Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 00:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение элементов учетной политики предприятия для бухгалтерского учета. Предметом исследования дипломной работы учетная политика предприятия. Объектом исследования выбрано ООО «Интер».

Содержание работы

Введение

Глава 1. Учетная политика как фундаментальная основа организации бухгалтерского учета

1.1. Учетная политика: сущность, значение, принципы формирования

1.2. Общие положения и элементы учетной политики

1.3. Методика разработки и раскрытия учётной политики

Глава 2. Учётная политика ООО «Интер» для целей бухгалтерского учёта

2.1. Характеристика деятельности ООО «Интер»

2.2. Содержание учетной политики в ООО «Интер»

2.3. Направления совершенствования учетной политики ООО «Интер»

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Во всех этих случаях, изменяя учетную методологию в дозволенных законом рамках, можно выбрать наиболее выгодный для себя способ ведения учета — тот, который позволяет снизить налоговые платежи или достигнуть каких-либо иных целей, например приукрасить финансовое положение. Множество вариантов бухгалтерского учета тех или иных фактов хозяйственной жизни, существующее в теории, на практике всегда ограничивается предписаниями действующих нормативных документов.

Действующая система нормативного регулирования бухгалтерского учета предусматривает одновариантные или многовариантные предписания относительно методологии.

Одновариантное предписание означает, что нормативные документы устанавливают однозначные указания относительно порядка учета конкретных фактов хозяйственной жизни, обязательные для всех организаций. Нормативный документ как бы говорит: «Делай так», — и бухгалтер обязан подчиниться. Есть примеры, когда нормативные документы содержат несколько вариантов отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной жизни (многовариантные предписания). При отражении конкретных фактов бухгалтер может выбирать и использовать какой-либо из предложенных законодательством сценариев действия. Иногда нормативные документы вообще не дают конкретных предписаний относительно правил учета каких-либо фактов хозяйственной жизни[11].

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету[12].

Один из элементов методологического раздела учетной политики - План счетов бухучета. Все организации должны руководствоваться действующим Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Фирмы могут применять типовой План, не внося в него изменений. Если в силу специфики финансово-хозяйственной деятельности компании необходимо открыть дополнительные субсчета, в том числе аналитического учета, нужно утвердить рабочий План счетов. Он будет считаться приложением к учетной политике. Недавно в План счетов бухучета были внесены изменения.  Суть их такова: прочие доходы и расходы не надо делить на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Поэтому отражать все затраты и поступления (в т. ч. и чрезвычайные), которые не относятся к основной деятельности, нужно на счете 91. А значит, организация может продолжить работать с применением субсчетов к счету 91. При этом субсчет "Чрезвычайные доходы и расходы" счета 99, если он был открыт, закрывают в обязательном порядке. Поскольку теперь чрезвычайные доходы и расходы, согласно Инструкции по применению Плана счетов, не отражают на счете 99. Их нужно перенести на счет 91, открыв при необходимости отдельный субсчет[13].

Нормативные документы по бухгалтерскому учету могут не учитывать специфики деятельности организации, не отвечать интересам пользователей бухгалтерской отчетности, не отражать в достаточной степени юридического или экономического содержания фактов хозяйственной жизни, затруднять анализ бухгалтерской отчетности и т.д.

В случаях, когда установленные правила учета не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, последняя может не применять соответствующие предписания, раскрывая факты таких «отступлений» и обосновывая их в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности[14].

В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода будет начислять на них амортизацию.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов составляют учетную политику организации.

Учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации в рамках стандартов учета, определенных нормативными актами законодательства по бухгалтерскому учету Российской Федерации.

 

 

1.3. Методика разработки и раскрытия учётной политики для бухучета

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов[15]:

1)              определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2)              выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3)              выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4)              идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

5)              отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6)              оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности каждый этап является строго необходимым; каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).

В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.

Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.

Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора.

Следующий этап состоит непосредственно в выборе  способов  ведения  учета для  данного  конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.

На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она  удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Учётная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учётной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем.

К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учётной политики. Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия. Различные составляющие учётной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжения руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на предприятии.

Способы ведения учета избранные предприятиями, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учётной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способов. Оформление учётной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учётной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учётной политике. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учётная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.

В связи с изменением учётной политики предприятие должно определить порядок регулирования суммовых разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая суммовая разница включена в издержки производства или будет отнесена на чистую прибыль, либо капитализирована. Так же, как и сама учётная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней. Имеется в виду необходимость издания соответствующего распорядительного документа и доведения его до сведения всех заинтересованных должностных лиц и других работников предприятия. Корректировка учётной политики с начала нового отчетного года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение отчетного года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском учете.

Принятая предприятием учётная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение-ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее. В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учётной политики, а лишь основные ее положения т.е. те положения учётной политики, которые существенно влияют на представление об имущественном и финансовом положения предприятия, его денежном обороте или результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут сделать полезные выводы по ней.

Основные положения учётной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: путем описания каждого из них либо путем указания отклонений от общих правил. В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учётной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет. Второй способ раскрытия учётной политики целесообразен для отчетности внутрироссийского пользования. При этом способе основные положения учётной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

Учётная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме, меньше установленного, раскрытию подлежат как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам. Раскрытие учётной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности предприятия в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Внутренний контроль учётной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией. Служба внутреннего аудита должна сосредоточиться главным образом на соответствии учётной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной учётной политики должна наблюдать за учетной политикой в интересах собственников предприятия, т.е. за тем, насколько принимаемые дирекцией предприятия решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль учётной политики, избранной предприятием, может быть осуществлен независимой аудиторской организацией, а также государственными контролирующими органами, обладающими соответствующими полномочиями.

Информация о работе Учетная политика предприятия