Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – ответить на выше поставленные вопросы и более детально рассмотреть порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками.
При изучении данной темы более подробно рассмотрены следующие вопросы:
1. Основные формы расчетных взаимоотношений на сельскохозяйственном предприятии.
2. Значение и задачи учета расчетов.

Содержание работы

Введение 4

1. Краткая организационно-экономическая
характеристика хозяйства 7

2. Основные формы расчетных взаимоотношений
на сельскохозяйственном предприятии 16

3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками,
покупателями и заказчиками

3.1. Значение и задачи учета расчетов 24

3.2. Права, обязанности, ответственность бухгалтера
по учету расчетов 26

3.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 28

3.4. Учет расчетов с заготовительными организациями,
в том числе по векселям 34

3.5. Контроль за состоянием расчетов с поставщиками
и подрядчиками, покупателями и заказчиками 39

Выводы и предложения 43

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

п.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Организация расчетов представляет собой единство взаимосвязанных элементов, то есть способы организации платежа и расчёта. Расчеты предприятия производят, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка. В исключительных случаях с разрешения банка расчеты производятся наличными деньгами в пределах сумм, разрешаемых законодательством. Платежи осуществляются разными способами: с расчетного и текущего счетов без непосредственного участия кредита; за счет кредита; за счет зачета взаимной задолженности; за счет аккредитивов.

Безналичные расчеты - это расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк или его филиал (отделение) в безналичном порядке.

Статьей 237 «Формы безналичных расчетов» Банковского кодекса Республики Беларусь (2000г.) определено, что безналичные расчеты проводятся посредством:

* платежных поручений;

* платежных требований-поручений;

* платежных требований;

* аккредитивов;

* чеков;

* банковских пластиковых карточек.

Основанием для данного вида расчетов служат платежные инструкции (платежные поручения, платежные требования, заявления и др.). Вид, форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком. Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 66, определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода.

Банковский перевод - это последовательность операций, начиная с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).

При выборе той или иной формы расчетов учитывают следующие факторы:

- взаимоотношения между  участниками расчетов;

- издержки обращения;

- гарантия оплаты.

При международных и внутренних банковских переводах денежных средств применяются платежные поручения (Приложение 2).

Расчеты платежными поручениями представляют собой использование расчетных документов содержащих, поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении денежной суммы с его счета на счет лица, указанного в платежном поручении.

Расчеты платежными поручениями производятся за полученные товары и принятые услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг данному предприятию, а также по нетоварным операциям.

Заготовительные организации проводят расчеты с сельскохозяйственными организациями за сданную продукцию платежными поручениями, если иное не оговорено в договоре. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете. Поручения действительны в течение 10 календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

Платежное поручение представляется в банк-отправитель в необходимом количестве, но не менее 2 экземпляров. Первый экземпляр заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Исправления и подчистки в платежном поручении не допускаются.

На всех экземплярах принятого к исполнению платежного поручения проставляются штамп банка-отправителя и дата приема, после чего второй экземпляр платежного поручения выдается плательщику. Первый экземпляр является основанием для списания средств со счета плательщика.

В случае отсутствия средств на текущем счете платежные поручения оплачиваются частично в пределах остатка средств на счете. При этом банком оформляется мемориальный ордер. Платежное поручение в неоплаченной сумме помещается в картотеку к данному счету.

Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения плательщика в случае если:

* в платежном поручении имеются исправления и подчистки;

* не указаны обязательные  реквизиты;

* подписи и оттиск печати  плательщика несоответствуют заявленным в банк образцам.

Платежное требование-поручение - это платежная инструкция, в которой содержится требование получателя средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

При этой форме расчетов поставщик на отгруженную продукцию оформляет платежное требование-поручение и пересылает его плательщику, который, ознакомившись с ним, принимает решение об оплате. Приняв решение оплатить, плательщик подписывает его, скрепляет подписи печатью и сдает в свой банк. Банк плательщика списывает деньги с его расчетного счета и переводит их в банк поставщика для зачисления на счет поставщика. Бухгалтерские записи списанных и зачисленных сумм производятся на основании выписок банка с расчетного счета.

Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение представляется в банк-отправитель в количестве, определяемом данным банком, но не менее 2 экземпляров. Первый экземпляр заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

При форме расчетов платежными требованиями поставщик после отгрузки продукции выписывает платежное требование, которое сдает в обслуживающий его банк, который пересылает требование в банк для поставщика.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств  к плательщику об уплате определенной суммы через банк (Приложение 3). Использование платежного требования для осуществления безналичных расчетов оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком. Обслуживающий банк принимает от поставщика платежное требование на инкассо.

 Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные суммы от других хозяйствующих субъектов на основании расчетных документов и зачисляет в установленном порядке на счет получателя средств.

При проведении переводов посредством платежных требований используются акцептная и безакцептная формы инкассо. Акцептная форма инкассо применяется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон. Безакцептная форма - при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

Платежное требование составляется на бланках установленной формы и представляется в банк-получатель в 3 экземплярах.

На всех экземплярах платежного требования проставляется дата его поступления в банк-отправитель. Основанием для исполнения банком-отправителем платежного требования является полученный от плательщика акцепт. Он оформляется заявлением в 2 экземплярах. Оба заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика.

Акцепт может быть предварительным и последующим. Предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования.

Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования.

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодателем аккредитива), в силу которого банк-эмитент, в соответствии с указанием плательщика, открывает аккредитив и должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару), либо уполномочить другой банк (исполняющий банк) провести платежи получателю денежных средств, оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель. При этой форме расчетов плательщик оформляет аккредитивное заявление, которым поручает своему отделению банка выставить аккредитив, предназначенный для оплаты счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности. В заявлении указываются: номер договора, по которому открывается аккредитив; число и месяц закрытия аккредитива в банке поставщика; наименование документов, по которым производится платеж; порядок оплаты реестров счетов с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта; общее наименование товаров или услуг; сумма аккредитива.

Порядок применения аккредитивной формы расчетов регулируется Инструкцией о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 67.

Выставленный аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком (бенефициаром). Срок действия и порядок расчетов устанавливаются договором между плательщиком и поставщиком.

Расчеты между организациями могут производиться с помощью чеков из чековых книжек.

Чек из чековой книжки - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чтобы чековая книжка на имя юридического лица могла быть выдана его представителю, фамилия, имя, отчество и образец подписи последнего вносятся в заявление-обязательство.

Срок действия чековой книжки - 1 год.

Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Полученные в банке чековые книжки могут выдаваться экспедитору или другому подотчетному лицу для производства расчетов за купленные материалы, оказанные услуги.

Чеки выписываются по приемо-сдаточным документам в сумме платежа за товары, фактически вывезенные покупателем или доставленные ему. Их подписывает должностное лицо покупателя на основании доверенности.

В настоящее время широко применяются операции с банковскими пластиковыми карточками.

Банковская пластиковая карточка - платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Зачисление денежных средств на карт-счет юридического лица  производится с его текущего (расчетного) счета, со специального счета для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, с иных счетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Держатели корпоративных карточек при открытии карт-счета в белорусских рублях вправе их использовать в следующих случаях:

• для получения наличных белорусских рублей в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью (в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь), а также оплаты расходов, связанных со служебными командировками;

• проведения безналичных расчетов в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью (в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь).

Таким образом, для осуществления расчетных операций организации используют различные формы безналичных расчетов, что способствует ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств.

 

 

 

3   Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

 

3.1  Значение и задачи учета расчетов.

 

Сельскохозяйственное предприятие постоянно проводит расчеты: с заготовительными организациями и другими покупателями - за реализованную им продукцию и выполненные для них работы, с поставщиками - за приобретенные у них материальные ценности, с подрядчиками - за выполненные для хозяйства работы, с межхозяйственными предприятиями (организациями) - за покупку-продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг, по отчислениям от прибыли и др.; с органами имущественного и личного страхования, с финансовыми органами, профсоюзными и другими организациями, со своими работниками. Одновременно сельскохозяйственное предприятие является получателем денежных средств от других предприятий, организаций и лиц.

Система расчетных отношений в Республике Беларусь непосредственно связана с системой договорных отношений предприятий и организаций и призвана содействовать выполнению плановых заданий и увеличению накоплений от хозяйственной деятельности.

Расчеты сельскохозяйственных предприятий с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами осуществляются в безналичном порядке через банки.

Особую роль в осуществлении расчетно-кредитных операций играют учреждения Национального банка Республики Беларусь, который выполняет функции единого расчетного, кредитного и кассового центра страны.

Эффективность системы расчетно-кредитных операций во многом зависит от правильной организации бухгалтерского учета. Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платёжной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчётов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учёта и отчётности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учёта расчётных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчётам в первичных документах и учётных регистрах.

Рациональная организация бухгалтерского учета расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами позволяет своевременно взыскивать дебиторскую и погашать кредиторскую задолженность.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками