Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:54, курсовая работа
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к организации ведению бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Таким образом, умело составленная учетная политика является одним из важнейших инструментов управления деятельностью фирмы и достижения поставленных целей менеджмента. Именно этим и определяется актуальность данной работы.
Введение
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.2 Организационные аспекты учетной политики
1.3 Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета
2.ОЦЕНКА БИЗНЕСА В ООО «АГРОФИРМА КОЛОС» ТЕТЮШСКОГО РАЙОНА РТ.
2.1.Природно-экономическая характеристика деятельности предприятия.
2.2.Анализ финансового состояния
2.3.Оценка организации бухгалтерского учета и службы внутреннего контроля
3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ЭЛЕМЕНТЫ И РОЛЬ В СОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1 Бухгалтерская отчетность и ее взаимосвязь с учетной политикой
3.2 Основные элементы учетной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.[15,c.101]
Таким образом, если организация,
используя инструменты учетной
политики, сможет обосновать применение
того или иного способа
Следовательно, учетная политика организации может стать в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.
Организация может использовать предусмотренные Планом счетов субсчета, уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Если для каких-то фактов хозяйственной деятельности корреспонденция счетов не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.
Формы первичных учетных документов. Следующий этап - утверждение первичных документов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ организации обязаны пользоваться первичными документами, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Если организация в
деловом обороте использует документы,
не имеющие унифицированной формы,
то правила их составления должны
быть утверждены в соответствующих
статьях раздела учетной
При разработке форм таких документов предусматривается наличие в них следующих обязательных реквизитов:
- наименование документа (формы);
- код формы;
- дата составления;
- наименование организации, составившей документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- перечень должностных
лиц, ответственных за
- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Необходимо учитывать, что в зависимости от характера операций, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Помимо форм первичных документов, организация обязана утвердить формы документов, используемых для внутренней бухгалтерской отчетности, т.е. регистров бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского
учета могут вестись в
Хозяйственные операции должны
отражаться в регистрах бухгалтерского
учета в хронологической
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров бухгалтерского
учета должна обеспечиваться их защита
от несанкционированных
Содержание регистров
бухгалтерского учета и внутренней
бухгалтерской отчетности является
коммерческой тайной, а в случаях,
предусмотренных
Лица, получившие доступ к
информации, содержащейся в регистрах
бухгалтерского учета и во внутренней
бухгалтерской отчетности, обязаны
хранить коммерческую и государственную
тайну. За ее разглашение они несут
ответственность, установленную
Организация документооборота. В данном разделе учетной политики организация утверждает систему документооборота, которая регламентирует следующие вопросы:
- порядок создания первичных учетных документов;
- контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
- порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
- порядок передачи первичных учетных документов в архив.
В учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется либо как приложение к учетной политике, либо как самостоятельный документ.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждает руководитель организации своим приказом.
Ответственность за соблюдение
графика документооборота, своевременное
и качественное создание документов,
своевременную передачу их для отражения
в бухгалтерском учете и
Технология обработки данных учетной информации. Организация (по своему выбору) принимает решение о технологии обработки учетной информации.
Уровень централизации и
основные принципы обмена информацией
с обособленными
В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс.
Однако действующим
Организация также может
создавать обособленные подразделения,
которые не выделяются на отдельный
баланс, имеют расчетный счет (или
не имеют его) и не обладают правами
юридического лица. Учет в таких
обособленных подразделениях может
быть построен по-разному. Во-первых, все
первичные учетные документы
передаются обособленными подразделениями
для их учета в головную организацию,
и учет осуществляется в централизованной
форме. Во-вторых, в обособленных подразделениях,
не выделенных на отдельный баланс,
ведется учет всех хозяйственных
операций вплоть до составления баланса.
Отчетные данные обособленных подразделений
предоставляются в бухгалтерию
головной организации, где они включаются
в консолидированную
Ведение бухгалтерского и налогового учета для всех обособленных подразделений должно быть единым. Иными словами, обособленные подразделения не могут иметь своей учетной политики, отличной от учетной политики организации. Это указано в п. 10 ПБУ 1/98. Поэтому организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна иметь единую учетную политику. Изменение учетной политики для одного из обособленных подразделений не допускается.
Организации, имеющие разветвленную систему подразделений, принимают решение (по своему выбору) об уровне централизации бухгалтерского учета.
В данном разделе учетной политики организация указывает реквизиты подразделений, выделенных на отдельный баланс, регулирует объемы и сроки обмена информацией между подразделениями (в случае необходимости), а также между обособленным подразделением и центральным (головным) подразделением.
В разделе "Организация и ведение внутрихозяйственных расчетов с обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс" рекомендуем привести следующую информацию:
- формируются ли самостоятельно
доходы и расходы,
- производится ли сверка
взаиморасчетов по взаимной
- определяется ли
- каков порядок ведения аналитического учета имущества организации;
- место формирования
- другие особенности,
характерные для
Выдача средств под отчет. Список лиц, получающих денежные средства на хозяйственно-операционные расходы, утверждает руководитель организации.
Срок сдачи авансового отчета и возврата неиспользованных подотчетных сумм, полученных на хозяйственные нужды, определяется в приказе руководителя организации.
Срок сдачи отчета по командировке в пределах территории Российской Федерации, а значит по полученным командировочным, - три дня.
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется:
- в рублях и копейках;
- округляется до целых рублей
Отметим, что если учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций
ведется в суммах, округленных
до целых рублей, то возникшие при
этом разницы относятся на финансовые
результаты. Это позволяет сделать
п. 25 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Говоря о структуре, учетную политику условно можно разделить на три раздела:
I. Организационно – технический раздел. В нем нужно предусмотреть:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, на которых ведется учет;
2. формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки;
3. формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;
4. правила документооборота.;
5. порядок контроля за хозяйственными операциями.
II. Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В нем нужно установить:
1. способы амортизации основных средств и нематериальных активов;
2. порядок учета и списания в производство сырья и материалов;
3. перечень резервов, который будет составлять предприятие;
4. порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.
III. Учетная политика в целях налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, в этом разделе предприятие должно указать, как оно будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль.
Для удобства предприятие
может объединить II и III разделы учетной
политики. Так, в разделе, касающемся
учета основных средств можно
сразу указать, какой метод начисления
амортизации предприятие
Степень совмещения ведения бухгалтерского и налогового учетов служит причиной существования различных подходов к ведению налогового учета.
Говоря о структуре, учетную политику условно можно разделить на три раздела:
I. Организационно – технический раздел. В нем нужно предусмотреть:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, на которых ведется учет;
2. формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки;
3. формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;
4. правила документооборота.;
5. порядок контроля за хозяйственными операциями.
II. Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В нем нужно установить: