Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
От выбранного организацией или предприятием метода оценки готовой продукции и признания выручки от ее реализации зависят многие показатели деятельности предприятия или организации. Одним из таких показателей, который наиболее значим на мой взгляд, является величина налогооблагаемой выручки, а следовательно, и величина чистой прибыли, которую получит организация после уплаты всех налогов и сборов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………..4
1.1.Основные нормативно-правовые документы, действующие на дату выполнения работы…………………………………………………………….4
1.2.Задачи учета готовой продукции………………………………………….5
1.3.Определение готовой продукции………………………………………….5
1.4.Особенности учета готовой продукции, отражаемые в учетной
политике предприятия………………………………………………………….5
1.5.Характеристика основных счетов, применяемых при учете готовой продукции……………………………………………………………………….7
2. МЕТОДИКА УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ………………………..………...9
2.1.Оценка готовой продукции………………………………………………...9
2.2.Учет выпуска готовой продукции в зависимости от применяемого
способа ее оценки……………………………………………………………...11
2.3.Учет реализации готовой продукции……………………………………..14
2.4.Порядок инвентаризации готовой продукции……………………………19
3. ПОРЯДОК ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ …………………………………………………………..20
3.1. Складской учет готовой продукции и отчетность материально ответственных лиц………………………………………………………………....22
4.ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОТРАЖЕНИЮ
ВЫПУСКА, ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………….23
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 2курс.docx

— 69.81 Кб (Скачать файл)

На счете 45 «Товары отгруженные» указываются  также готовые изделия и товары, переданные другим предприятиям для продажи на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске таких изделий и товаров они списываются с кредита счетов 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные». При поступлении извещения от комиссионера о продаже переданных ему изделий и товаров они списываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи» с одновременным отражением по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

Стоимость сданных  работ и оказанных услуг списывается  по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В последнее  время широко применяется предварительная  оплата намечаемой к поставке готовой  продукции.

При предварительной  оплате поставки, оговоренной в договорных условиях, поставщик выписывает счет-фактуру и направляет его покупателю. После получения этого документа покупатель платежным поручением переводит поставщику сумму платежа за продукцию.

При предоплате сумму поступивших платежей отражают в бухгалтерском учете до момента отгрузки продукции как кредиторскую задолженность и оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»;

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и 

заказчиками».

17

После отгрузки продукции она считается проданной  и списывается в дебет счета 62 с кредита счета 90 «Продажи».

Если предварительная  оплата выступает в форме авансового платежа и непосредственно не связана с конкретным счетом-фактурой, то поступившие платежи отражают по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Покупатель  может отказаться от оплаты отгруженной  в его адрес продукции, если груз послан ошибочно, с нарушением сроков поставки, низкого качества продукции и по другим причинам. В этом случае в бухгалтерии поставщика составляют обратные записи по отгрузке продукции;

Дебет счета 43 «Готовая продукция»;

Кредит счета 90 «Продажи»;

Дебет счета 90 «Продажи»;

Кредит счета.62 «Расчеты с покупателями и 

заказчиками».

Как уже отмечалось, при любом методе учета продажи  продукции предприятия уплачивают НДС и акцизы.

Объектами налогообложения  по НДС являются обороты по продаже товаров, выполненных работ и услуг, и товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

Исчисленную сумму НДС по проданной продукции  оформляют следующей бухгалтерской  записью:

         Дебет счета  90 «Продажи»;

Кредит  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

При определении  налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика  в иностранной валюте пересчитывается  в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту  определения налоговой базы при  реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

(в ред.  Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Объектом  обложения акцизами является оборот по продаже подакцизных товаров собственного производства.

Учет  расчетов с бюджетом по акцизам осуществляют на счете 68 «Расчеты по налогам и  сборам», субсчет «Расчеты по акцизам».

На сумму  акциза в составе выручки дебетуют счет 90 «Продажи» и кредитуют  счет 68, субсчет «Расчеты по акцизам». Перечисление акциза отражают по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по акцизам», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

 

18

 

2.4. Порядок инвентаризации готовой продукции.

Основная задача инвентаризации готовой  продукции – проверить соответствие ее фактического наличия на складе учетным документам. В ходе проведения инвентаризации одновременно выявляют изделия, не оформленные приемо-сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи  готовой  продукции, проверяют документальную обоснованность остатка средств  по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками», выявляют просроченную оплату выставленных счетов.

Порядок проведения инвентаризации готовой  продукции в основном такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав материально-производственных запасов. Отличие заключается в  том, что готовые изделия в  ряде случаев хранятся не только на складах самой организации, но и  в структурных подразделениях и  в других организациях на ответственном  хранении. Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся  в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся  на складах других организаций. Поскольку  движение готовой продукции происходит, как правило, интенсивнее чем  сырья и материалов, то их инвентаризацию следует проводить в сжатые сроки. При этом проверяются не только наличие  продукции путем ее обсчета, взвешивания, обмера, но и ее комплектность, сортность  и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях кроме  кода, наименования и количества готовой  продукции указывают ее номенклатурный номер, марку, сорт и другие  отличительные  признаки, предусмотренные в стандартах и технических условиях.

На залежалую и неполноценную  продукцию составляют отдельные  описи. Изделия, пришедшие в негодность, в описи не включают. На них составляют специальный акт, в котором указывают  причины и виновников порчи готовой  продукции, сумму потерь от порчи.

Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную  опись.

Готовую продукцию, хранящуюся на складах  других организаций, включают в описи  на основании документов, подтверждающих ее сдачу на ответственное хранение. В описях отражают наименование, количество, сорт, учетную стоимость продукции, дату принятия ее на хранение, место  нахождения, номера и даты оправдательных документов. Сохранные расписки на продукцию, оставленную на ответственное  хранение, должны быть переоформлены  на дату, близкую к началу инвентаризации.

В описях на готовую продукцию, находящуюся  в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях готовой продукции, отгруженной  и неоплаченной в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся: наименование покупателя, наименование продукции, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  продукции с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем  порядке:

19

    • убыль готовой продукции в пределах норм списывают по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач;
    • недостачи готовой продукции, ее порча сверх норм естественной убыли должны относиться на виновных лиц по учетным ценам (дебет счета №94 и кредит счета №43). Если виновники не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на финансовые результаты (счет прочих доходов и расходов).
    • выявленные излишки готовой продукции оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав внереализационных доходов (по дебету счета №43 «Готовая продукция»  и кредиту счета №91 «Прочие доходы и расходы».
    • излишки по пересортице принимаются к учету на счет №43 «Готовая продукция» с кредита счета №94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации готовой  продукции отражают в учете и  отчетности того месяца, в котором  была закончена инвентаризация, а  годовой инвентаризации – в годовом  бухгалтерском отчете.

 

 

3. Порядок документального оформления операций по учету готовой продукции.

Выпущенные из производства готовые изделия сдаются на склад предприятия и документально оформляются. Документы, отражающие выпуск и сдачу готовой продукции (приемо-сдаточные накладные, приемо-сдаточная ведомость, спецификации, приемные акты и т. п.), имеют общее назначение, в основном одинаковые реквизиты, и выписываются в двух экземплярах под одним номером. В них указывается цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной продукции. Один экземпляр документа находится в производственном цехе, а второй — на складе. На каждую партию сдаваемой продукции делают запись в обоих экземплярах приемно-сдаточных документов. После окончания сдачи всей продукции в обоих экземплярах приемо-сдаточных документов по каждому наименованию, виду и сорту подсчитывают и записывают количество штук или вес цифрами и прописью. Данные о сдаваемой продукции подтверждаются распиской приемщика в экземпляре сдатчика и, наоборот, распиской сдатчика в экземпляре приемщика.

К приемо-сдаточным документам, как  правило, прилагается заключение лаборатории или отдела технического контроля о качестве продукции или делается отметка об этом на самом документе. При этом следует обратить внимание на то, что данные первичных документов о выпущенной продукции должны соответствовать данным журналов оперативного производственного учета.

По оформленным приемо-сдаточным  накладным и актам продукция передается на склад готовой продукции и хранится там до отгрузки или

20

отправки потребителям.

Отгрузка и отпуск готовых изделий  покупателям осуществляется на основании заключенных с ними договоров или непосредственно в процессе свободной торговли.

Оперативный учет выполнения договоров  о реализации продукции ведет отдел сбыта, который выписывает приказ-накладную. В ней объединяются два документа: приказ складу на отгрузку продукции и накладная на отпуск продукции со склада.

Данные приказа на отпуск продукции  заполняет отдел сбыта, а данные о фактическом отпуске — материально  ответственное лицо, отпустившее  продукцию.

Фактический отпуск продукции со склада оформляют  счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Представители местных покупателей получают продукцию на складах по предъявлении доверенностей и расписки в приказе-накладной. При доставке продукции покупателям централизованно, в получении продукции со складов расписываются работники транспортно-экспедиционной службы.

Иногородним покупателям продукция  отгружается железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. В этом случае приказ-накладная является сопроводительным документом груза в пути и передается грузополучателю вместе с продукцией. Грузоотправитель при отгрузке продукции получает от станции (пристани) отправления товарную квитанцию и квитанцию о приеме груза.

При централизованной доставке готовой  продукции покупателям автомобильным транспортом производственное предприятие может заключить договор на транспортные услуги с автотранспортным предприятием, а последние — со своими шоферами о материальной ответственности за сохранность продукции. Лицам, осуществляющим централизованную доставку продукции, выдается "Книга регистрации сданных документов" с помещенной в ней доверенностью на право получения продукции для доставки по назначению. Отпуск продукции оформляют товарно-транспортной накладной. Обычно ее выписывают в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя для списания отгруженной продукции со склада; остальные экземпляры, заверенные подписью и печатью грузоотправителя, вручаются водителю. Водитель затем сдает грузоотправителю второй экземпляр с отметкой о передаче груза покупателю, а третий и четвертый — в свое автохозяйство.

К товарным документам прилагаются спецификации (упаковочные ведомости), в которых  приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика, паспорта и проспекты на конкретные изделия, сертификаты качества продукции и другие документы, обусловленные договором поставки.

На основании  товарных документов бухгалтерия (финансовый отдел) производственного предприятия выписывает на имя покупателя расчетные документы — платежное требование, платежное требование-поручение и счет-фактуру для учета налога на добавленную стоимость. В расчетных документах указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость

21

дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателями (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке изделий, не являющихся объектами налогообложения по НДС, расчетные документы выписывают без выделения суммы НДС, и на них делают надпись или ставят штамп "Без налога (НДС)".

Данные расчетных  документов ежедневно записывают в  ведомость учета и реализации продукции (ф. № 16 или 16а). В ведомости  указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции  по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а — при определении выручки по оплате.

Оперативный учет отгрузки ведут в  отделе сбыта (маркетинга) в специальных карточках, книгах или журналах.

Информация о работе Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции