Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В последние три года (2000 - 2002) главным центром всеобщего внимания и обсуждения в связи с активным реформированием законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета стала учетная политика государства. Вступление в силу приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, утвердившего

Содержание работы

• Введение 3
• Обзор литературы 5
• 1. Учетная политика: понятие, сущность, структура 10
o 1.1. Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 10
o 1.2. Понятие учетной политики, ее сущность, нормативная база и влияющие факторы 15
o 1.3. Порядок составления учетной политики и ее структура 21
• 2. Учетная политика организации на примере ЗАО «Новые окна в Уфе» 27
o 2.1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета 27
 2.1.1. Учет основных средств 28
 2.1.2. Порядок учета и финансирования ремонта производственных ОС 33
 2.1.3. Учет нематериальных активов (НМА) 34
 2.1.4. Учет материально - производственных запасов (МПЗ) 36
 2.1.5. Учет и списание товаров 42
 2.1.6. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 43
 2.1.7. Учет кредитов и займов 45
 2.1.8. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 47
 2.1.9. Резерв по сомнительным долгам 48
 2.1.10. Учет по договорам на капитальное строительство 49
 2.1.11. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансового результата 50
 2.1.12. Списание расходов будущих периодов 52
 2.1.13. База распределения косвенных расходов между объектами калькулирования 53
 2.1.14. Списание коммерческих расходов 55
 2.1.15. Способ учета затрат по обычным видам деятельности 56
 2.1.16. Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции 57
 2.1.17. Порядок распределения и использования чистой прибыли 58
o 2.2. Учетная политика для целей налогового учета 63
 2.2.1. Различные подходы к ведению налогового учета 66
 2.2.2. Перечень амортизируемого имущества 68
 2.2.3. Учет основных средств 69
 2.2.4. Учет нематериально - производственных активов 71
 2.2.5. Учет материально - производственных запасов 72
 2.2.6. Учет и списание товаров 73
 2.2.7. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 73
 2.2.8. Учет кредитов и займов 74
 2.2.9. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 75
 2.2.10. Резерв по сомнительным долгам 76
 2.2.11. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Учет управленческих расходов.76
 2.2.12. Списание расходов будущих периодов 77
 2.2.13. Списание коммерческих расходов 77
 2.2.14. Учет выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг 78
 2.2.15. Налог на прибыль и учет убытка 81
o 2.3.Оптимизация налогового планирования при составлении учетной политики предприятия 85
• Заключение 93
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 93.14 Кб (Скачать файл)

Дебет 63 Кредит 62, 76 и т.д.

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

В учетной  политике ЗАО «Новые окна в Уфе» создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.

2.1.10. Учет по договорам на  капитальное строительство

О том, как учитывать работы по договору строительного подряда, сказано  в ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденном приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 года № 167.

Организации, которые ведут строительство  по договорам подряда, могут определять свои доходы двумя способами: по мере сдачи заказчику каждого этапа  работ или же после сдачи готового объекта.

Организация может определять свой финансовый результат  после выполнения отдельных этапов строительства по договору строительного  подряда только в том случае, если соблюдаются следующие условия:

- этапы строительных  работ четко обозначены в договоре;

- объект, построенный  на одном этапе, может использоваться, даже если другие этапы еще  не закончены;

- организация  может установить цену на выполненные  работы и определять их себестоимость.

Итак, работы сдаются заказчику поэтапно. В  этом случае, пока не сдан весь объект, договорную стоимость этапов работ, принятых заказчиком, подрядчик учитывает  на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным  работам». А после завершения строительства  стоимость отдельных этапов списывается  в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Т.к. ЗАО  «Новые окна в Уфе» не осуществляет работы по договору строительного подряда, то в учетной политике предприятия  не предусмотрен пункт по данному  вопросу.

2.1.11. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости  продукции и формирование финансового  результата

Действующими нормативными документами  в настоящее время предусмотрено  в учете затрат и результатов  для отечественных предприятий  по крайней мере два варианта в  зависимости от классификации затрат на производство продукции, работ, услуг.

1 вариант - это так называемый калькуляционный вариант, при котором в течении отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26 и др.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода с подразделением на прямые , относимые в дебет счетов 20 и 23, т.е. непосредственно связанные с производством данного вида продукции, выполнением работы или оказанием услуги, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно - распределительных счетов 25 и 26, не связанные непосредственно с конкретным продуктом (работой, услугой), а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им. Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце отчетного периода в дебет счетов 20 или 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально той или иной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая производственная себестоимость готовой продукции.

Второй вариант предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные, обусловленные протеканием производственного процесса, и периодические, более связанные с длительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 или 23, косвенные производственные затраты - по дебету счета 25 с кредита счетов производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг помимо прямых производственных затрат включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течении отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25. Периодические затраты, собираемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции.

В учетной  политике ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год предусматривается калькуляционный  вариант (первый) учета затрат на производство, калькулирование себестоимости  продукции и формирование финансового  результата:

Общепроизводственные  расходы (25 счет) и общехозяйственные  расходы (26 счет) списываются основное производство (дебет 20 счета) по производственным видам деятельности и в дебет 44 счета (Коммерческие расходы) по торговой деятельности пропорционально объему выполненных работ согласно Расчету  по распределению затрат по видам  деятельности. Сводные затраты по видам деятельности после распределения  списываются с кредита затратных  счетов (20, 25, 26, 44) на реализацию по видам  деятельности в дебет счета 90 «Продажи»  по соответствующим видам деятельности. Сводные затраты списываются  с кредита 90 в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

2.1.12. Списание расходов будущих  периодов

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся  к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной  статьей как расходы будущих  периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

В соответствии с новым Планом счетов такого рода затраты отражаются в  бухгалтерском учете по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».

Аналитический учет по счету 97 должен вестись по видам расходов.

Учтенные  на счете 97 затраты списываются в  дебет счетов 20, 23, 25 44 и т.д.

При установлении сроков списания расходов будущих периодов на те или иные источники необходимо обосновать возможность отнесения  расходов к соответствующим отчетным периодам.

При использовании  счета 97 следует обратить внимание на то, что он жестко не увязывается  только с себестоимостью, а может  закрываться и на другие источники  финансирования.

При неравномерном  осуществлении ремонтных работ  и отсутствии резерва на эти цели в бухгалтерском учете даются следующие проводки:

- на отражение  расходов на проведение ремонтных  работ дается проводка:

Дебет 97 Кредит 10, 69, 70 и др.

- на равномерное  списание затрат на проведение  ремонтных работ дается проводка: Дебет 20, 23, 25 и др. Кредит 97.

В случае, когда  отпуск работника приходится на текущий  и следующий месяцы, в бухгалтерском  учете даются проводки:

1. на начисление  оплаты за период отпуска и  платежи по социальному страхованию  и обеспечению даются проводки:

Дебет 97 Кредит 70

Дебет 97 Кредит 69

2. на списание  затрат на оплату отпуска:

Дебет 20, 23, 25 и др. Кредит 97

На отражение  суммы арендной платы, произведенной  за предстоящий отчетный период, или  стоимость услуг по рекламе в  периодических изданиях и др. последующих  периодов времени дается проводка:

Дебет 97 Кредит 76

На списание по мере поступления части арендной платы или стоимости услуг  по рекламе, приходящейся на последующие  отчетные периоды, дается проводка: Дебет 20, 23, 25 и др. Кредит 97

В учетной  политике на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе» расходы, произведенные в  отчетном периоде, не относящиеся к  следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности на счете 97 «Расходы будущих  периодов» по подразделениям и списываются  в дебет затратных счетов (20, 25, 26, 44) согласно видов деятельности в  течение срока, к которому они  относятся.

2.1.13. База распределения косвенных  расходов между объектами калькулирования

Необходимость решения вопроса  о выборе базы для распределения  косвенных расходов между объектами  калькулирования полной себестоимости, но при учете неполной (ограниченной) себестоимости в части распределения  косвенных производственных расходов, учитываемых на счете 25 «Общепроизводственные  расходы», в том случае, если они  имеют место.

Базы распределения (одна или несколько) могут быть выбраны  в соответствии с положениями  отдельных нормативных актов  и методических указаний по бухгалтерскому учету (например, отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету  и калькулированию себестоимости  продукции, работ, услуг). Базами распределения  могут быть:

· прямые затраты (стоимость основных материалов);

· оплата труда  производственного персонала;

· нормо - часы работы оборудования;

· плановый или фактический объем выпуска  продукции (в стоимостном или  натуральном измерении);

· выручка  от реализации (продаж) продукции, работ, услуг.

Предприятия, относящиеся к традиционным видам  деятельности (отраслям), для обоснования  данного пункта учетной политики могут пользоваться старыми отраслевыми  инструкциями по планированию, учету  затрат на производство и калькулированию  себестоимости продукции, впредь до разработки новых инструкций с аналогичным  названием, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 и изменениями и дополнениями к нему от 1 июля 1995 года № 601, а также  п. 10 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Малым предприятиям целесообразно выбрать экономически обоснованную базу для распределения  накладных расходов: прямая з/п, прямые материалы, сумма прямых затрат и  т.д.

Также непростая  задача по выбору объекта калькулирования  и обоснованию базы для распределения  накладных расходов стоит перед  предприятиями, занимающимися нетрадиционными  видами деятельности (операторы сотовой  связи, телерадиовещательные предприятия, рекламные и дизайнерские услуги и др.). Этим предприятиям рекомендуется  руководствоваться экономическими принципами формирования себестоимости  и экономическим содержанием  осуществляемых операций.

К выбору базы распределения накладных расходов следует подходить очень ответственно еще и потому, что фактическая  полная себестоимость готовой продукции (работ, услуг) напрямую зависит от выбора базы для распределения тем больше, чем значительнее удельный вес косвенно распределяемых текущих издержек в  сумме затрат отчетного периода. А фактическая себестоимость  продукции (работ, услуг) является необходимой  информацией для контроля за ценами ее реализации и осуществления политики ценообразования.

В учетной  политике ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год предусматривается распределение  косвенных расходов между объектами  калькулирования. В качестве базы распределения  выступает выручка от реализации продукции, и работ.

2.1.14. Списание коммерческих расходов

Порядок списания коммерческих расходов определен в настоящее время  в ПБУ 10/99 «Расходы организации», в  Методических рекомендациях о порядке  формирования показателей бухгалтерской  отчетности и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета  финансово - хозяйственной деятельности предприятий.

Начиная с 2000 года организациям предоставляется  право признавать в себестоимости  проданных продукции, работ, услуг  коммерческие расходы полностью  в отчетном году их признания в  качестве расходов по обычным видам  деятельности.

В Методических рекомендациях о  порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации (утвержденных приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 года № 60н) корректируется, что если организация не признает учтенные коммерческие расходы в  себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде, то не списанными в установленном  порядке могут быть расходы на упаковку и транспортировку, которые  отражаются по статье «Затраты в незавершенном  производстве (издержках обращения)»  группы статей «Затраты».

В соответствии с новым Планом счетов для обобщения информации о затратах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг (как для  организаций, осуществляющих производственную деятельность, так и для торговых организаций) предназначен счет 44 «Расходы на продажу».

По дебету счета 44 накапливаются  суммы произведенных организацией затрат, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Эти суммы  списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».

При частичном  списании подлежат распределению:

- в организациях, осуществляющих промышленную или  иную производственную деятельность - расходы на упаковку и транспортировку  (между отдельными видами отгруженной  продукции ежемесячно, исходя из  веса, объема, производственной себестоимости  или другим соответствующим показателям);

- в организациях, осуществляющих торговлю или  иную посредническую деятельность - расходы на транспортировку  (между проданным товаром и  остатком товара на конец каждого  месяца);

Все остальные  расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся  на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

В учетной  политике на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе» предусмотрено частичное  списание коммерческих расходов.

2.1.15. Способ учета затрат по  обычным видам деятельности

В краткой преамбуле к разделу III Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н, говорится: «Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется на счетах 20 - 29, либо на счетах 20 - 39. В последнем случае счета 20 - 29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30 - 39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов. Состав и методика использования счетов 20 - 39 при таком варианте учета устанавливается организацией исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления на основе соответствующих рекомендаций Минфина РФ»

Таким образом, информация о затратах по обычным  видам деятельности может формироваться  с применением:

- счетов 20 - 29;

- счетов 20 - 39.

Данный вариант  учета затрат с параллельной системой счетов (финансовая и управленческая бухгалтерия) можно использовать и  до появления соответствующих рекомендаций Минфина. Однако бухгалтерам и финансовым работникам организаций следует  взвешенно подходить к решению  вопроса о применении данного  подхода к учету затрат. Если организация  приняла такое решение, то выбранный  вариант необходимо закрепить в  сформированной учетной политике организации.

Информация о работе Учетная политика