Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:06, курсовая работа
Цель написания работы - изучить учет затрат вспомогательного производства.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
определить экономическую сущность и задачи учета затрат калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств организаций;
описать учет затрат и калькулирование себестоимости услуг вспомогательных производств.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ 5
1.1. Виды вспомогательных производств и классификация затрат 5
1.2. Себестоимость работ и услуг вспомогательного производства 11
1.3. Значение и задачи учета затрат и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств 14
1.4. Технико-экономическая характеристика ООО «Радтол» 17
2. УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ 20
2.1. Документальное оформление операций по осуществлению затрат 20
2.2. Учет материальных затрат и затрат на оплату труда в организации 22
2.3. Учет накладных расходов вспомогательных производств и их распределение 25
2.4. Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются отчисления по установленным нормам от сумм оплаты труда рабочих вспомогательного производства (кроме тех выплат, на которые отчисления не производятся) в соответствии с нормативными правовыми актами.
2.3. Учет накладных расходов вспомогательных производств и их распределение
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
К расходам по обслуживанию производства и управлению в ООО «Радтол» относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственны некоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются условно-переменными, т. е. зависящими от объема производства продукции, а цеховые и общезаводские расходы — условно-постоянными, т. е. не зависящими от объема производства продукции.[10, с.160]
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования в ООО « Радтол» списывают на счета 23 «Вспомогательное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Следует отметить, что
распределение косвенных
При выборе способа распределения косвенных расходов ООО «Радтол» его работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.
Распределение накладных расходов на различные объекты затрат даст полную их себестоимость. Чаще всего это производится пропорционально уровням отдельных показателей, связанных с соответствующими объектами затрат, — факторам распределения накладных расходов: суммой прямых трудозатрат в человеко-часах, стоимостью прямых трудозатрат в виде фонда оплаты труда основного производственного персонала, затрат машинного времени, объема производства или продаж и т.п. Каждый раз выбирается фактор, наиболее точно отражающий причинно-следственные связи между объектами затрат и возникновением накладных расходов. При этом важным моментом является то, что для одного вида накладных расходов (или даже всех накладных расходов) выбирается всего один фактор распределения. Это является критическим недостатком традиционной системы калькуляции. Очевидно, что на возникновение накладных расходов (даже в пределах одного вида) влияет не одна характеристика объекта затрат, а некоторая их совокупность. Традиционный метод калькуляции усредняет это влияние, выбирая фактор с наибольшим весом и игнорируя прочие причины возникновения накладных расходов.[11, с.203]
Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования ведут по каждому цеху вспомогательного производства в отдельности по следующей типовой номенклатуре статей:
1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;
2) «Эксплуатация оборудования»
(стоимость смазочных,
3) «Текущий ремонт оборудования и транспортных средств»;
4) «Внутризаводское перемещение грузов»;
5) «Износ малоценных
и быстроизнашивающихся
6) «Прочие расходы».
В некоторых организациях по статье 2 «Эксплуатация оборудования» отражают затраты электроэнергии, как силовой, так и технологической, вследствие отсутствия их раздельного учета и большого удельного веса силовой энергии.
Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов (ф. № 12), которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и листков-расшифровок по прочим денежных расходам, отраженным в журналах-ордерах.
2.4. Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств
Методику калькулирования себестоимости услуг и работ вспомогательного производства ООО «Радтол» рассмотрим на условном примере.
рабочим основного производства Д-т 20- Кт 70 – 2 730 тыс.руб.( в т.ч. 1530 тыс. руб. рабочим, занятым на производстве сыра и 1200 тыс. руб. – производстве творога)
рабочим цехов Д-т 25 – К-т 70 – 700 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 – К-т 70 – 510 тыс.
рабочим цехов Д-т 25 – К-т 69 – 245 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 – К-т 69 – 179 тыс.руб.
здания цеха Д-т 25 – К-т 02 – 161 тыс.
здания и оборудования ремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 02 – 60 тыс. руб.
здания цеха Д-т 25 – К-т 60 – 15 тыс. руб.
здания ремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 60 – 50 тыс. руб.
В цехах Д-т 25 – К-т – 10 – 45 тыс. руб.
В ремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 10 – 21 тыс.руб.
Порядок распределения вспомогательных расходов по видам продукции отражен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Расчет распределения общепроизводственных и расходов вспомогательного производства по видам продукции за июнь 2011_
№ п\п |
Показатели |
Ед. измер. |
Всего |
В том числе по видам продукции | |
Сыр |
Творог | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Заработная плата |
Тыс. руб. |
2730 |
1530 |
1200 | |
Удельный вес заработной платы по видам работ |
% |
100 |
56 |
44 | |
Общепроизводственные расходы |
Тыс. руб. |
1156 |
647 |
509 | |
Вспомогательное производство |
Тыс.руб. |
820 |
459 |
361 |
В течение года ежемесячно цеховые расходы в плановых размерах (пропорционально прямой зарплате рабочих) списываются на себестоимость выполненных работ в ремонтно-механических мастерских (кредит аналитического счета «Цеховые расходы»), а в конце года плановый размер цеховых расходов корректируется до фактических затрат, при этом часть их относится на незавершенное производство.
Следовательно, аналитический счет «Цеховые расходы» закрывается первым в составе субсчета «Ремонтные мастерские».
В течение года фактическая себестоимость законченного ремонта или изготовленного объекта в ремонтной мастерской списывается на те производства, для которых выполнялись работы, и оформляется записью: дебет счетов 20/1, 20/2, 20/3, 25, 26 и другие кредит счета «Ремонтно-механическая мастерская ».
В связи с этим объектами
калькуляции в ремонтно-
Фактическую себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия можно определить по формуле 2.1:
Фс = Пз + Пц +(-) Оц (2.1)
где Фс — фактическая себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия;
Пз — фактические прямые затраты в течение года;
Пц ,— плановый размер цеховых расходов в течение года;
Оц — отклонения фактических цеховых расходов от плановых в конце года.
Например, по данным журнала учета затрат в ремонтной мастерской, затраты на ремонт станка составили 12800 тыс. руб., в том числе затраты на оплату труда — 3200 тыс.руб. Плановый размер цеховых расходов мастерской по отношению к прямым расходам на оплату труда равняется 10% . Следовательно, на ремонт станка следует отнести 320тыс. руб. (3200 : 100х10) цеховых расходов. Это оформляется записью: дебет счета «Ремонтная мастерская» и кредит счета «Цеховые расходы». Фактическая себестоимость ремонта станка составит 13120 тыс.руб. (12800 + 320), которая по окончании ремонта списывается: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 23 «Ремонтная мастерская».
В конце года на тех же потребителей услуг мастерской относят отклонения фактических цеховых расходов от плановых методом дополнительного списания или сторнирования.
После чего субсчет «Ремонтная мастерская» закрывается и сальдо не имеет.
Также рассмотрим расчет себестоимости на следующем примере ( по энергетическому цеху) В энергетическом цехе было отпущено 340 576 кВт/ч электроэнергии за первый квартал 2010 года. Плановая себестоимость электроэнергии одного кВт/ч электроэнергии 1,35 руб. За данный период фактические расходы составили 466 589 руб, в том числе:
Заработная плата – 250 364 руб
Отчисления на социальное страхование -65095 руб
Материальные затраты – 65 000 руб
Амортизация основных средств -36440 руб
Услуги сторонних организаций – 49 690 ру ( без НДС)
За рассматриваемый
период отпущенная
- основное производство -122 340 кВт/ч
- вспомогательное производство -56300 кВт/ч
- заводоуправление – 23600 кВт/ч
- общепроизводственные цели – 28316 кВт/ч
-сторонние организации – 110 020 кВт/чтом числе 156032 руб приходится на электроэнергию, реализованную сторонним организациям.
Согласно учетной политике ООО Радтол» общехозяйственные расходы списываются на реализованную продукцию. За отчетный период общехозяйственные расходы составили 658650 руб, в том числе 156 302 руб, приходится на электроэнергию реализованную сторонним организациям.
Определяем фактическую себестоимость 1 кВт/ч электроэнергии, калькуляционную разницу и распределяем ее между объектами потребления.
Фактическая себестоимость 1 кВт\ч электроэнергии составляет
466589/340576 кВт/ч=1,37 руб
Калькуляционная разница составляет:
1,37-1,36=0,01руб.
Следовательно, фактическая себестоимость 1 кВт\ч электроэнергии превышает ее плановую оценку.
Далее распределяем полученные отклонения по объектам потребления .
Таблица 3
Распределение отклонений по объектам потребления
Производства и хозяйства |
Кол-во Эл.энергии кВт/ч |
Сумма расходов в плановой оценке |
Коэффициент распределения |
Сумма отклонения фактических расходов от плановых |
Основное производство |
122 340 |
166382,40 |
0,01 |
1223,40 |
Ремонтный цех |
56300 |
46568,00 |
0,01 |
563,00 |
заводоуправление |
23600 |
32096,00 |
0,01 |
236,00 |
Общепроизводственные цели |
28316 |
38509,76 |
0,01 |
283,16 |
Сторонние организации |
110020 |
149627,2 |
0,01 |
1100,20 |
ИТОГО: |
340576 |
463183,36 |
3405,76 |