Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:11, курсовая работа
В последние три года (2000 - 2002) главным центром всеобщего внимания и обсуждения в связи с активным реформированием законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета стала учетная политика государства. Вступление в силу приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, утвердившего
• Введение 3
• Обзор литературы 5
• 1. Учетная политика: понятие, сущность, структура 10
o 1.1. Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 10
o 1.2. Понятие учетной политики, ее сущность, нормативная база и влияющие факторы 15
o 1.3. Порядок составления учетной политики и ее структура 21
• 2. Учетная политика организации на примере ЗАО «Новые окна в Уфе» 27
o 2.1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета 27
2.1.1. Учет основных средств 28
2.1.2. Порядок учета и финансирования ремонта производственных ОС 33
2.1.3. Учет нематериальных активов (НМА) 34
2.1.4. Учет материально - производственных запасов (МПЗ) 36
2.1.5. Учет и списание товаров 42
2.1.6. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 43
2.1.7. Учет кредитов и займов 45
2.1.8. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 47
2.1.9. Резерв по сомнительным долгам 48
2.1.10. Учет по договорам на капитальное строительство 49
2.1.11. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансового результата 50
2.1.12. Списание расходов будущих периодов 52
2.1.13. База распределения косвенных расходов между объектами калькулирования 53
2.1.14. Списание коммерческих расходов 55
2.1.15. Способ учета затрат по обычным видам деятельности 56
2.1.16. Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции 57
2.1.17. Порядок распределения и использования чистой прибыли 58
o 2.2. Учетная политика для целей налогового учета 63
2.2.1. Различные подходы к ведению налогового учета 66
2.2.2. Перечень амортизируемого имущества 68
2.2.3. Учет основных средств 69
2.2.4. Учет нематериально - производственных активов 71
2.2.5. Учет материально - производственных запасов 72
2.2.6. Учет и списание товаров 73
2.2.7. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 73
2.2.8. Учет кредитов и займов 74
2.2.9. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 75
2.2.10. Резерв по сомнительным долгам 76
2.2.11. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Учет управленческих расходов.76
2.2.12. Списание расходов будущих периодов 77
2.2.13. Списание коммерческих расходов 77
2.2.14. Учет выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг 78
2.2.15. Налог на прибыль и учет убытка 81
o 2.3.Оптимизация налогового планирования при составлении учетной политики предприятия 85
• Заключение 93
• Список использованной литературы
Учетная
политика организации является элементом
системы регулирования
Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). В соответствии с п.9 этого нормативного документа учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).
В части формирования, т.е. выбора и обоснования Положение «Учетная политика организации» распространяется на организации независимо от организационно - правовых форм.
Система внутренних регламентирующих б/у в организации шире, чем только приказ об учетной политике.
Во
- первых, эта система содержит собственно
учетную политику организации - документ,
являющийся связующим звеном, своего
рода мостом между внешним по отношению
к организации
Во
- вторых, данная система должна содержать
положения и инструкции по бухгалтерскому
учету для конкретной организации,
носящие в отношении нее
Название
этих документов, их содержание и статус,
принципы построения и взаимодействия
между собой, а также порядок
подготовки, утверждения и актуализации
руководство организации
Например, приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:
-
выбранные организацией
-
способы бухгалтерского учета,
описание которых определены
вышестоящими нормативными
-
способы бухгалтерского учета,
установленные нормативными
-
способы бухгалтерского учета,
вариантность которых
Т.е. поясняя приведенные выше положения необходимо отметить:
при
формировании учетной политики предприятия
по конкретному направлению (вопросу)
ведения и организации
«Изобретенный»
организацией способ бухгалтерского учета,
отсутствующий в системе
При
необходимости организация
Если
организация не может сформировать
достоверную информацию об объектах
бухгалтерского учета, используя установленные
нормативными документами по б/у
правила, она вправе не применять
данные правила, раскрыв данную информацию
в пояснении к бухгалтерской
отчетности. Согласно п.5 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском
учете»: «…в пояснительной записке
должно сообщаться о фактах неприменения
правил бухгалтерского учета в случаях,
когда не позволяют достоверно отразить
имущественное состояние и
Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики.
Таким
образом, учетная политика организации
является уникальным средством, с помощью
которого, во - первых, осуществляется
процесс реальной либерализации
системы бухгалтерского учета; во -
вторых, происходит совершенствование
нормативной системы по бухгалтерскому
учету и бухгалтерской
Те
же объективные трудности и
I
этап становления данной
Не
случайно в РФ сложилась фактическая
ситуация приоритета норм налогового
законодательства над нормами иных
отраслей права. Вместе с тем неясность
данных норм, отсутствие декларированных
принципов взаимодействия налогового
законодательства с иными отраслями
права (гражданским
Сказать, что ситуация в настоящее время сильно изменилась было бы неверно. Еще достаточно долго российские предприятия будут находиться в аналогичных экономических условиях, т.к. причины и факторы, их определяющие, носят объективный характер. Однако вместе с тем становятся более прозрачными механизмы разрешения противоречий действующего законодательства, что на взгляд автора, является важнейшей предпосылкой его цивилизованного совершенствования.
Так,
например, согласно ст. 11 НК РФ: «институты,
понятия и термины
Таким
образом, если организация, используя
инструменты учетной политики, сможет
обосновать применение того или иного
способа бухгалтерского учета, что
в свою очередь будет считаться
элементом системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета,
и будет выражаться в разработке
институтов, понятий и терминов,
то при отсутствии данного способа,
трактуемого специально для целей
налогообложения в НК РФ, будет
для целей налогообложения
Следовательно, учетная политика организации может стать в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.
1.2. Понятие учетной политики, ее сущность, нормативная база и влияющие факторы
Учетная
политика в узком смысле слова - установленный
финансовым законодательством набор
альтернатив по отражению в бухгалтерском
учете предприятия
-
перечень хозяйственных
-
возможные альтернативы
На предприятии учетная политика обычно фиксируется в виде внутреннего нормативного акта размером 12-15 страниц, фиксирующего выбранные предприятием альтернативы из перечня хозяйственных операций.
Учетная
политика в широком смысле - это
методология ведения
· управленческого планирования (учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях);
·
внешних пользователей
Для иностранных партнеров, как правило, предприятиями, ведущими внешнеэкономическую деятельность, дополнительно представляются формы «Отчет об изменениях финансового состояния» и «Отчет об инвестициях»; налогового планирования (оптимизация налогообложения на предприятии).
Спектр
хозяйственных операций, входящих в
учетную политику, в широком смысле
понимаемую как информационное обеспечение
системы управленческого и
Термин «учетная политика» впервые упомянут в ПБУ и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 20 марта 1992 года № 10 (п. 6 раздел II). До 1994 года нормативные акты не содержали сколько-нибудь исчерпывающего раскрытия содержания учетной политики.
В 1994 году было опубликовано разработанное в рамках Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики, ПБУ «Учетная политика предприятия» (утверждено приказом Минфина РФ от 24 июля 1994 года № 100), которое представляло собой первый национальный стандарт по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/94).
Данный нормативный акт является основополагающим в вопросах формирования и раскрытия учетной политики в отчетные периоды с 1995 по 1998 годы.
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в исполнении которой были приняты новые Положения по бухгалтерскому учету, внесшие существенные изменения и дополнения в содержание учетной политики.
С 1 января 1998 года было введено в действие ПБУ 6/97 «Учет ОС», утвержденное приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 года № 65н.
С 1 января 1999 года действуют:
·
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
· ПБУ 5/98 «Учет материально - производственных запасов», утвержденное приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 года № 25н;
· ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденное приказом Минфина от 15 ноября 1998 года № 56н;
· ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности», утвержденное приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 года № 57н.
С 1 января 2000 года вступили в силу:
· ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н;
· ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н;
· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года№ 43н;
· ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», утвержденное приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года № 5н;
· ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 января 2000 года № 11н;
С 1 января 2001 года вступили в силу:
· ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 92н;
· ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н.
· Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету «Учет ОС» (ПБУ 6/01). Пунктом 2 указанного приказа был признан утратившим силу Приказ Минфина РФ от 3 сентября 1997 года № 65н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет ОС» ПБУ 6/97.