Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:40, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении особенностей учета затрат в строительных организациях и разработке направлений его совершенствования.
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия «издержки», «затраты» и «расходы», а также их классификацию;
ознакомится с сущностью калькулирования себестоимости продукции: принципами, объектом и методами;
охарактеризовать основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
Введение……………………………………………………………............... 4
1. Основные понятия, используемые в строительстве…………………… 5
2. Учет капитальных вложений и источников их финансирования…….. 7
2.1. Организация учета капитальных вложений и источников их финансирования……7
2.2. Учет при подрядном способе строительства……………………… 15
2.3. Учет при хозяйственном способе строительства…………………. 18
2.4. Учет источников финансирования капитальных вложений……… 20
2.5. Учет законченного строительством объекта……………………… 23
2.6. Типовые бухгалтерские проводки по учету капитальных вложений, инвестиций и расчетов в связи со строительством объектов……………………25
3. Состав затрат подрядной строительной организации………………… 35
4. Способы классификации затрат на производство…………………….. 40
5.1.Группировка затрат на производство строительно-монтажных работ по экономическим элементам……43
5.2. Группировка расходов строительных организаций по статьям…. 44
5. Методы учета затрат на производство строительно-монтажных работ……………51
6. Порядок отражения в бухгалтерском учете затрат на производство строительно-монтажных работ…54
6.1. Организация учета затрат на производство……………………….. 54
6.2. Учет материальных затрат………………………………………….. 55
6.3. Учет заработной платы рабочих и отчислений на социальное страхование……………………………56
6.4. Учет затрат на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов………………………………57
6.5. Учет накладных расходов………………………………………….. 58
6.6. Учет потерь от брака и гарантийных резервов……………………. 59
6.7. Учет затрат, связанных со строительством объекта у застройщика…………………………60
7. Учет незавершенного строительства. Сводный учет затрат на производство строительных работ……………63
8. Типовые проводки по учету затрат в подрядной строительной организации…………………………………………65
Заключение…………………………………………………………….. 70
Список использованной литературы…………………………………. 72
Затраты по долгосрочным инвестициям в основные средства учитываются по видам и объектам капитальных вложений, а при подрядном способе их выполнения, кроме того, и по договорам подряда. В соответствии с поставленными целями учет капитального строительства должен быть организован по каждому объекту строительства в целом и по отдельным его составляющим с учетом требований к последующему учету законченного строительством объекта основных средств и его эксплуатации. Учет фактических затрат по смете должен быть организован так, чтобы по завершении строительства обособленные объекты в составе затрат на строительство (мебель и инвентарь, предназначенные для первоначального оснащения объекта, объекты внешнего благоустройства) могли быть приняты к учету как самостоятельные объекты основных средств. Аналогично отдельные конструктивные элементы построенного объекта, имеющие сроки эксплуатации, не совпадающие со сроками эксплуатации построенных зданий и сооружений (лифты, встроенное котельное и бойлерное оборудование), должны быть обособлены в бухгалтерском учете в составе вводимого объекта. Это нужно для того, чтобы правильно начислять амортизацию и своевременно их заменять в порядке реконструкции объекта. Иначе говоря, организуя учет капитальных вложений, не следует забывать о принятии к учету введенного в эксплуатацию объекта в соответствии с требованиями п. 6 ПБУ 6/01. Например, при строительстве спортивного комплекса необходимо обеспечить раздельный учет затрат на строительство здания стадиона, трибун для зрителей, отдельных видов спортивных сооружений, обособленных зданий и сооружений для работы вспомогательных служб, сооружений внешнего благоустройства и т.п.
Учет фактических затрат на строительство каждого объекта ведется нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию. Для обеспечения контроля осуществления строительства, ввода в действие законченных объектов, а также размеров и целевого использования источников финансирования капитального строительства наряду с учетом фактических затрат необходимо вести учет капитальных вложений по сметной стоимости каждого обособленного в проектно-сметной документации объекта.
Поскольку работы по капитальному строительству могут выполняться как подрядным, так и хозяйственным способом, рассмотрим особенности учета и налогообложения применительно к каждому из них.
2.2. Учет при
подрядном способе
При подрядном способе строительные работы выполняются для заказчика-застройщика по договорам подряда специализированными строительными организациями. В этом случае заказчик в составе незавершенного строительства наряду с другими затратами (организационными, предпроектными, проектными и т.п.) учитывает принятые от подрядчика работы. Учет выполненных работ ведется подрядчиком в накопительном порядке с начала выполнения работ до полного завершения обязательств подрядчика по объекту строительства под контролем заказчика в Журнале учета выполненных работ (форма КС-6а). При сдаче заказчику выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы на основании данных Журнала оформляются Актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Формы КС-2 и КС-3 заполняются не менее чем в двух экземплярах (первый — для подрядчика, второй — для заказчика) по мере сдачи работ в сроки, установленные договором подряда.
Стоимость выполненных работ отражается в Справке по форме КС-3 нарастающим итогом с начала выполнения работ (в графе 4), с начала года (в графе 5) и, в том числе, за отчетный период (в графе 6) в целом по стройке и по каждому входящему в ее состав объекту.
Принятые от подрядчика работы заказчик отражает в бухгалтерском учете на основании данных формы КС-2 по стоимости отчетного периода, указанной в форме КС-3 по дебету счета 08-3 «Строительство объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Одновременно на основании счета-фактуры подрядчика заказчик учитывает НДС по принятым от подрядчика работам. Данная операция отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» на отдельном субсчете «Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам и подрядчикам при строительстве объекта основных средств» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Вести отдельный субсчет по НДС, уплаченному поставщикам и подрядчикам в связи с осуществлением строительства объекта основных средств, нужно потому, что в п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок его предъявления к вычету. В соответствии с указанными статьями НДС, уплаченный подрядчикам и поставщикам в связи со строительством объекта основных средств, подлежит вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов, т.е. при их вводе в эксплуатацию на основании счетов-фактур поставщиков и подрядчиков и соответствующих записей в книге покупок.
Договором строительного
подряда может
Если заказчик обязуется оплатить подрядчику работы авансом, операции по предоплате отражаются в бухгалтерском учете заказчика по кредиту счетов выданных средств в корреспонденции с дебетом счета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Выдача и зачет авансов производятся в порядке, согласованном сторонами в договоре подряда.
Кроме того, если по договору подряда заказчик должен предоставить подрядчику материалы и оборудование, подлежащее монтажу на строящемся объекте, такие операции оформляются соответствующими передаточными документами, но при этом переданное имущество с баланса заказчика не списывается. Передача оборудования в монтаж отражается в учете заказчика на основании акта передачи оборудования в монтаж списанием со счета, предназначенного для учета оборудования, требующего монтажа (кредит 07 «Оборудование к установке»), в увеличение стоимости незавершенного строительства (дебет 08-3). Передача строительных материалов для выполнения подрядных работ отражается в учете заказчика на основании передаточной накладной по счету 10 «Материалы» переводом с кредита счета 10-8 «Строительные материалы» в дебет счета 10-7 «Материалы, переданные для выполнения строительных работ». Указанные материалы подлежат списанию (кредит 10-7) в увеличение стоимости незавершенного строительства (дебет 08-3) одновременно с приемкой работ, выполненных подрядчиком с использованием этих материалов. Основанием для списания материалов в данном случае является Отчет представителя заказчика о расходе материалов (форма М-29) и форма КС-2, представленная подрядчиком. При этом следует иметь в виду, что стоимость указанных материалов в данном случае не включается в договорную стоимость подрядных работ и отражается в форме КС-2 только для подтверждения факта выполнения работ и расхода материалов заказчика. Если при обязанности заказчика по договору подряда поставить материалы подрядчику договорная стоимость выполненных подрядчиком работ не уменьшается по смете на стоимость предоставленных заказчиком материалов, поставка материалов отражается в бухгалтерском учете заказчика как реализация. Подрядчик при этом принимает полученные материалы к учету и списывает на себестоимость выполненных работ в установленном порядке.
2.3. Учет при
хозяйственном способе
К строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, относятся работы, которые проводятся для своих нужд собственными силами организаций. Для того чтобы вести указанные работы, нужно получить лицензию, поскольку такая деятельность упомянута в Федеральном законе от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Затраты строительного производства складываются из тех же экономических элементов, что и промышленного производства. Расходы на строительно-монтажные работы группируются по статьям: строительные материалы, заработная плата строительных рабочих, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, расходы на обслуживание строительных машин и механизмов (включая амортизацию основных средств), накладные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы. Строительные работы могут выполняться как ремонтно-строительными цехами, так и отделами капитального строительства (ОКС). В первом случае все затраты предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» субсчет «Ремонтно-строительный цех». До окончания работ на строительном объекте все затраты на строительно-монтажные работы, учтенные по дебету счета 23, являются незавершенным производством. По завершении работ на строительном объекте все затраты по его возведению списываются с кредита счета 23 в дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств». Если строительство ведет специальный отдел капитального строительства, затраты отражаются непосредственно на счете 08-3.
В соответствии с налоговым
законодательством строительно-
С 1 января 2001 г. согласно ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления облагается НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Поскольку в соответствии с п. 10 ст. 167 НК РФ дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия к учету соответствующего завершенного объекта, до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету НДС не начисляется. Основанием для включения объекта в состав соответствующей амортизационной группы является документально подтвержденный факт подачи документов на государственную регистрацию. По таким строительно-монтажным работам, выполненным после 1 января 2001 г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в редакции от 26.05.09) счета-фактуры составляются в момент принятия на учет соответствующего объекта с регистрацией в книге продаж. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ налогоплательщик имеет право на вычет:
Сумма НДС, предъявленная к вычету, регистрируется в книге покупок.
НДС не возмещается, если стоимость работ не включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (п. 6 ст. 171 НК РФ). Сумма не подлежащего вычету НДС, начисленная на стоимость строительно-монтажных работ, в соответствии с ПБУ 6/01 для целей бухгалтерского учета включается в стоимость объекта основных средств. Схема отражения типовых хозяйственных операций по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, на счетах бухгалтерского учета приведена в табл. 1.
2.4. Учет источников
финансирования капитальных
Капитальное строительство
может финансироваться
Собственные средства организации для финансирования капитальных вложений складываются из амортизации находящихся в эксплуатации основных средств, чистой прибыли прошлых лет, инвестируемой собственниками организации в капитальное строительство, уставного и добавочного капитала в части, предназначенной для финансирования капитального строительства. Кроме того, на строительство могут быть направлены чрезвычайные доходы, которые выплачиваются страховыми компаниями в качестве возмещения чрезвычайных расходов (в связи со стихийными бедствиями и катастрофами в части, превышающей убытки от потери застрахованного имущества). Использование собственных средств в текущем бухгалтерском учете не отражается. Это нужно делать за отчетный год в годовой финансовой отчетности в приложении к Бухгалтерскому балансу .
Привлеченные для
Для учета средств инвесторов по инвестиционным договорам используется балансовый счет 86 «Целевое финансирование», по кредиту которого отражаются полученные от инвесторов средства в корреспонденции со счетами соответствующих форме инвестиций активов (например, счета учета денежных средств, материалов, оборудования, ценных бумаг и т.п.).
Обязательства участников по вкладам в простое товарищество учитываются на отдельном балансе по кредиту счета 80 «Вклады участников» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с участниками по вкладам в совместную деятельность». При обособленном учете совместной деятельности в нарушение установленного порядка на основном балансе участника, ведущего общие дела, целесообразно вести учет вкладов в совместную деятельность на отдельных одноименных субсчетах к счету 80 и к счету 75. Фактические вложения средств в совместную деятельность отражаются по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетами:
Поступление средств кредиторов при выполнении функций заказчиков по посредническим договорам (поручения или агентским) может отражаться по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с кредиторами по агентскому договору на капитальное строительство» или счета 86 «Целевое финансирование» аналогично вкладам инвесторов на капитальное строительство.
Средства, полученные по договорам займа или кредита, показываются в бухгалтерском учете заемщика по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (при получении средств на срок более 1 года) или счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (при получении средств на срок менее 1 года). Заемные средства отражаются в бухгалтерском учете заемщика по факту получения в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных или материальных средств.
Проценты по полученным для строительства объектов кредитам и займам, которые начислены до завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, в соответствии с требованиями п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденного приказом Минфина России от 02.08.01 № 60н(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 27.11.2006 N 155н), относятся в состав затрат на строительство (дебет 08-3) с одновременным увеличением обязательств по кредиту или займу (кредит 66, 67). Проценты, начисленные после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, относятся к операционным расходам (дебет 91 «Прочие доходы и расходы») в корреспонденции со счетами учета заемных средств (кредит 66, 67). Проценты начисляются и принимаются к учету в сроки, предусмотренные договором займа или кредита.
Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости