Учет затрат и калькулирование себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении особенностей учета затрат в строительных организациях и разработке направлений его совершенствования.
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия «издержки», «затраты» и «расходы», а также их классификацию;
ознакомится с сущностью калькулирования себестоимости продукции: принципами, объектом и методами;
охарактеризовать основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………............... 4
1. Основные понятия, используемые в строительстве…………………… 5
2. Учет капитальных вложений и источников их финансирования…….. 7
2.1. Организация учета капитальных вложений и источников их финансирования……7
2.2. Учет при подрядном способе строительства……………………… 15
2.3. Учет при хозяйственном способе строительства…………………. 18
2.4. Учет источников финансирования капитальных вложений……… 20
2.5. Учет законченного строительством объекта……………………… 23
2.6. Типовые бухгалтерские проводки по учету капитальных вложений, инвестиций и расчетов в связи со строительством объектов……………………25
3. Состав затрат подрядной строительной организации………………… 35
4. Способы классификации затрат на производство…………………….. 40
5.1.Группировка затрат на производство строительно-монтажных работ по экономическим элементам……43
5.2. Группировка расходов строительных организаций по статьям…. 44
5. Методы учета затрат на производство строительно-монтажных работ……………51
6. Порядок отражения в бухгалтерском учете затрат на производство строительно-монтажных работ…54
6.1. Организация учета затрат на производство……………………….. 54
6.2. Учет материальных затрат………………………………………….. 55
6.3. Учет заработной платы рабочих и отчислений на социальное страхование……………………………56
6.4. Учет затрат на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов………………………………57
6.5. Учет накладных расходов………………………………………….. 58
6.6. Учет потерь от брака и гарантийных резервов……………………. 59
6.7. Учет затрат, связанных со строительством объекта у застройщика…………………………60
7. Учет незавершенного строительства. Сводный учет затрат на производство строительных работ……………63
8. Типовые проводки по учету затрат в подрядной строительной организации…………………………………………65
Заключение…………………………………………………………….. 70
Список использованной литературы…………………………………. 72

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 131.19 Кб (Скачать файл)

Если кредит или заем получен в иностранной валюте, сумма долга в соответствии с требованиями п. 21 ПБУ 15/01 числится в бухгалтерском учете в рублевой оценке по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции (поступления или возврата денежных средств, начисления или уплаты процентов). При этом курсовые разницы должны быть отражены в бухгалтерском учете на дату совершения операций в увеличение или уменьшение основного долга в корреспонденции со счетом внереализационных доходов или расходов (счет 91 субсчет «Курсовые разницы»). Аналогично в бухгалтерском учете отражаются суммы долга и суммовые разницы по займам, полученным в условных единицах. При этом учет задолженности и расчеты ведутся в рублях по курсу, согласованному сторонами.

Иногда заимствование  средств происходит в виде коммерческих кредитов, представляющих собой согласованную сторонами рассрочку или отсрочку оплаты заемщиком выполненных работ, оказанных услуг или поставленных материалов. Такие займы учитываются на соответствующих счетах кредиторской задолженности: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Погашение кредитов и займов отражается в бухгалтерском учете  по дебету счетов учета кредитов и займов (60, 66, 67, 76) в корреспонденции с счетами учета перечисленных в погашение кредита или займа денежных средств (50, 51, 52) или зачета взаимных требований по счетам соответствующей задолженности кредитора перед заемщиком.

 

2.5. Учет законченного  строительством объекта.

Завершенный строительством объект подлежит сдаче государственной приемочной комиссии. Заказчик-застройщик совместно с проектировщиками и подрядчиками готовит объект к сдаче. Принимаются объекты в два этапа.

Сначала заказчик и проектировщик  принимают законченный объект у подрядчика и составляют Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. Этот документ является подтверждением выполнения подрядчиками своих обязательств по договорам подряда и служит основанием для окончательных расчетов с ними.

Второй этап — сдача  объекта непосредственно государственной  приемочной комиссии, которая создается по решению местных властей. В ее состав кроме сдающей стороны и представителей администрации входят (в зависимости от назначения объекта) также специалисты, способные установить готовность законченного строительством объекта к безопасной эксплуатации в установленном проектно-технической документацией режиме. По результатам освидетельствования объекта члены комиссии подписывают акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-14, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. Данный документ служит основанием для ввода объекта в эксплуатацию.

После получения акта госкомиссии  собственники объекта недвижимости заявляют свои права на построенное здание (или его часть) в государственное бюро регистрации прав, а после получения свидетельства о праве собственности принимают объект к учету в составе основных средств и отражают его по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

Если заказчик выполнял работы по доверенности «под ключ», акт приемки государственной комиссией является основанием для передачи объекта, завершенного строительством, на баланс основного заказчика. При этом в бухгалтерском учете заказчика составляется проводка по дебету счета 86 «Целевое финансирование» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с заказчиком (доверителем, принципалом)» и кредиту счета 08-3.

В учете основного заказчика  составляется проводка по дебету счета 08-3 и кредиту счета-76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с исполнителем по капитальным вложениям».

Если застройщик обязан передать определенные части построенного объекта инвесторам, эту операцию целесообразно отразить в бухгалтерском учете, используя методику учета по передаче права требования. При этом составляются следующие проводки:

  1. при передаче по условиям инвестиционного договора права на 
    долю построенного объекта по стоимости осуществленных инвестиций (с учетом НДС): дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 91 
    «Прочие доходы и расходы» субсчет «Доходы от уступки прав требования»;
  2. передача по акту доли объекта недвижимости по фактической 
    стоимости строительства: дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Учетная (балансовая) стоимость уступленных прав», кредит 08-3 
    «Строительство объектов основных средств» — на балансовую стоимость уступки прав;
  3. на сумму начисленного НДС (20% от суммы сделки по уступке 
    прав): дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Расходы по сделке, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость», кредит 68 
    «Расчеты по налогам»;
  4. на сумму выявленного финансового результата от сделки: дебет 
    (кредит) 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Сальдо по операции 
    уступки прав», кредит (дебет) 99 «Прибыли и убытки».

При завершении совместной деятельности в форме простого товарищества в связи с окончанием строительства доли построенного объекта передаются участникам пропорционально и в счет их вкладов в совместную деятельность такими проводками:

1) передача по акту доли объекта строительства: дебет 75 «Расчеты с учредителями» субсчет «Расчеты с участниками по вкладам в 
совместную деятельность», кредит 08-3 — по стоимости переданной 
доли.

При этом следует иметь  в виду, что, поскольку построенный  объект не принимается к учету в составе основных средств по балансу совместной деятельности, уплачиваемый поставщикам и подрядчикам при его строительстве НДС не может быть предъявлен к вычету ни по балансу совместной деятельности, ни дольщиками, которые вели учет затрат на строительство. Поэтому в данном случае НДС должен быть учтен в составе затрат на счете 08 до передачи долей объекта участникам;

2) зачет по передаче доли объекта в счет вклада в простое товарищество»: дебет 80 «Уставный капитал», кредит 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» — в сумме вклада.

При этом возможное сальдо по счету 75 должно быть погашено в той или иной форме до ликвидации баланса совместной деятельности.

 

2.6. Типовые бухгалтерские  проводки по учету капитальных  вложений, инвестиций и расчетов  в связи со строительством  объектов.

Таблица 1

№ п/п

Содержание хозяйственных  операций

Первичные документы

Корреспонден-ция счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

3

4

1. Учет капитальных вложений  в строительстве.

1.1

Приняты к учету затраты по предпроектным  согласованиям и изысканиям для  строительства

Акты выполненных работ и  счета-фактуры организаций

08-3, 19

60,76

         

1.2

Перечислены в счет выполнения инвестиционных условий денежные средства на развитие местной инфраструктуры

Распоряжение местной администрации, платежное поручение, акт приемки-передачи

08-3

51

1.3

Передано унитарным или бюджетным  организациям имущество в счет выполнения инвестиционных условий разрешения строительства объекта

Распоряжение местной администрации, акт приемки-передачи

91-2

01, 07, 08-3, 10

1.4

Зачтена в счет инвестиционных условий  передача имущества

Авизо стороны получателя о постановке на учет принятого имущества

08-3

91-1

1.5

Приняты к учету выполненные  проектно-изыскательские работы

Акт выполненных работ и счет-фактура  подрядчика

08-3, 19

60, 76

1.6

Приняты к учету выполненные  подрядчиком строительно-монтажные  работы

Акт выполненных работ по форме  КС-2, справка о стоимости выполненных  работ по форме КС-3, счет-фактура  подрядчика

08-3, 19

60

         

1.7

Приняты к учету приобретенные  для строительства материалы

Накладные, счета-фактуры поставщиков

10-8, 19

60

1.8

Принято к учету требующее монтажа  оборудование, приобретенное для  строительства

Накладные, счета-фактуры поставщиков

07, 19

60

1.9

Передано подрядчику оборудование в монтаж

Акт передачи оборудования в монтаж

08-3

07

1.10

Приняты к учету затраты по монтажу  оборудования, выполненные подрядчиком

Акт выполненных работ по форме  КС-2, справка о стоимости выполненных  работ по форме КС-3, счет-фактура  подрядчика

08-3, 19

60

1.11

Переданы подрядчиком в работу без оплаты материалы

Накладная на передачу материалов в  переработку

10-7

10-8

1.12

Приняты к учету выполненные  подрядчиками с использованием материалов заказчика работы (без стоимости  материалов)

Акт выполненных работ по форме  КС-2, справка о стоимости выполненных  работ по форме КС-3 (за вычетом  стоимости материалов), счет-фактура  подрядчика

08-3, 19

60

1.13

Списаны материалы, использованные подрядчиком  при производстве строительно-монтажных  работ

Акт выполненных работ по форме  КС-2, отчет ОКС или представителя  технадзора заказчика по форме М-29

08-3

10-7

1.14

Начислена заработная плата работникам, занятым на строительстве объекта

Табеля по учету рабочего времени, наряды на выполненные работы

08-3

70

1.15

Начислен ЕСН и страховые  отчисления в ПФ РФ

Ведомости расчета

08-3

69

1.16

Списаны использованные при строительстве  собственными силами материалы

Акт по форме КС-2 и отчет по форме  М-29 производителя работ

08-3

10-8

1.17

Приняты к учету затраты по услугам, оказанным сторонними организациями  при строительстве и подготовке объекта к сдаче

Акты выполненных работ, счета  и счета-фактуры организаций

08-3, 19

60, 76

2. Учет расчетов по  финансированию строительства по  инвестиционным договорам.

2.1

Получены денежные средства в счет инвестиций на строительство объекта

Выписка банка, платежное поручение  плательщика, ПКО

50, 51, 52

86

2.2

Получено имущество в счет инвестиций на строительство объекта

Акт приемки-передачи или накладная

01, 07, 10-8

86

2.3

Получен в счет инвестиций не завершенный  строительством объект

Акт приемки-передачи

08-3

86

2.4

Оказаны услуги или выполнены работы в счет инвестиций на строительство  объекта

Акт сдачи-приемки выполненных  работ, акт по форме КС-2, справка  по форме КС-3

08-3

86

3. Учет расчетов по  кредитам и займам, полученным  на финансирование строительства.

3.1

Получен на р/счет заем на финансирование строительства

Выписка банка, платежное поручение  займодавца

51, 52

66, 67

3.2

Зачислен на р/счет кредит банка  для строительства

Выписка и авизо банка по р/счету  или валютному счету

52, 52

66, 67

3.3

Открыт в банке специальный  счет для кредитования строительства

Выписка банка по специальному кредитному счету, платежный док-т

55

66, 67

3.4

Оплачены в счет кредита банка  счета поставщиков и подрядчиков  со спец/счета в банке, открытого  для кредитования строительства

Выписка банка по специальному кредитному счету, платежный док-т

60

55

3.5

Получен заем имуществом

Акт приемки-передачи имущества (накладная), счет-фактура

01, 07, 10-8, 19

66, 67

3.6

Начислены проценты по кредитам и  займам, до завершения строительства

Расчет в соответствии с условиями  договора кредита или займа

08-3

66, 67

3.7

Начислены проценты по кредитам и  займам, после завершения строительства

Расчет в соответствии с условиями  договора кредита или займа

91

66, 67

3.8

Начислены курсовые (суммовые) разницы  по займам и кредитам, полученным в  у.е.

Расчет курсовых (суммовых) разниц по курсу на дату погашения кредитов и займов

91

66,67

3.9

Погашен денежными средствами заем или кредит

Выписка банка, платежное поручение

66, 67

51, 52

3.10

Передано займодавцу имущество  в счет погашения займа

Акт приемки-передачи имущества (накладная)

91-2

01, 07, 10-8

3.11

Начислен НДС по факту погашения имущественного займа

Счет-фактура

91-3

68

3.12

Погашен имущественный заем

Акт приемки-передачи имущества, счет-фактура

91-1

66, 67

3.13

Выявлен финансовый результат по сделке имущественного займа

Сальдо по сделке имущественного займа

99

(91-9)

91-9

(99)

4. Учет операций по  завершению строительства и расчетов  между его участниками

4.1

Принят к учету завершенный  строительством объект основных средств (или его часть, принадлежащая  на праве собственности)

Акт приемки объекта госкомиссией формы КС-14, св-во о собственности, акт ввода ОС в эксплуатацию формы  ОС-1 (для зданий и сооружений)

01

08-3

4.2

Начислен НДС на вновь введенный  объект

Счет-фактура (собственный), книга  продаж

19

68-НДС

4.3

Предъявлен к вычету НДС, предъявленный  поставщиками и подрядчиками

Книга покупок, счета-фактуры поставщиков  и подрядчиков

68-НДС

19

4.4

Начислен износ по введенному объекту  ОС

Ведомость начисления износа

20, 23, 26, 44

02

4.5

Предъявлен к вычету НДС, начисленный  при вводе объекта в эксплуатацию

Книга покупок, счет-фактура (собственный)

68-НДС

19

4.6

Переданы инвесторам доли объекта, предназначенные для них по инвестиционным договорам

Акт приемки КС-14, акт приемки-передачи объекта (доли объекта)

86

08-3

5. Учет расчетов по  посредническим договорам на  балансе исполнителя-застройщика  по доверенности.

5.1

Получены средства от заказчика (доверителя, принципала) для строительства объекта

Выписка банка, платежное поручение  заказчика (доверителя и пр.)

50, 51, 52

76

5.2

Оплачены для заказчика (доверителя) выполненные подрядные работы, услуги, материалы и пр.

Выписки банк, кассовые отчеты и платежные  док-ты исполнителя

76-затраты заказчика, (08-3)

50, 51, 52

5.3

Акцептован заказчиком отчет исполнителя  о выполненных для него работах  по строительству объекта

Отчет исполнителя с приложением  справок формы КС-3, актов формы  КС-2, отчетов формы М-29, других док-ов о затратах

76

76-затраты заказчика, (08-3)

5.4

Начислено исполнителем вознаграждение за оказанные услуги по посредническому  договору

Расчет вознаграждения по условиям договора и акт сдачи-приемки  оказанных услуг

76

90-1

5.5

Начислен НДС

Счет-фактура исполнителя

90-3

68

5.6

Списаны собственные затраты исполнителя, связанные с оказанием услуг  по посредническому договору

Расчет распределения затрат исполнителя  в соответствии с его учетной  политикой

90-2

20, 26

5.7

Выявлен финансовый результат от оказания услуг по посредническому договору

Сальдо по реализованной посреднической сделке

90-9, (99)

99

(90-9)

6. Учет расчетов, связанных  с долевым строительством в  форме простого товарищества

6.1

Приняты к учету обязательства  участников по договору совместной деятельности

Договор совместной деятельности, протокол решения участников

75

80

6.2

Приняты взносы участников

Акты приемки-передачи, накладные, платежные док-ты

01 ,07, 08-3, 50, 51, 52, 58

75

6.3

Приняты к учету расходы по строительству  объекта

Справки формы КС-3, акты формы КС-2, акты выполненных работ и оказанных  услуг, отчеты по форме М-29, ведомости  начисления з/платы

08-3

07, 10, 60, 69, 70, 76

6.4

Переданы участникам доли построенного объекта

Акт госкомиссии по форме КС-14, акты приемки-передачи долей объекта

75

08-3

6.5

Возмещены участникам расходы, превышающие  ранее внесенные вклады

Окончательный расчет затрат на строительство, причитающихся на доли объекта, согласованный  всеми участниками

50, 51

75

6.6

Возврат участникам излишне внесенных  средств

Окончательный расчет затрат на строительство, причитающихся на доли объекта, согласованный всеми участниками

75

01, 10, 50, 51, 52

6.7

Ликвидации баланса совместной деятельности

Протокол собрания участников

80

75

7. Учет операций по  строительству хозспособом

7.1

Выполнены работы по строительству  объекта силами ремонтно-строительного  цеха

Журнал по форме КС-6а

08-3, 23

10, 69, 70

7.2

Закончен строительством объект силами ремонтного цеха

Акт по форме КС-11

08-3

23

         

7.3

Введен в эксплуатацию законченный  строительством объект

Акт по форме 

КС-14, ОС-1

01

08-3

7.4

Начислен НДС из расчета фактических  затрат на строительство

Счет-фактура (собственный), книга  продаж

19

68

7.5

Предъявлен НДС по материалам, используемым при строительстве

Счета-фактуры поставщиков, книга  покупок

68

19

7.6

Предъявлен НДС, начисленный при  вводе объекта основных средств  в эксплуатацию

Счет-фактура (собственный), книга  покупок, ведомость расчета амортизации

68

19


 

3. Состав затрат подрядной строительной  организации.

 Подрядные строительные организации,  имеющие лицензии на право заниматься деятельностью, относящейся к отрасли «Строительство», часто ведут и другую коммерческую деятельность, тем или иным образом связанную с основной строительной. К таким видам деятельности относятся, в частности: проектно-изыскательские работы, которые строительная организация может осуществлять при наличии соответствующих лицензий, и деятельность вспомогательных производств, связанная с добычей и обогащением сырья для изготовления строительных материалов, а также производство этих материалов или конструкций из них.

Примером таких производств  могут быть карьеры, где добывается песок или строительный камень, лесозаготовительные подразделения, производственные участки по производству гравия, бетонной смеси, асфальта, столярных изделий, металлоконструкций различного назначения, лаборатории по контролю качества материалов и определенных видов работ, транспортные и другие вспомогательные подразделения.

Кроме того, в состав строительной организации могут входить обслуживающие производства и хозяйства социального назначения, например подразделения по бытовому и медицинскому обслуживанию работников, общежития, спортивные и оздоровительные комплексы и детские учреждения.

Затраты по ведению  других (не относящихся к отрасли «Строительство») видов деятельности, а также расходы вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств должны учитываться обособленно. При этом учетная политика строительной организации Должна учитывать специфику каждого вида деятельности в контексте общего порядка ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета для составления всех видов отчетности. В частности, учетная политика должна регламентировать порядок принятия к Учету и оценки продукции вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств, а также порядок ее отнесения на затраты строительного производства, реализации на сторону или списания по назначению в качестве непроизводственных расходов. В данной главе в основном рассматриваются вопросы классификации и учета затрат строительного производства, а порядок учета и отнесения на себестоимость строительной продукции затрат вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств раскрывается по мере рассмотрения соответствующих статей затрат строительного производства.

Затраты строительной организации  на производство и сдачу заказчику работ по договору строительного подряда являются себестоимостью этих работ. Цель учета себестоимости строительных работ - своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и сдачей строительно-монтажных работ заказчику, а также контроль за использованием всех видов ресурсов при производстве работ.

В себестоимость строительных работ включаются следующие затраты:

  • непосредственно связанные с производством строительных работ, обусловленные технологией и организацией строительного производства, в том числе:
  • стоимость использованных в производстве материалов, строительных конструкций и деталей, топлива, энергии, пара, воды;
  • расходы на оплату труда рабочих;
  • расходы по содержанию строительных машин и механизмов;
  • связанные с использованием природного сырья, в части затрат 
    на рекультивацию (восстановление) земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем;
  • связанные с совершенствованием технологии и организации 
    строительного производства, улучшением качества строительных работ и эксплуатационных свойств объектов строительства;
  • на обслуживание производственного процесса, в том числе:

 

  • по обеспечению строительного производства материалами, деталями и конструкциями, топливом, энергией, инструментами, приспособлениями и другими предметами и средствами труда;
  • по поддержанию основных производственных средств в рабочем состоянии (расходы на техосмотры, техобслуживание, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов);
  • по подготовке строительного производства и сдаче работ, в том числе:

— по обеспечению соблюдения санитарно-гигиенических требований на объектах строительства и созданию нормальных условий тру 
да и техники безопасности, включая затраты:

а) на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых медицинским учреждениям для устройства медпунктов;

б) на обеспечение противопожарной и сторожевой охраны;

в) на создание и содержание ограждений, люков и прочих устройств, обеспечивающих безопасность, содержание умывальников, 
душевых и прачечных на производстве;

г) на спецодежду, спецобувь и защитные приспособления;

д) на спецпитание;

е) на устройство бытовых помещений для рабочих на объектах 
строительства;

  • на организацию работ на строительных площадках, в том числе расходы на проектирование производства работ, нормативные работы, содержание строительных лабораторий, благоустройство и содержание строительных площадок, подготовку объектов строительства к сдаче, перебазирование;
  • по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего 
    пользования;
  • затраты, связанные с командированием работников для выполнения строительных, монтажных и специальных работ;

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости