Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности учета товаров на предприятии на примере розничной торговой сети ООО «Розница» (Мария РА)
Достижение поставленной цели предполагает наличие следующих задач:
- раскрыть понятие товаров и их оценку
- рассмотреть особенности учета товаров в розничной торговле
- изучить учет товарных потерь
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы учета товаров на предприятии 5
1.1 Понятие товаров. Оценка товаров. 5
1.2 Учет товарных потерь 9
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления товаров 12
1.4 Синтетический и аналитический учет реализации товаров 17
Глава 2 Организация учета товаров розничной торговли на примере ООО «Розница-1» («Мария-Ра») 21
2.1 Общая характеристика компании «Мария-Ра» 21
2.2 Организация учета товаров в ООО Розница-1 («Мария-Ра») 22
2.3 Учет реализации товаров в ООО «Розница-1» 28
2.4 Инвентаризация в ООО «Розница-1» 33
2.5 Формирование финансовых результатов от реализации товаров в ООО «Розница-1» 39
2.6 Рекомендации по ведению учета ООО «Розница-1» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 46
Результаты работы кассы
ежедневно подтверждают своими подписями
директор и кассир магазина. В бухгалтерию
предоставляется ежедневно
Отчет по кассе составляет кассир ежедневно по установленной форме. В графе «Приход» записывается поступившая выручка от реализации товаров по каждой кассе на основании показателей кассовых счетчиков, записанных в книге кассира-операциониста. Если имеется возврат денег по неиспользованным чекам, то сумма выручки отражается в отчете за исключением денег, возвращенных покупателям. В графе «Расход» записывают суммы по каждому в отдельности на сдачу денег в банк, заработной платы и другие выплаты, произведенные из выручки. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых вместе с документами сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре.
На основании документов, которыми оформлено поступление и выбытие товаров, материально-ответственные лица составляют отчеты и вместе с первичными документами представляют в бухгалтерию.
Отчеты материально-
Старшим кассиром ежедневно составляется товарно-денежный отчет. В титульной части отчета записываются: наименование и номер предприятия; наименование организации; фамилия и инициалы материально-ответственного лица; порядковый номер и отчетный период. Отчеты нумеруются по порядку с начала года, а если материально-ответственное лицо начало работать в текущем году, то с момента его работы на предприятии.
Затем материально-ответственное лицо заполняет левую часть отчета. В начале записывается остаток товаров, на начало отчетного периода. Этот остаток должен соответствовать остатку товаров на конец по предыдущему отчету, либо по инвентаризационной описи, если отчет составляется сразу после инвентаризации.
Записи в товарно-денежный
отчет производят ежедневно на основании
приходных и расходных
После записи всех документов за отчетный период подсчитывают итоги по приходу и расходу и определяют остатки товаров на конец отчетного периода. Итоги сумм по приходу записывают на следующий строке после записи последнего документа, а по расходу и остатки на конец отчетного периода на предназначенных для этого строках. Остатки на конец отчетного периода определяются арифметически – к остатку товаров на начало отчетного периода прибавляют общую сумму прихода и вычитают общую сумму расхода.
В конце отчета материально-ответственное
лицо указывает общее количество
приходных и расходных
Поступившие в бухгалтерию
отчеты проверяются в день их поступления,
в присутствии материально-
Если обнаружены документы с нарушением установленного порядка оформления или действующего законодательства по приемке и расходованию товарно-материальных ценностей, денежных средств, то бухгалтер не принимает такие документы к учету. Их необходимо возвратить и потребовать устранения имеющихся недостатков. Затем сверяются суммы остатков товаров на начало отчетного периода по данным предыдущего отчета материально-ответственного лица и по данным учета в журнале и проверяют правильность выведения остатков на конец отчетного периода.
Если при приемке обнаружены
ошибки в отчете, то они немедленно
исправляются и подписываются материально-
Для учета реализации товаров за наличный расчет также как и для учета поступления товаров, используется счет 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле».
Выручка сдается в кассу ежедневно. В бухгалтерском учете делается проводка на сумму, поступивших в кассу в отчетном периоде за реализацию товара денежных средств:
Дт 50 «Касса»
Кт 90 «Продажи», субсчет 1.2. «Выручка облагаемая ЕНВД»;
Списание отпущенных товаров на реализацию в учете отражается проводкой на стоимость реализованных товаров.
Дт 90 «Продажи», субсчет 2.2. «Себестоимость продаж, облагаемых ЕНВД»
Кт 41-2 «Товары в розничной торговле»;
Так как учет товаров в ООО «Розница-1» ведется по продажным ценам, то необходимо выполнить сторнирующую проводку, на величину торговой наценки на реализованные товары:
Сторно Дт 90 «Продажи», субсчет 2.2. «Себестоимость продаж, облагаемых ЕНВД»
Сторно Кт 42 «Торговая наценка»;
В результате на счете 90 «Продажи» образовался остаток, равный полученной выручке: разница между суммой полученной от покупателя за реализованный ему товар и ценой, оплаченной поставщикам за этот же товар.
На сумму сданной в банк выручки делается проводка:
Дт 51 «Расчетный счет»
Кт 41-2 «Товары в розничной торговле»;
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Способ расчета реализованной наценки в ООО «Розница-1»: исчисление по среднему проценту.
Для определения валового дохода этим способом применяется формула:
ВД=Т×П÷100,
где Т – товарооборот;
П – средний процент валового дохода, который рассчитывается следующим образом:
П=(ТНн + ТНп- ТНв) ÷ (Т+ОК)× 100
Где ТНн – сальдо счета 42 на начало месяца;
ТНп – оборот по кредиту счета 42 за месяц;
ТНв – дебетовый оборот за месяц счета 42 (выбывшие товары: возврат поставщикам, списание и т.п.);
ОК – сальдо счета 41-2 на конец месяца.
Российские розничные торговцы уже давно открыли для себя все прелести работы в формате магазина самообслуживания. С годами этот рынок стремительно развивается. Особый порядок размещения продукции в торговом зале, приятная музыка, чистота и простор - все это притягивает покупателей и заставляет их совершать зачастую незапланированные покупки, что, в свою очередь, несет прибыль магазину. Но в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. В нашем случае это огромный перечень затрат, которые должны нести магазины: начиная от обеспечения безопасности и охраны товара, заканчивая стоимостью просроченной продукции.
Истек срок годности, товар не подлежит реализации. Причем продать его можно только с некоторым запасом срока годности, чтобы можно было успеть употребить. Эта истина известна всем. Нарушение правила влечет административную ответственность (ст. 14.4 КоАП РФ - продажа товаров с нарушением санитарных правил). Более того, магазин не вправе хранить в торговом зале в доступных для покупателей местах просроченный товар, ведь его открытая выкладка приравнивается к публичной оферте (п. 2 ст. 494 ГК РФ). И если в обычном магазине продавец всегда может предложить покупателю в первую очередь товар с минимальным оставшимся сроком годности, минимизируя тем самым потери предприятия, в залах самообслуживания покупатель обычно берет наиболее свежий товар, отодвигая залежавшийся вглубь полки. Очевидно, что истечение срока годности нужно оперативно выявлять. Отслеживать сроки годности можно при помощи автоматизированного комплекса учета операций, если это предусмотрено его разработчиком, можно поручить делать это материально ответственному лицу. Но если планомерной и целенаправленной работы по контролю сроков годности не ведется, просроченный товар может быть выявлен при проведении инвентаризации.
Для оформления порчи товара,
подлежащего уценке или списанию,
заполняется акт о порче, бое,
ломе товарно-материальных ценностей
(форма N ТОРГ-15). Подписывает его
специальная комиссия (участвуют
материально ответственное
Если магазину удастся
договориться с поставщиком о
возврате нереализованных товаров
с истекшим сроком годности, включив
соответствующее условие в
В подавляющем большинстве случаев магазин вынужден решать проблему с просроченными товарами самостоятельно. Самый безопасный с точки зрения закона способ - утилизация такого товара. Для оформления этой операции необходимо заполнить акт о списании товаров по унифицированной форме N ТОРГ-16. Далее возникает необходимость организовать утилизацию испорченного товара, в частности, обеспечить вывоз отходов на полигон захоронения ТБО.
Надо признать, что списание просроченного товара - самая простая "задачка" для бухгалтера. Намного больше проблем могут вызвать люди, которые не могут устоять перед соблазном вынести из магазина товар, не заплатив на кассе.
К сведению: при выявлении фактов хищений предприятие обязано провести инвентаризацию.
Причем этим занимаются не
только посетители, но и работники
торговых залов магазинов
Если ущерб причинен работником предприятия, то необходимо руководствоваться положениями ТК РФ о материальной ответственности. Самый простой способ - дать понять работнику, что сомнений в его виновности нет (например, показать видеозапись хищения). Обычно работник соглашается на возмещение ущерба добровольно. Требование к процедуре его привлечения к материальной ответственности в данной ситуации сохраняется. Иными словами, работодатель обязан создать комиссию (она может быть постоянно действующей), которая составляет акт о выявленном случае причинения ущерба. Размер ущерба в розничной торговле определяется по продажным ценам (они же рыночные). В объяснениях, которые должны быть взяты у работника, он может признать вину и взять на себя обязательство погасить ущерб. Обычно ООО «Розница-1» стремится поскорее расстаться с таким сотрудником, поэтому сумма ущерба может быть удержана при выдаче заработной платы в день увольнения.
Несколько иначе развивается
ситуация, если хищение совершает
посетитель магазина самообслуживания.
Никакими правоотношениями потенциальный
покупатель и администрация магазина
не связаны, поэтому самостоятельно
(только при помощи сотрудников охраны)
принудить правонарушителя
Все, что было описано
выше, имеет место в любом магазине.
Однако отличительной особенностью
магазинов, где товар находится
в свободном доступе для
Больше трудностей вызывают так называемые неустановленные хищения, то есть хищения из торгового зала, оставшиеся не замеченными охранниками и выявленные только при проведении плановой инвентаризации. Вот с ними организации торговли, создающие магазины с открытой выкладкой товаров, сталкиваются постоянно, более того, они признаются нормальным явлением для магазинов самообслуживания во всем мире. Суммы недостач по ним формируются гораздо в большем размере, чем по "известным" хищениям. Это своеобразная "плата за популярность". Причем вывод здесь можно сделать только один - в межинвентаризационный период имели место хищения имущества неизвестными лицами. При этом сколько случаев хищения было, когда они произошли, а также другие существенные обстоятельства не удастся выявить, пожалуй, никогда.
Проводя инвентаризацию, необходимо оформить следующие документы:
- Приказ о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22);
- Инвентаризационная опись ТМЦ (форма №ИНВ-3);
-Сличительная ведомость результатов инвентаризации (форма №ИНВ-19);
-Ведомость учета результатов,
выявленных инвентаризацией (
В ООО «Розница-1» инвентаризация проводится один раз в месяц перед сдачей отчетности, что отражено в учетной политике организации, за исключением случаев проведения инвентаризации в обязательном порядке. При проведении инвентаризации строго соблюдаются правила, методы и документальное оформление.