  договора, то в него вносятся соответствующие  изменения, устанавливающие объект и размер отступного, а также сроки  и порядок исполнения обязательства.

Соглашение юридических  лиц об отступном между собой  и с физическими лицами должно быть заключено в письменной форме. Если в качестве объекта отступного выступает недвижимое имущество, то соглашение об отступном действительно  только после его государственной  регистрации.

Факт прекращения обязательства  отступным должен быть зафиксирован сторонами сделки посредством оформления документов (актов), констатирующих приемку-передачу имущества (оказание работ, выполнение услуг), выступающего в качестве отступного.

 

  1. Организационно-экономическая характеристика и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Текстильлэнд»

 

    1. Краткая характеристика предприятия ООО «Текстильлэнд»

 

Предприятие ООО «Текстильлэнд» зарегистрировано в ИФНС Российской Федерации по городу Иваново. Свидетельство  о госрегистрации:  № 1053701115731 от 24.08.2005 года. Учредителем предприятия ООО  «Текстильлэнд» является физическое лицо - гражданин РФ, Ландина Елена  Романовна. Компания находится по адресу ул. Павла Большевикова, д.27, г.Иваново. Основным видом деятельности является оптовая торговля непродовольственными товарами, включая торговлю через  агентов. Целью деятельности общества является получение прибыли.

Общество является юридическим  лицом, правовое положение которого определяется законодательством РФ, и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, имеет расчетные и иные рублевые счета в банках, имеет печать со своим наименованием, угловой штамп, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие ООО «Текстильлэнд»  по организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие самостоятельно распоряжается  имеющимся у него имуществом и  отвечает по своим обязательствам в  пределах этого имущества, на которое  по существующим законам может быть обращено взыскание.

Предприятие возглавляет  генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет  полную ответственность за его состояния  и деятельность. Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях  и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает  и увольняет работников, применяет  меры поощрения и налагает взыскания  на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Бухгалтер, осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных  операций с материальными и денежными  ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Бухгалтерский учет на предприятии  ведется согласно Положению по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ и другим нормативно- инструктивным документам с учетом последующих дополнений и изменений  в них.

Бухгалтер занимается составлением первичных учетных документов, кассовой книги, авансовых отчетов, ведение  банковских операций, осуществляет контроль за кассовой дисциплиной в организации, списывает материалы, обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, рассчитывает заработную плату работников, заполняет книгу доходов и расходов, составляет квартальную отчетность, начисляет налоги и высчитывает полученную прибыль. Не позднее 5 числа каждого квартала, следующего за отчетным, главный бухгалтер предоставляет генеральному директору отчетность для проведения анализа, а также предоставляет данные в налоговые органы. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.

 

    1. Синтетический и аналитический учет операций с поставщиками и подрядчиками на предприятии ООО «Текстильлэнд»

 

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные  работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  независимо от времени оплаты в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Сальдо кредитовое отражает сумму задолженности организации  поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету – погашение задолженности, оборот по кредиту – возникновение  новой задолженности. Счет 60 является преимущественно пассивным, он может  быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для  усиления контроля за движением денежных средств рекомендуется открыть  к данному счету субсчет «Авансы  выданные».

На предприятии ООО  «Текстильлэнд» расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся как  в безналичной форме, так и  в наличной. Аналитический учет на предприятии по счету 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» ведется  по наименованию поставщиков.

Счет 60 кредитуется на стоимость  фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат.

По кредиту счета 60 отражается стоимость:

  • фактически поступивших товарно-материальных ценностей согласно документам поставщика в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (07, 08, 10, 11, 41);
  • выполненных работ, оказанных услуг в корреспонденции со счетами учета соответствующих затрат (20, 23, 26, 44).

По дебету счета 60 отражаются оплаченные поставщикам в погашение  обязательств суммы в корреспонденции  со счетами учета денежных средств (50, 51, 52, 55).

Сумма налога на добавленную  стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью: дебет 19  «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материально - производственным запасам», кредит 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По действующему законодательству НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость  которых списывается на затраты  организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед  поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного  поставщикам, уменьшаются обязательства  организации перед бюджетом по уплате НДС. Это отражается записью: дебет 68 «Расчеты с бюджетом», кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  материально-производственным запасам».

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками