Учет товарных операций в организациях оптовой торговли на материалах ООО «ССК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ учета поступлений и выбытия товаров в оптовой торговле, а также раскрытие особенностей организации учета на примере ООО «ССК»1.
Постановка данной цели обусловлена необходимостью решения ряда поэтапных задач:
изучение законодательно – нормативных актов, регулирующих постановку и методику учета товарных операций в предприятиях оптовой торговли;
ознакомление с действующей практикой учета товарных операций в конкретной организации оптовой торговли;
выявление особенностей учета товарных операций на примере ООО «ССК»;
выявление особенности документального оформления движения товаров в оптовой торговле.
разработка рекомендаций по устранению недостатков в организации учета основных средств объекта исследования.

Содержание работы

Введение 3
1 Значение, задачи и принципы учета товарных операций на предприятии оптовой торговли 6
2 Документальное оформление и учет поступления товаров 11
3 Документальное оформление, учет реализации и прочего выбытия товаров 23
4 Порядок проведения, документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров 35
Заключение 42
Библиографический список 46
Опись приложений 50

Файлы: 1 файл

Учет товарных операций.docx

— 118.88 Кб (Скачать файл)

Основным документом, регулирующим учет товарных операций, является учетная  политика, которая самостоятельно разрабатывается  каждой организацией и базируется на заданных нормативными документами параметрах. В Приложении А находится Приказ об учетной политике организации ООО «ССК».

Понятие, правила построения и раскрытия учетной политики устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также ст. 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.

Учетная политика организации  призвана создавать условия для получения достоверных данных финансовой отчетности, минимизации затрат, связанных с получением первичной информации, ее обработкой и составлением отчетности, а также для обеспечения рационального использования бухгалтерских кадров.

При рассмотрении учетной  политики  ООО «ССК» были выявлены следующие ошибки:

В нарушение ПБУ 1/2008 положения учетной политики организации «ССК» большинство элементов учетной политики всех трех  аспектов учета (методического, технического и организационного) по ведению бухгалтерского учета не приведено (Приложение А – «Приказ об учетной политике организации от 28 декабря 2009 г. № 22 ООО «ССК»). По положениям методического аспекта учета:

    • В нарушение ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», отсутствует положение в учетной политике об оценке производственных запасов;
    • В нарушение п. 59 и п. 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в Приказе об учетной политике организации нет положения об оценке готовой продукции и об оценке товаров;
    • В нарушение п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в Приказе об учетной политике отсутствует положение о расходах будущего периода;

По положениям технического аспекта учета учетной политики:

    • В нарушение п. 58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ отсутствует положение о аналитическом учете движения материальных ценностей;
    • В нарушение Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, пояснения к счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отсутствует положение об учете выпуска продукции;

По положениям организационного аспекта учета:

    • В нарушение п. 3 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ в Приказе об учетной политике отсутствуют положения о уровне централизации учета, о структуре бухгалтерской службы;

Большинство положений учетной  политики в целях налогообложения отсутствуют в учетной политике ООО «ССК», а именно:

    • В нарушение статей 313-318 Налогового Кодекса не оговаривается в Приказе как определяется налоговая база по итогам каждого отчетного налогового периода по каждому виду налога;
    • В нарушение п. 1 статьи 268 в Приказе об учетной политике не определен метод оценки стоимости реализованных покупных товаров;

Таким образом, можно убедиться  в неудовлетворительном уровне Приказа об учетной политики организации «ССК».

В следующем разделе необходимо рассмотреть документальное оформление и учет поступления товаров в ООО «ССК».

 

 

 

 

 

 

 

2      Документальное оформление и учет поступления товаров

 

 

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным  и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц. Унифицированные формы первичной учетной документации, касающиеся товарных операции, утверждены следующими постановлениями Госкомстата России:

  • № 88 от 18.08.1998 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.) – по учету результатов инвентаризации;
  • № 132 от 25.12.1998 г.- по учету общих торговых операции, торговых операций при продаже товаров в кредит, торговых операций в комиссионной торговле;
  • № 66 от 09.08.1999 г.- по учету товарно-материальных ценностей в местах хранения.

При поступлении товаров  от поставщиков, операции, как правило,  оформляются двумя наборами первичных документов: сопроводительными и расчетными. К сопроводительным документам относятся товарные накладные, товарно-транспортные накладные, спецификации, сертификаты качества, упаковочные документы или ярлыки; к расчетным документам: счета на оплату товаров, платежные поручения, счет-фактуры.

ООО «ССК» осуществляет прямые вагонные поставки товара по ценам производителя.  Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании3.

Доверенность содержит следующие реквизиты: номер и дата выдачи, срок действия,  наименование и адрес плательщика и потребителя, а также банковские реквизиты плательщика. Кроме того, указывается наименование поставщика, номер и дата документа, являющегося основанием для отпуска товаров, наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единил измерения и количества.

В накладкой указываются такие реквизиты как номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, количество товара (в единицах), цена и общая стоимость отпускаемого товара (с учетом налога на добавленную стоимость), при этом НДС выделяется отдельной строкой.

Накладная выписывается в 4-х экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии  и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственным липами, одни из которых отпустил товар, а другой принял, и заверяется печатями поставщика и получателя. Товарная накладная ООО «Сибирской соляной компании» № С-1633 от 06.09.2010г. находится в Приложении Г.

Товар от организаций железной дороги получает специально подготовленное материально ответственное лицо, предъявив доверенность и паспорт. Он получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и другие.

Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты: номер и дата оформления накладной, полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, плательщика, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, основание отпуска товара (номер, дата договора, наряда, заказа).

Поставщик может оформить сопровождение  товаров счетом-фактурой (Приложение Б - Счет фактура № С-1633 от 06.09.10), при этом также отдельной строкой выделяется сумма НДС. Счет-фактура имеет следующие реквизиты: номер и дату выписки, наименование грузоотправителя, грузополучателя и плательщика, наименование товара, его количество, цена, сумма, сумма НДС, акциза, страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации, общая сумма к оплате.

Счет-фактура должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером  поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью  организации. Обязательные реквизиты счета-фактуры закреплены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты  в журналы учета счетов-фактур (Приложение В – «Реестр документов от 06.09.10 – 06.09.10»). В организации хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж. Правила ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12. 2000 г. №914.

При поставке товаров автотранспортом  сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная. Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным документом при поступлении товаров на торговое предприятие. Она состоит из двух разделов - товарного и транспортного.

Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты), сведения о товаре и таре. Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость, а также фиксируются подписи лиц,  разрешивших отпуск товара, отпустивших и принявших товар.

Транспортный раздел данного документа  заполняется в ходе доставки товара и  содержит следующие данные: дата, номер автомобиля и путевого листа, наименование и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя, пункт погрузки и разгрузки (при необходимости), сведения о грузе. Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.

Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему поставщиком. В случае несоответствия сумм, указанных в представленных документах, фактически принятому количеству на склад товару должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.

Прием товаров на складе покупателя осуществляется материально ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов.

Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам поставщика (техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи упаковочным ярлыкам и др.). При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактическом количестве и качестве товаров с указанием недостающих документов.

Если в процессе приемки будут  обнаружены недостача товара, несоответствия качества, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в сопроводительных документах, то дальнейшая приемка товара приостанавливается.

О выявленной недостаче и нарушении  качества товаров составляется акт - претензия поставщику. При этом в сопроводительных документах производится запись об актировании.4

Уведомление о вызове представителя  отправителя (поставщика) должно быть направлено ему не позднее чем через 24 часа.

Акты приемки товаров  по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, таре, упаковке получатель (покупатель) предъявляет изготовителю (поставщику, отправителю). Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который после ее получения направляет один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя.

При анализе документального  оформления поступления товара в  отдельных случаях были выявлены следующие ошибки:

  • В нарушение Постановления Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" в товарной накладной № С-1633  отсутствуют отдельные обязательные реквизиты: не прописано основание отпуска товара (номер, дата договора, заявки).
  • В нарушение Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71 а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" Доверенность организации не содержит краткого описания товаров, а именно единиц измерения и количества;

Теперь перейдем к следующему пункту нашего вопроса, а именно: учет поступления товаров и тары в  оптовой торговле, который ведется  по дебету активного счета 41 «Товары», по субсчетам 41/1 «Товары на складах» и 41/3 «Тара под товаром и порожняя» соответственно.

Учет товаров в оптовой  торговле ведется по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 «Расходы на продажу», а также, когда они осуществляется сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара. В ООО «ССК» транспортные расходы включаются в стоимость товаров. 

Доставка товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в которой отдельной строкой выделяется сумма НДС. Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом НДС', что фиксируется следующими проводками:

Дебет 41/1 «Товары на складах» на стоимость оприходованного товара;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму НДС;

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму задолженности поставщику.

После оприходования товара, в соответствии с гл. 21 НК РФ, суммы НДС ставятся к возмещению из бюджета, что отражается записью:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

Тара, не указанная в документах поставщика и не подлежащая оплате, приходуется по цене возможностей реализации на основании акта. В этом случае проводка имеет следующий вид:

Дебет 41/3 «Тара под товаром и  порожняя»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

Информация о работе Учет товарных операций в организациях оптовой торговли на материалах ООО «ССК»