Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается
учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях
такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь
рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения
и целей бухгалтерского учета.
В Главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в п. 12 статьи 167 НК РФ
подчеркивается, что для
целей налогообложения
учетную политику и утверждать
ее соответствующим
руководителя организации.
При этом учетная политика
для целей налогообложения
следующим требованиям:
С 1 января 2002 года главой 25 НК РФ было введено понятие налогового учета.
Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для
определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных
документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным
кодексом.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу
по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового
учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета
объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от
порядка группировки и
отражения в бухгалтерском
правилами бухгалтерского учета.
Исходя из приведенной нормы Налогового кодекса для расчета налоговой базы,
используются прежде всего данные бухгалтерского учета.
При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ
составляются дополнительные расчеты. Однако, учитывая значительные
расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в
бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить
налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом
При выборе учетной политики организации необходимо предусмотреть возможность
максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета. [16]
1.3. Общие положения
Состав и назначение учетной политики, структура и содержание различных
разделов определены ПБУ 1/98«Учетная политика организации», утвержденным
приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (зарегистрировано Минюстом
России 31 декабря 1998 г. за № 1673).
ПБУ 1/98 содержит следующие разделы:
В пункте 2 ПБУ 1/98 дано определение учетной политики: «под учетной
политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения
бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей
группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».
К способам ведения бухгалтерского учета относится; методы группировки и
оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов,
способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров,
обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы. [3]
Более подробно разделы учетной политики рассматриваются в Положении по
ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации,
утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
Документы нормативной системы регулирования бухгалтерского учета в РФ (и
Положение, и ПБУ 1/98) устанавливают основу формирования и раскрытия учетной
политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации.
В части формирования учетной политики действие этих документов
распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых
форм.
В части раскрытия учетной политики позиции ПБУ 1/98 распространяются на
организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или
частично, согласно законодательству РФ (приказ Минфина РФ от 28.11.96 г. №
101«0 порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными
обществами») либо по собственной инициативе.
При формировании учетной политики организаций, в состав которых входят
структурные подразделения и филиалы, необходимо помнить об основном
требовании ПБУ 1/98 — учетная политика должна быть единой для головной
организации и для филиалов и структурных подразделений.
Имеется ряд особенностей применения учетной политики организациями,
обязанными составлять сводную бухгалтерскую отчетность. Порядок представления
и составления сводной бухгалтерской отчетности изложен в приказе Минфина РФ
от 30.12.1996 г. № 112 «Методические рекомендации по составлению и
представлению сводной бухгалтерской отчетности».
В 1999 году приказом Минфина РФ от 12 мая 1999 года № Збн были внесены
изменения и дополнения в методические рекомендации:
Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ
объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность путем построчного
суммирования соответствующих Данных по установленным правилам. При
составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная
политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и
расходов бухгалтерской отчетности головных организаций и дочерних обществ.
Если при составлении бухгалтерской отчетности каким-либо дочерним обществом
использована учетная политика, отличная от используемой для составления
сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения отчетность дочернего
общества приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для
составления сводной бухгалтерской отчетности. [16]
Приказом Минфина от 4 декабря 2002г. № 122н (введен в действие с 1 января
2003г.) внесены поправки
в формы бухгалтерской
1.4. Факторы, влияющие на учетную политику экономического субъекта
Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности
основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует
системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при
выборе учетной политики нужно иметь в виду, что на нее влияют:
1. Организационно-правовая форма организации (акционерное
общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с
ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
2. Отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность,
сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и
т.д.); [15]
3. Особенности деятельности
· производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы)
· коммерческой
(организация снабжения и
расчетов, взаимоотношения с покупателями),
· финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми
институтами, налоговой системой),
· управленческой (структура, независимость от собственников,
отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе
компьютерной техникой)
4. Масштабы деятельности организации (объем производства и
реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества
организации и т.д.);
5.
Управленческая структура
6.
Финансовая стратегия
Например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на
имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые
позволят увеличить
амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных
производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в
отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна
выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить
текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, - понижающие
коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных
производственных запасов и т.п.;
7. Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение
дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке,
осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);
[10]
8. Материальная база (наличие технических средств регистрации
информации, компьютерной техники и т.д.);
9.
Степень развития
числе управленческого учета; [15]
10. Кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт,
навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их
разрешать)
11. Хозяйственная
ситуация – развитость
состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства,
благоприятность инвестиционного климата и т.д. [10]