Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается
учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях
такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь
рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения
и целей бухгалтерского учета.
При этом не считается изменением учетной политики утвержденные способы
ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые
впервые возникли в деятельности организации, т. е. ранее таких фактов не
было. [3]
Обычно выбранная предприятием и оформленная приказом руководителя учетная
политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. У
предприятия должны быть веские причины, чтобы изменить тот или иной элемент
учетной политики.
Например, организация предполагает в новом финансовом году заняться еще одним
видом деятельности - посреднической деятельностью. При этом возникает
необходимость в изменении учетной политики в части распределения
общехозяйственных расходов. В новом финансовом году в соответствии с
требованиями законодательства по налогообложению прибыли они должны
распределяться
услуг), что связано с разными ставками налога на прибыль полученной от разных
видов деятельности. Поэтому в приказе об изменении учетной политики должен
быть отражен новый
принцип распределения
Изменения учетной политики должны быть обоснованными и оформляться в
порядке, утвержденном для учетной политики. Изменения должны вводиться с 1
января года, следующего за годом их утверждения. Последствия изменения
учетной политики, оказавшие
или способные оказать
финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты
деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Опенка
производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой
применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. [3]
Например, организация приняла решение о переходе к применению ускоренного
метода начисления амортизации основных средств. Тогда в пояснениях к приказу
об изменении учетной политики следует указать причины перехода к новому
методу начисления амортизационных отчислений.
- планируется провести перевооружение технологического оборудования.
Применение ускоренного метода амортизации позволит в более сжатые сроки
произвести замену быстроустаревающего оборудования. Приводится расчет
изменения себестоимости продукции (работ, услуг), оценивается изменение
величины предполагаемой прибыли. [12]
Необходимо обратить внимание
на то, что изменения учетной
изменением законодательства
РФ или нормативных актов
отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном
соответствующими
порядок не предусмотрен законодательными или нормативными актами, то
изменения отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования
предоставления числовых показателей минимум за два года.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в
пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия
за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать
информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли
изменения со времени составления
годовой бухгалтерской
предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменения учетной политики,
оказавшие или способные
влияние на финансовое положение, подлежат обособленному раскрытию в
бухгалтерской отчетности. Данная информации должна включать следующие
позиции:
· причину изменения учетной политики;
· обоснованность такого изменения;
· оценку
последствий изменений в
Таким образом, еще до наступления следующего за отчетным года на предприятии
следует провести следующие мероприятия:
· издать приказ, в котором перечислить изменения учетной политики, их
причины и дать стоимостную оценку этих изменений;
· все изменения отразить в пояснительной записке при составлении
годового отчета.
Утвержденные приказом руководителя и раскрытые в пояснительной записке новые
(добавленные, измененные, уточненные) элементы учетной политики должны найти
отражение в бухгалтерском учете организации. [12]
1.8. Порядок оформления учетной политики
Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную
информацию по обоснованию следующих групп вопросов:
1. При формировании учетной политики предприятия по конкретному
направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета
осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых
законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного
регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
По каждому такому способу желательно приводить его нормативное обоснование.
Предприятие не вправе через механизм учетной политики решать те вопросы,
которые не входят в его компетенцию, например в отношении ежеквартальной
переоценки основных средств по рыночной стоимости, ежеквартального создания
резервов по сомнительным долгам и т. п.
2. «Изобретенный»
организацией способ
отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в
Российской Федерации на момент принятия учетной политики, должен быть
всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования
достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне
профессионализма бухгалтерской службы.
Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться
аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной
информации о финансовом положении и финансовых результатах организаций.
3. При необходимости организация определяет через механизм учетной
политики специфику
нематериальных активов и т.п. или процессов — капитальных ремонтов,
модернизации, формирования себестоимости и т. п.
При этом в соответствии с п. 15 ПБУ 1/98 «промежуточная бухгалтерская
отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации,
если в последней не произошли изменения со времени составления годовой
бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику».
4. Если организация
не может сформировать
объектах бухгалтерского учета, используя установленные нормативными
документами по бухгалтерскому учету правила, она вправе не применять данные
правила (п. 4 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»), раскрыв
данную информацию в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с
общеустановленными должно быть обосновано. Согласно п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная
политика организации» применение нового способа ведения бухгалтерского
учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной
деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость
учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
5. Если действующее
законодательство
отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом
практически невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной
трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики.
Примеры такого рода противоречий и способы их разрешения через учетную
политику приведены в разделе «Методические вопросы учетной политики».
Предлагается ряд рекомендаций по оформлению, дополнению и изменению учетной
политики организации.
· Не советуется оформлять слишком объемные приказы по учетной
политике. Явление «учетная политика предприятия» есть один из примеров
реализации принципа «управления по отклонениям». Все то, что действует для
всех предприятий, нет необходимости включать в приказ по учетной политике. В
него нужно включать только те способы ведения бухгалтерского учета, которые
отражают специфику формирования информации о финансовом положении и
финансовых результатах организации.
· Так как учетная политика представляет собой совокупность
бухгалтерских способов, вопросы налогообложения не должны рассматриваться в
приказе по учетной политике. Вариантные способы, разрешаемые к применению
налоговым законодательством, должны быть предметом самостоятельного
внутреннего документа организации.
· Несмотря на то что содержание учетной политики шире, чем перечень ее
методических вопросов, в основной приказ по учетной политике следует, по
мнению авторов статьи, включать только ее методические аспекты, так как
главным образом они влияют на принципы формирования финансовых результатов
деятельности предприятий, на порядок отражения финансового состояния
предприятия. Изменение методических элементов учетной политики необходимо
раскрывать в пояснительной записке.
· Способы ведения бухгалтерского учета формируются только по тем
аспектам хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на
момент окончания предыдущего отчетного периода. Не стоит включать в приказ
по учетной политике способы бухгалтерского учета объектов, которые
отсутствуют в организации. По нашему мнению, в течение года в момент
приобретения организацией тех или иных активов или возникновения тех или иных
фактов хозяйственной деятельности, не имевших аналогов в практике данной
организации, должно оформляться дополнение к учетной политике, принятой с
начала года, оформляемое приказом.
Таким образом, условно по принадлежности к отчетным периодам можно выделить
два «процесса»: учетная политика в отношении будущих предполагаемых фактов
хозяйственной деятельности и учетная политика в отношении возникающих фактов
хозяйственной деятельности в текущем отчетном периоде.
Первый «процесс» формирования учетной политики оформляется как приказ по
учетной политике, утверждаемый на начало года; второй — либо как изменение,
либо как дополнение к учетной политике в течение года. Форма приказа по
учетной политике организации нормативными документами в настоящее время не
регламентируется.
Для малых и средних предприятий, имеющих ограниченный круг пользователей
бухгалтерской отчетности, целесообразно формировать в приказе по учетной
политике информацию только по двум группам вопросов: