Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить практику осуществления учета расчетных операций на предприятии, дать оценку состояния учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами на предприятии КЗУП «ЭкоКомплекс».

Файлы: 1 файл

ЧУО.docx

— 139.25 Кб (Скачать файл)

1. – отгрузка товаров, оказание  услуг, возникновение обязательств  платежа по договору; 2. – оформление  платежного требования-поручения  и отсылка их плательщику; 3. –  акцепт суммы платежного требования-поручения  и передача его в банк для  исполнения; 4. – списание денежных  средств со счета плательщика  и перевод их в банк-получатель; 5. – зачисление переведенных  денежных средств на счет бенефициара  и извещение его о переводе.

Рисунок 1.3.  Порядок расчетов платежным требованием-поручением

 

Примечание. Источник [9, с.89]

 

В данной форме расчетов значительная часть документооборота осуществляется вне банка. Платежное  требование – поручение выписывается бенефициаром и передается непосредственно  плательщику, поэтому бенефициар несет  ответственность за достоверность, полноту и правильность оформление данного расчетного документа. Плательщик проверяет обоснованность требования бенефициара и акцептует его  в установленном порядке полностью  или частично, проставив в нем  ту сумму, которую он согласен оплатить. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение  плательщик уведомляет непосредственно  бенефициара в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным  между ними.

Недостатки, присущие данной форме расчетов, проявляются в  отсутствии гарантии платежей, которая  может привести к замедлению оборачиваемости  средств в случаях несвоевременной  оплаты счетов покупателей, отказов  от акцептов (особенно необоснованных).

Достоинством этой формы  расчетов является простота  документооборота (не надо сдавать документы на инкассо, отказ от оплаты производится, минуя  банк) и следовательно сокращению издержек по платежам, а также повышение  ответственности контрагентов расчетов за их организацию и своевременность.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

При проведении дебетовых  переводов посредством платежных  требований используется акцептная  или без акцептная форма инкассо.

Без акцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

Акцептная форма инкассо  используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и  в других случаях по усмотрению сторон.

Акцепт плательщика может  быть предварительным и последующим. предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления  платежного требования, предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель.

В заявлении на предварительный  акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с  которого будет производиться оплата платежных требований; наименование бенефициара; номер и дата заключенного договора, по которому предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения); другая необходимая информация, которую  плательщик признает существенной [4].

При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный  исполнитель банка-отправителя проставляет  на обоих экземплярах заявления  дату поступления заявления в  банк, свою подпись и штамп банка. Первый экземпляр заявления на предварительный  акцепт хранится в банке-отправителе  в отдельной папке, второй экземпляр  заявления возвращается плательщику.

При расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом документооборот  принимает следующий вид рисунок 1.4.

1. – отгрузка товаров, оказание  услуг, возникновение обязательств  платежа по договору; 2. – передача  заявления на предварительный  акцепт (до поступления платежного  требования в банк-отправитель; 3. – предоставление бенефициаром  платежного требования в банк; 4 – принятие платежного требования  банком-исполнителем на инкассо  и передача его в банк-отправитель; 5. – списание денежных средств  со счета плательщика и перевод  их в банк-получатель; 6. – зачисление  переведенных денежных средств  на счет бенефициара и извещение  его о переводе.

Рисунок 1.4. Порядок  расчетов платежным требованием с предварительным акцептом

Примечание. Источник [9, с.91]

 

При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный  исполнитель банка-отправителя проставляет  на обоих экземплярах заявления  дату поступления заявления в  банк, свою подпись и штамп банка. Первый экземпляр заявления на предварительный  акцепт хранится в банке-отправителе  в отдельной папке, второй экземпляр  заявления возвращается плательщику.

Ответственный исполнитель  сверяет с заявлением на предварительный  акцепт только платежные требования, содержащие отметку об оплате с предварительным  акцептом.

Банки не рассматривают споры  между бенефициаром и плательщиком о причинах не включения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.

Урегулирование претензий  между плательщиком и бенефициаром по поводу необоснованного не включения бенефициара в заявление на предварительный акцепт производится сторонами самостоятельно в порядке, установленном законодательством или договором.

Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в течение срока, установленного действующими нормативными сроками. Последующий  акцепт может быть на всю сумму  платежного требования (полный) или  на ее часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет пять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк [4].

Платежное требование, подлежащее оплате в порядке последующего акцепта, в день поступления приходуется  по вне балансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и помещается в картотеку к указанному счету в календарной очередности. Платежное требование учитывается по указанному счету до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения. Хранение расчетных документов в картотеке к вне балансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" может вестись в электронном виде.

Схема документооборота при  расчетах платежными требованиями с  последующим акцептом показана на рисунок 1.5.

Преимущество расчетов платежными требованиями заключается в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками, включая банки. Обеспечивается строгая  адресность доставки расчетных документов, так как они передаются для  исполнения через банки. Основные недостатки являются отсутствие гарантии платежа, поскольку на сете плательщика может  не оказаться необходимой суммы  средств, кроме того расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот  включает больше этапов, чем документооборот  при расчетах платежными поручениями  и платежными требованиями-поручениями.

1– отгрузка товаров, оказание  услуг, возникновение обязательств  платежа по договору и отсылка  документов плательщику; 2. – представление  бенефициаром платежного требования  в банк; 3. – принятие платежного  требования банком-исполнителем  на инкассо и передача его  в банк-отправитель; 4 –принятие  платежного требования банком-отправителем  к исполнению и передача его  плательщику для акцепта; 5. –  передача заявления на последующий  акцепт после проверки плательщиком  в течение установленного срока  акцепта обоснованности требования; 6. – списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель; 7. – зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Рисунок 1.5. Порядок  расчетов платежным требованием с последующим акцептом

 

Примечание. Источник [9, с.92]

 

Аккредитив – обязательство  банка-эмитента осуществить по поручению  клиента-приказодателя платеж бенефициару (либо акцептовать и оплатить или  учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром), если соблюдены все  условия аккредитива [8, с. 101].

Для передачи документов банком-эмитентом (исполняющим банком) бенефициару  может быть привлечен иной банк (авизующий  банк).

К банку-эмитенту, проводящему  платежи получателю денежных средств  либо оплачивающему, акцептующему или  учитывающему переводный вексель, применяются  правила об исполняющем банке.

Использование аккредитивной  формы наиболее благоприятно для  продавца товаров (получателя платежа). Расчеты по аккредитиву производятся по месту его нахождения, что приближает осуществление платежа по времени  к моменту отгрузки товаров, способствуя  ускорению оборачиваемости средств  продавца. В свою очередь, несвоевременное  открытие аккредитива плательщиком позволяет ему задержать поставку или даже отказаться от исполнения заключенного договора, ссылаясь на неплатежеспособность контрагента. Открытие же аккредитива  придает ему уверенность в  том, что поставленный товар будет  оплачен. Экспортер и импортер заключают  между собой контракт, в котором  указывают, что расчеты за поставленный товар будут производиться в  форме документарного аккредитива. В контракте должен быть определен  порядок платежа, т.е. четко и полно  сформулированы условия будущего аккредитива. В контракте также указывается  банк, в котором будет открыт аккредитив, вид аккредитива, наименование авизующего и исполняющего банка, условия исполнения платежа, перечень документов, против которых будет осуществлен платеж, сроки действия аккредитива, порядок  уплаты банковской комиссии и др. Условия  платежа, содержащиеся в контракте, должны содержаться в поручении  импортера банку об открытии аккредитива [8, с. 109].

Расчеты аккредитивами осуществляются в соответствии со схемой, приведенной  на рисунке 1.6.

 

1. – предоставление заявления  на открытие аккредитива; 2. –  открытие аккредитива банком-эмитентом  и направление его бенефициару,  через авизующий банк; перечисление  средств на счет специального  режима; 3. – отсылка бенефициару  извещения об открытии аккредитива  с приложением экземпляра аккредитива  для проверки его соответствия  условиям основного договора; 4 –  отгрузка товаров плательщику; 5. – оформление и предоставление  документов, предусмотренных условиями  аккредитива; 6. – проверка соответствия  документов условиям аккредитива  и пересылка их в банк-эмитент; 7. – проверка по внешним признакам  соответствия документов условиям  аккредитива и перечисление денежных  средств в пользу бенефициара; 8. – выдача оплаченных документов  приказодателю; 9. – зачисление средств  на счет бенефициара и извещение  его об оплате.

Рисунок 1.6. Порядок  расчетов аккредитивами

 

Примечание. Источник [9, с.96]

 

В международной практике используются самые разнообразные  виды аккредитивов переводные (трансферабельные), резервные, возобновляемые (револьверные), «досрочно открываемые», аккредитивы  с «красной оговоркой», компенсационные  аккредитивы и аккредитивы преимущественного  действия и т.д.

Все более широкое применение в международной практике находит  трансферабельный (переводной) аккредитив. Он позволяет осуществлять с него платежи не только в пользу бенефициара, но и третьих лиц — вторых бенефициаров. Перевод аккредитива в пользу третьих лиц производится по просьбе  бенефициара полностью или частично. Трансферабельный аккредитив, как правило, используется в том случае, если бенефициар не является поставщиком  товара или поставка осуществляется через посредника. [8, с. 112].

В Республики Беларусь для  расчетов юридических лиц используются чеки из чековых книжек. Расчеты  чеками относятся к гарантированным  платежам, поэтому они осуществляются в два этапа: сначала плательщик получает чековую книжку на сумму  предварительно депонированных средств, а затем осуществляется расчет чеком. Порядок расчетов чеками из чековой книжки представлена на рисунке 1.7.

1– предоставление заявление  - обязательства на получение  чековой книжки; 2. – выдача чековой  книжки на сумму денежных средств,  депонированных на счете специального  режима; 3. – передача товаров  чекодателю; 4 – прием чеков из  чековой книжки чекодержателем  в уплату за товары; 5. – передача  чека в банк вместе с поручением-реестром; 6. –принятие чека к оплате  и отсылка его с поручением-реестром  в банк чекодателя; 7. – оплата  чека со счета специального  режима и перечисление денег  на счет чекодержателя; 8. – зачисление  средств на счет чекодержателя  и извещение его об оплате

Рисунок 1.7. Порядок  расчетов чеками из чековых книжек

 

Примечание. Источник [9, с.93]

 

Основным достоинством расчетов чеками является гарантия платежа, достигаемая  за счет предварительного депонирования  денежных средств. К недостаткам  можно отнести усложненный документооборот. Кроме того, банк чекодержателя может  не принять чек на инкассо, а банк чекодателя – не оплатить, если его  оформление не отвечает требованиям  нормативных документов.

Существующая в Республике Беларусь система безналичных расчетов по розничным платежам на основе применения электронных платежных инструментов представлена в основном системами  расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и электронных  денег.

Информация о работе Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами