Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается
учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях
такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь
рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения
и целей бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

УП ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 189.32 Кб (Скачать файл)

 

  • План счетов бухгалтерского учета
  • финансово-хозяйственной      деятельности организаций, а также Инструкция по
  • его применению,      утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000
  • г. № 91н;

 

  • Указания      об объеме форм бухгалтерской отчетности и
  • Указами о порядке составления      бухгалтерской отчетности, утвержденные
  • приказом Минфина РФ от 13 января      2000 г. № 4н;

 

  • Методические
  • рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности,
  • утвержденные приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н. С 1 января 2001
  • года в документах налогового законодательства появилась запись о
  • необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

 

В Главе 21 «Налог на добавленную  стоимость» в п. 12 статьи 167 НК РФ

подчеркивается, что для  целей налогообложения организации следует применять

учетную политику и утверждать ее соответствующим распорядительным документом

руководителя организации.

При этом учетная политика для целей налогообложения должна отвечать

следующим требованиям:

    

  • применяется      с 1 января года, следующего за годом утверждения,
  • соответствующим      распорядительным документом руководителя организации;

 

  • учетная      политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной
  • организацией,      утверждается не позднее окончания первого налогового периода
  • и считается применяемой      со дня создания организации;

 

  • является
  • обязательной для всех обособленных подразделений организации.

 

С 1 января 2002 года главой 25 НК РФ было введено понятие налогового учета.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для

определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных

документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным

кодексом.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу

по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового

учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета

объектов и хозяйственных  операций для целей налогообложения, отличный от

порядка группировки и  отражения в бухгалтерском учете  установленного

правилами бухгалтерского учета.

Исходя из приведенной  нормы Налогового кодекса для  расчета налоговой базы,

используются прежде всего данные бухгалтерского учета.

При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ

составляются дополнительные расчеты. Однако, учитывая значительные

расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в

бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить

налоговый учет параллельно  с бухгалтерским учетом

При выборе учетной политики организации необходимо предусмотреть возможность

максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета. [16]

     1.3.      Общие положения

Состав и назначение учетной  политики, структура и содержание различных

разделов определены ПБУ 1/98«Учетная политика организации», утвержденным

приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (зарегистрировано Минюстом

России 31 декабря 1998 г. за № 1673).

ПБУ 1/98 содержит следующие  разделы:

    

  1. Общие положения.

 

  1. Формирование учетной      политики.

 

  1. Раскрытие учетной      политики.

 

  1. Изменения учетной      политики.

 

В пункте 2 ПБУ 1/98 дано определение  учетной политики: «под учетной

политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения

бухгалтерского учета  – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей

группировки и итогового  обобщения фактов хозяйственной  деятельности».

К способам ведения бухгалтерского учета относится; методы группировки  и

оценки фактов хозяйственной  деятельности, погашения стоимости активов,

способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров,

обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы. [3]

Более подробно разделы учетной  политики рассматриваются в Положении по

ведению бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации,

утвержденном приказом Минфина  РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

Документы нормативной системы  регулирования бухгалтерского учета в РФ (и

Положение, и ПБУ 1/98) устанавливают  основу формирования и раскрытия учетной

политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству

Российской Федерации.

В части формирования учетной  политики действие этих документов

распространяется на все  организации, независимо от организационно-правовых

форм.

В части раскрытия учетной  политики позиции ПБУ 1/98 распространяются на

организации, публикующие  свою бухгалтерскую отчетность полностью или

частично, согласно законодательству РФ (приказ Минфина РФ от 28.11.96 г. №

101«0 порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными

обществами») либо по собственной  инициативе.

При формировании учетной  политики организаций, в состав которых  входят

структурные подразделения  и филиалы, необходимо помнить об основном

требовании ПБУ 1/98 — учетная политика должна быть единой для головной

организации и для филиалов и структурных подразделений.

Имеется ряд особенностей применения учетной политики организациями,

обязанными составлять сводную бухгалтерскую отчетность. Порядок представления

и составления сводной  бухгалтерской отчетности изложен в приказе Минфина РФ

от 30.12.1996 г. № 112 «Методические  рекомендации по составлению и

представлению сводной бухгалтерской отчетности».

В 1999 году приказом Минфина  РФ от 12 мая 1999 года № Збн были внесены

изменения и дополнения в  методические рекомендации:

    

  • Первая      группа изменений связана с принятием новых документов
  • системы      регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

 

  • Изменения      второй группы освободили от составления сводной бухгалтерской
  • отчетности      организации, если сводная бухгалтерская отчетность этих
  • организаций      составлена на основе Международных стандартов финансовой
  • отчетности      (МСФО), разработанных Комитетом по международным стандартам
  • финансовой      отчетности, и если обеспечивается достоверность сводной
  • бухгалтерской      отчетности, составленной на основе МСФО.

 

Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ

объединяется в сводную  бухгалтерскую отчетность путем  построчного

суммирования соответствующих  Данных по установленным правилам. При

составлении сводной бухгалтерской  отчетности используется единая учетная

политика в отношении  аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и

расходов бухгалтерской  отчетности головных организаций и  дочерних обществ.

Если при составлении  бухгалтерской отчетности каким-либо дочерним обществом

использована учетная  политика, отличная от используемой для составления

сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения отчетность дочернего

общества приводится в  соответствие с учетной политикой, используемой для

составления сводной бухгалтерской  отчетности. [16]

Приказом Минфина от 4 декабря 2002г. № 122н (введен в действие с 1 января

2003г.) внесены поправки  в формы бухгалтерской отчетности  организаций:

    

  • Исключены      ссылки на старый План счетов

 

  • Вместо      кодов
  • ОКДП вид деятельности теперь нужно указывать в соответствии с      требованиями
  • нового классификатора – ОКВЭД, который вступил в силу с 1      января 2003 г.
  • (получить новые коды можно в отделениях ГосКомСтата)

 

  • Малым
  • предприятиям, работающим по УСН предписано сдавать баланс и Отчет о
  • прибылях и убытках; однако ФЗ №191 от 31 декабря 2002 г. были внесены
  • поправки и в главу 26.2 НК РФ, и в ФЗ №129 от 21 ноября 1996 г. Согласно
  • этим      поправкам работающие по УСН малые предприятия освобождены от
  • обязанности      ведения бухгалтерского учета, кроме ОС и НМА. [22]

 

     1.4.   Факторы, влияющие на учетную политику экономического субъекта

Учетная политика предприятия  формируется на основе совокупности

основополагающих принципов  и правил, выбор для использования  которых требует

системного подхода с  целью максимальной оптимизации. Поэтому  следует при

выборе учетной политики нужно иметь в виду, что на нее влияют:

1.            Организационно-правовая форма организации (акционерное

общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с

ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

2.            Отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность,

сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и

т.д.); [15]

3.            Особенности деятельности

·        производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы)

·        коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы

расчетов, взаимоотношения  с покупателями),

·        финансовой (взаимоотношения с банками и  другими финансовыми

институтами, налоговой системой),

·        управленческой (структура, независимость от собственников,

отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе

компьютерной техникой)

4.            Масштабы деятельности организации (объем производства и

реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества

организации и т.д.);

5.            Управленческая структура организации  и структура бухгалтерии;

6.            Финансовая стратегия организации

Например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на

имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые

позволят увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов

амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных

производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно  иметь в

отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она  должна

выбирать варианты учета  и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить

текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, - понижающие

коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных

производственных запасов  и т.п.;

7.            Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение

дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций  на рынке,

осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций  и др.);

[10]

8.            Материальная база (наличие технических средств регистрации

информации, компьютерной техники  и т.д.);

9.            Степень развития информационной  системы в организации, в том

числе управленческого учета; [15]

10.        Кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт,

навыки, степень понимания  стоящих перед ним задачи и  проблем, способность их

разрешать)

11.        Хозяйственная  ситуация – развитость инфраструктуры  рынка,

состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства,

благоприятность инвестиционного  климата и т.д. [10]

Информация о работе Учетная политика предприятия