Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить практику осуществления учета расчетных операций на предприятии, дать оценку состояния учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами на предприятии КЗУП «ЭкоКомплекс».
1. – отгрузка товаров, оказание
услуг, возникновение
Рисунок 1.3. Порядок расчетов платежным требованием-поручением
Примечание. Источник [9, с.89]
В данной форме расчетов
значительная часть документооборота
осуществляется вне банка. Платежное
требование – поручение выписывается
бенефициаром и передается непосредственно
плательщику, поэтому бенефициар несет
ответственность за достоверность,
полноту и правильность оформление
данного расчетного документа. Плательщик
проверяет обоснованность требования
бенефициара и акцептует его
в установленном порядке
Недостатки, присущие данной
форме расчетов, проявляются в
отсутствии гарантии платежей, которая
может привести к замедлению оборачиваемости
средств в случаях
Достоинством этой формы расчетов является простота документооборота (не надо сдавать документы на инкассо, отказ от оплаты производится, минуя банк) и следовательно сокращению издержек по платежам, а также повышение ответственности контрагентов расчетов за их организацию и своевременность.
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.
При проведении дебетовых
переводов посредством
Без акцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.
Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон.
Акцепт плательщика может
быть предварительным и последующим.
предварительный акцепт - акцепт плательщика,
полученный банком-отправителем до поступления
платежного требования, предполагающий
оплату платежного требования в день
его поступления в банк-
В заявлении на предварительный акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований; наименование бенефициара; номер и дата заключенного договора, по которому предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения); другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной [4].
При приеме заявления на
предварительный акцепт ответственный
исполнитель банка-отправителя
При расчетах платежными требованиями
с предварительным акцептом документооборот
принимает следующий вид
1. – отгрузка товаров, оказание
услуг, возникновение
Рисунок 1.4. Порядок расчетов платежным требованием с предварительным акцептом
Примечание. Источник [9, с.91]
При приеме заявления на
предварительный акцепт ответственный
исполнитель банка-отправителя
Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на предварительный акцепт только платежные требования, содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом.
Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о причинах не включения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.
Урегулирование претензий между плательщиком и бенефициаром по поводу необоснованного не включения бенефициара в заявление на предварительный акцепт производится сторонами самостоятельно в порядке, установленном законодательством или договором.
Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в течение срока, установленного действующими нормативными сроками. Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на ее часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет пять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк [4].
Платежное требование, подлежащее оплате в порядке последующего акцепта, в день поступления приходуется по вне балансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и помещается в картотеку к указанному счету в календарной очередности. Платежное требование учитывается по указанному счету до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения. Хранение расчетных документов в картотеке к вне балансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" может вестись в электронном виде.
Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом показана на рисунок 1.5.
Преимущество расчетов платежными требованиями заключается в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками, включая банки. Обеспечивается строгая адресность доставки расчетных документов, так как они передаются для исполнения через банки. Основные недостатки являются отсутствие гарантии платежа, поскольку на сете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств, кроме того расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
1– отгрузка товаров, оказание
услуг, возникновение
Рисунок 1.5. Порядок расчетов платежным требованием с последующим акцептом
Примечание. Источник [9, с.92]
Аккредитив – обязательство банка-эмитента осуществить по поручению клиента-приказодателя платеж бенефициару (либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром), если соблюдены все условия аккредитива [8, с. 101].
Для передачи документов банком-эмитентом (исполняющим банком) бенефициару может быть привлечен иной банк (авизующий банк).
К банку-эмитенту, проводящему платежи получателю денежных средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводный вексель, применяются правила об исполняющем банке.
Использование аккредитивной
формы наиболее благоприятно для
продавца товаров (получателя платежа).
Расчеты по аккредитиву производятся
по месту его нахождения, что приближает
осуществление платежа по времени
к моменту отгрузки товаров, способствуя
ускорению оборачиваемости
Расчеты аккредитивами осуществляются в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 1.6.
1. – предоставление заявления
на открытие аккредитива; 2. –
открытие аккредитива банком-
Рисунок 1.6. Порядок расчетов аккредитивами
Примечание. Источник [9, с.96]
В международной практике
используются самые разнообразные
виды аккредитивов переводные (трансферабельные),
резервные, возобновляемые (револьверные),
«досрочно открываемые», аккредитивы
с «красной оговоркой», компенсационные
аккредитивы и аккредитивы
Все более широкое применение
в международной практике находит
трансферабельный (переводной) аккредитив.
Он позволяет осуществлять с него
платежи не только в пользу бенефициара,
но и третьих лиц — вторых бенефициаров.
Перевод аккредитива в пользу
третьих лиц производится по просьбе
бенефициара полностью или
В Республики Беларусь для расчетов юридических лиц используются чеки из чековых книжек. Расчеты чеками относятся к гарантированным платежам, поэтому они осуществляются в два этапа: сначала плательщик получает чековую книжку на сумму предварительно депонированных средств, а затем осуществляется расчет чеком. Порядок расчетов чеками из чековой книжки представлена на рисунке 1.7.
1– предоставление заявление
- обязательства на получение
чековой книжки; 2. – выдача чековой
книжки на сумму денежных
Рисунок 1.7. Порядок расчетов чеками из чековых книжек
Примечание. Источник [9, с.93]
Основным достоинством расчетов
чеками является гарантия платежа, достигаемая
за счет предварительного депонирования
денежных средств. К недостаткам
можно отнести усложненный
Существующая в Республике
Беларусь система безналичных расчетов
по розничным платежам на основе применения
электронных платежных
Информация о работе Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами