Учет затрат и калькулирование себестоимости по методу директ - костинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методических основ учета затрат на производство и действующей практики калькулирования себестоимости по методу директ-костинг.
Рыночная экономика предполагает эффективное использование всех видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Используемые ресурсы должны обеспечить желаемый результат (доходность) предпринимательской деятельности. Управленческий учет нацелен на контроль со стороны собственника за использованием имеющихся ресурсов предприятия и на предоставление достоверной и полной информации, необходимой для принятия управленческих решений. Здесь важно знать результаты, затраты и их эффективность. В условиях низкой эффективности работы предприятий, наличия инфляции и отсутствия внутрифирменного планирования управленческий учет занимает особое место в экономике организации. Переходный характер современной российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях рыночных отношений вызывают большие затруднения у предприятий и предпринимателей, и одной из наиболее сложный и болезненных проблем стало ценообразование. В таких условиях стало важно и необходимо правильно выбрать метод расчета себестоимости, который наиболее удобен для данного предприятия и обеспечивает желаемый результат.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..4
1. Система «Директ-костинг» как элемент управленческого учета…….……..7
1.1 Понятие затрат, их классификация……………………………………7
1.2 Понятие и общая характеристика системы «Директ-костинг»…….17
1.3 Организация учета затрат по системе «Директ-костинг»…...……..20
1.4. Преимущества и недостатки системы «Директ-костинг»…………24
2. Особенности применения системы «Директ- Костинг» в ЗАО «Норский керамический завод»……….29
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия, ее влияние на организацию учета……………………………………………………………29
2.2 Учет и распределение затрат в условии применения системы «Директкостинг» на примере ЗАО «Норский керамический завод»..…….35
2.3 Использование элементов системы «Директ- Костинг» в принятии управленческих решений………………………………………………………..47
3. Международный опыт применения системы «Директ- Костинг»…………50
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованной литературы……………………………….….….……58
Список приложений……………………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

- амортизация;

- горюче-смазочные материалы; 

- представительские расходы;

- стоимость малоценных  основных средств (сразу списываются  на затраты);

- расходы на рекламу;

- командировочные расходы;

- аудиторские услуги:

- налоги (на экологию, на пользование водными объектами, транспортный налог);

- услуги связи, почты,  Интернет;

- охрана;

- лизинг;

- аренда;

- услуги сторонних  организаций;

- прочие расходы.

На Норском керамическом  заводе прямые затраты учитываются непосредственно  на 20 счете. Так как на ОАО «Норский керамический завод» бухгалтерский учет автоматизирован, то документом, в котором отражаются все общепроизводственные расходы в разрезе названных выше статей затрат, является «Журнал-ордер по счету 20». (Приложение 2).

Рассмотрим более подробно учет отдельных видов затрат.

Отпуск сырья и материалов со склада в производство осуществляется на ЗАО «НКЗ» по лимитно-заборным картам или разовым накладным-требованиям. Лимитно-заборные карты заполняются и применяются при оформлении отпуска сырья и материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции. Отпуск на производство сырья и материалов разового потребления оформляется накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов. Так, например, отпуск норской глины, используемой для изготовления всех видов кирпича, т.е. требуемой каждый день, оформляется лимитно-заборной картой, а отпуск гранулированного шлака (отходы производства литейного цеха Ярославского Моторного завода), который используется только для полнотелого кирпича - разовой накладной-требованием.

Рассмотрим схему документооборота:


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

Рис.8 Схема документооборота по учету затрат на производство и

калькулирования себестоимости

Расход материалов учитывается в соответствии с журналом расхода материалов и показаниями счетных приборов. На основании данных о поступлении и списании сырья бригадиры смен ежемесячно составляют отчеты о расходе сырья и материалов по каждому их виду. В качестве одного из недостатков организации учета следует отметить неавтоматизированность учета материалов. Отслеживание расхода материалов в процессе производства осуществляется силами производственного персонала, который слабо заинтересован в правильном и полноценном документировании расходов. При составлении отчетов часто используются неточные, приближенные данные, что существенно затрудняет анализ затрат.

Отчеты о расходе сырья поступают  в бухгалтерию, где количество каждого  вида материалов, израсходованного за отчетный период, умножается на среднюю цену таких материалов. Это связано с тем, что согласно учетной политике ЗАО «Норский керамический завод», производственные затраты, в том числе и сырье для производства продукции, оцениваются по средневзвешенным ценам. Материалы на предприятие поступают от поставщиков либо с карьера отдельными партиями, причем соответственно цены у поставщиков могут различаться. Поэтому и определяется средневзвешенная цена единицы материала путем деления общей фактической себестоимости приобретения товарно-материальных ценностей на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство. Фактическая себестоимость приобретения производственных запасов слагается из стоимости по ценам их приобретения, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций. Затраты на перевозку материалов учитываются отдельно  на счете 23 и рассчитываются в соответствии с отчетами транспортного цеха. В итоге составляется отчет о расходе сырья и материалов по каждой линии.

Так, за отчетный период в производстве на линии А использовано материалов на сумму 5 179 273,3 руб. Данная сумма получена путем сложения расходов на все основные виды материалов, которые были взяты из акта выпуска кирпича по линии А (Приложение 1). В этой сумме не учитываются материалы, оставшиеся в незавершенном производстве и материалы, которые были использованы для брака.

Расходы на оплату труда учитываются по местам их возникновения в составе затрат основного производства – оплата производственных рабочих; общепроизводственных расходов – оплата труда управленческого и обслуживающего персонала цехов; общехозяйственных расходов – оплата труда управленческого и обслуживающего персонала предприятия в целом. Расходы на оплату труда вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования, транспортных средств или общехозяйственными работами относятся на статьи общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Так, трудовые затраты работников основного производства учитываются в соответствии с табелями рабочего времени и согласно трудовых договоров основных производственных рабочих по каждой линии.

Для документирования и оформления операций, связанных с выработкой и оплатой труда, применяются различные виды первичной учетной документации: маршрутные листы, паспорт о выработке и приемке работ, ведомость учета выработки, наряды на сдельную работу, акт о приемке выполненных работ и другие, содержащие данные о времени и месте выполнения работ, выполнении норм выработки, задание на работу и его выполнение каждым рабочим.

Любой из вышеуказанных документов должен доставляться в бухгалтерию, где, суммы, подлежащие выплате рабочим, учитываются в электронном виде в ведомости по заработной плате. Заработная плата также учитывается отдельно для каждой производственной линии. Таким образом формируется фонд заработной платы.

За исследуемый период фонд заработной платы общепроизводственных рабочих линии А составил 575 193,92  руб. (Приложение 1).

Далее от фонда заработной платы  организация производит необходимые  отчисления на социальные нужды. В состав таких отчислений входят страховые взносы в:

- Федеральный бюджет,

- Пенсионный фонд,

- Фонд социального страхования,

- Федеральный и территориальные  Фонды обязательного медицинского  страхования.

Суммарная ставка данных отчислений в 2009 году составляла 26%, согласно закону № 213-ФЗ от 24.07.2009г. Однако, согласно данному закону, с 1 января 2011 года произошло увеличение ставок отчислений в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Сумма отчислений на социальные нужды, согласно Приложения 2 составила 123 895,1  рублей. Данная сумма получена путем сложения взносов, подлежащих уплате в различные фонды.

Амортизация основных средств по основному производству начисляется путем сложения сумм амортизационных отчислений, начисленных по каждому виду оборудования за отчетный период, которые берутся из «Ведомости начисления амортизации основных средств». При этом в данную статью включается только амортизация оборудования, находящегося в собственности предприятия, поскольку остальное оборудование находится в краткосрочной аренде и амортизация по нему не начисляется. Амортизация оборудования по линии А составила за отчетный период 298 515,26 рублей (Приложение 1).

Все данные расходы подлежат прямому  включению в себестоимость продукции  той линии, где они имели место  быть. Однако помимо основных производственных линий на предприятии существуют вспомогательные производства. Субсчета счета 20, а также все субсчета 23 счета – это счета так называемых «вспомогательных производств», т.е. обслуживающих отделов, цехов и т.п. Эти затраты необходимо перераспределить, т.к. они также подлежат включению в себестоимость продукции. Расходы по данным производствам считаются аналогично производственным линиям. При этом услуги одних цехов другим учитываются и взаимозачитываются. Таким образом на счетах вспомогательных производств собираются все прямые затраты, аналогично счету 20. Затем, руководство каждого цеха предоставляет в бухгалтерию отчет. Согласно данного отчета определяется, какие цеха и службы потребляли топливо. И, соответственно, все затраты собранные на 23 счете распределяются пропорционально доле потребленной продукции на основное производство и на другие подразделения.

Таким образом, после  перераспределения данных расходов их величина оказывается распределенной между производственными подразделениями.

В отчетном периоде сумма  затрат вспомогательных производств, отнесенных на готовую продукцию линии А составила 329 283,57 рублей (Приложение 2).

Затем происходит распределение  общепроизводственных затрат.

В состав общепроизводственных расходов включаются расходы по содержанию и  эксплуатации машин и оборудования и на обслуживание структурного подразделения организации и управление им. На ЗАО «НКЗ» таким структурным подразделением является ЦСКМ. Общепроизводственные расходы учитываются в разрезе устанавливаемой номенклатуры статей. В номенклатуру статей на данном предприятии входят:

- амортизация;

- стоимость малоценных  основных средств (сразу списываются  на затраты);

- вспомогательные материалы;

- запасные части;

- горюче-смазочные материалы;

- стоимость обслуживания  и наладки оборудования;

- заработная плата;

- отчисления на социальные  нужды;

- командировочные расходы;

- списание инвентаря;

- расходы на страхование;

- прочие расходы.

Общепроизводственные расходы  учитываются на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы».

Так как на ЗАО «Норский керамический завод» бухгалтерский учет автоматизирован, то документом, в котором отражаются все общепроизводственные расходы в разрезе названных выше статей затрат, является «Журнал-ордер по счету 25» (Приложение 3).

Рассмотрим отражение общепроизводственных расходов по каждой статье затрат более подробно. При этом аналогичные счету основного производства прямые затраты учитываются таким же образом (амортизация, заработная плата, сырье и материалы).

Помимо собственных основных средств  в организации есть оборудование, взятое в аренду. Арендная плата по оборудованию за месяц списывается на счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма арендной платы берется из акта оказанных услуг, которую предоставляет  арендодатель вместе со счетом-фактурой и товарной накладной на услуги по аренде. Ежемесячная сумма арендной платы оговорена в договоре аренды и уплачивается организацией арендодателю по истечении месяца, в котором оказывались услуги по аренде.

В конце месяца сумма, отражаемая на счете 25 в журнале-ордере, полностью списывается в затраты на производство продукции основного производства. Согласно учетной политике данные расходы распределяются пропорционально зарплате общепроизводственных рабочих. Всего на линии А  были включены в себестоимость общепроизводственные расходы на сумму 1 839 748,15 руб. (Приложение 1).

Таким образом, можно, исходя из вышеприведенных данных, определить неполную себестоимость продукции. Согласно Акту выпуска продукции (Приложение 1) неполная себестоимость составила 10 189 876 руб. Эта сумма получается путем сложения основных затрат и общепроизводственных расходов.

Общехозяйственные расходы связаны  с управлением и организацией производства в целом по предприятию.

К ним относятся: заработная плата  персонала заводоуправления; расходы на командировки, служебные разъезды и содержание легкового автотранспорта; содержание и обслуживание технических средств управления; оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; расходы на содержание и эксплуатацию оргтехники, зданий и сооружений общезаводского назначения.

Кроме того, в состав общехозяйственных  расходов включается и ряд других расходов, к которым относятся: охрана труда, обеспечение противопожарной  и сторожевой охраны, подготовка кадров, охрана окружающей среды и другие расходы общезаводского характера.

Смета общехозяйственных расходов на исследуемом предприятии, как  правило, состоит из следующих разделов:

- заработная плата  заводоуправления;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация;

- горюче-смазочные материалы; 

- представительские расходы;

- стоимость малоценных  основных средств (сразу списываются  на затраты);

- расходы на рекламу;

- командировочные расходы;

- аудиторские услуги:

- налоги (на экологию, на пользование водными объектами,  транспортный налог);

- услуги связи, почты,  Интернет;

- охрана;

- лизинг;

- аренда;

- списание инвентаря;

- расходы на страхование;

- услуги сторонних  организаций;

- прочие расходы.

Общехозяйственные расходы учитываются  на синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы» в разрезе установленных  номенклатурой статей затрат. Так  как на предприятии бухгалтерский  учет автоматизирован, то документом, в котором отражаются начисленные общехозяйственные расходы, является журнал-ордер по счету 26 (Приложение 4).

Также как и в случае с общехозяйственными затратами амортизация, заработная плата, сырье и материалы, арендная плата учитываются на 26 счете аналогичными с вышеописанными способами.

Заработная плата служащим аппарата управления и обслуживающему персоналу  начисляется в зависимости от установленных окладов согласно штатному расписанию.

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости по методу директ - костинг