Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В последние три года (2000 - 2002) главным центром всеобщего внимания и обсуждения в связи с активным реформированием законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета стала учетная политика государства. Вступление в силу приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, утвердившего

Содержание работы

• Введение 3
• Обзор литературы 5
• 1. Учетная политика: понятие, сущность, структура 10
o 1.1. Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 10
o 1.2. Понятие учетной политики, ее сущность, нормативная база и влияющие факторы 15
o 1.3. Порядок составления учетной политики и ее структура 21
• 2. Учетная политика организации на примере ЗАО «Новые окна в Уфе» 27
o 2.1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета 27
 2.1.1. Учет основных средств 28
 2.1.2. Порядок учета и финансирования ремонта производственных ОС 33
 2.1.3. Учет нематериальных активов (НМА) 34
 2.1.4. Учет материально - производственных запасов (МПЗ) 36
 2.1.5. Учет и списание товаров 42
 2.1.6. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 43
 2.1.7. Учет кредитов и займов 45
 2.1.8. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 47
 2.1.9. Резерв по сомнительным долгам 48
 2.1.10. Учет по договорам на капитальное строительство 49
 2.1.11. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансового результата 50
 2.1.12. Списание расходов будущих периодов 52
 2.1.13. База распределения косвенных расходов между объектами калькулирования 53
 2.1.14. Списание коммерческих расходов 55
 2.1.15. Способ учета затрат по обычным видам деятельности 56
 2.1.16. Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции 57
 2.1.17. Порядок распределения и использования чистой прибыли 58
o 2.2. Учетная политика для целей налогового учета 63
 2.2.1. Различные подходы к ведению налогового учета 66
 2.2.2. Перечень амортизируемого имущества 68
 2.2.3. Учет основных средств 69
 2.2.4. Учет нематериально - производственных активов 71
 2.2.5. Учет материально - производственных запасов 72
 2.2.6. Учет и списание товаров 73
 2.2.7. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 73
 2.2.8. Учет кредитов и займов 74
 2.2.9. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 75
 2.2.10. Резерв по сомнительным долгам 76
 2.2.11. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Учет управленческих расходов.76
 2.2.12. Списание расходов будущих периодов 77
 2.2.13. Списание коммерческих расходов 77
 2.2.14. Учет выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг 78
 2.2.15. Налог на прибыль и учет убытка 81
o 2.3.Оптимизация налогового планирования при составлении учетной политики предприятия 85
• Заключение 93
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 93.14 Кб (Скачать файл)

· Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» (ПБУ 5/01), которое введено  в действие, начиная с бухгалтерской  отчетности 2002 года, утратило силу ПБУ 5/98.

· Приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 года № 60н утверждено Положение  по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), которое введено в действие с 1 января 2002 года.

· В связи с утверждением приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года нового Положения по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) утратил свою силу приказ Минфина  РФ от 28 июля 1994 года №100н, соответственно, ПБУ 1/94. Сохранив много общего с прежним  нормативным документом, ПБУ 1/98 имеет  и принципиально важные отличия  и на сегодняшний день является основополагающим в вопросах формирования и раскрытия содержания учетной политики организации (оно введено в действие с 1 января 1999 года).

Положение содержит следующие разделы:

- Общие положения;

- Формирование учетной политики;

- Раскрытие учетной политики;

- Изменение учетной политики.

Помимо  вышеперечисленных, нормативными документами, в которых в настоящее время  также рассматриваются вопросы  учетной политики и которыми следует  также руководствоваться в решении  вопросов ее выбора и обоснования  являются:

1. Ст.6 «Организация бухгалтерского  учета в организациях» Федерального  закона от 23 февраля 1996 года №  129-ФЗ «О бухгалтерском учете», введенного в действие с 28 ноября 1996 года (в ред. ФЗ от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ).

2. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ  2/94), утвержденного приказом Минфина  РФ от 20 декабря 1994 года.

3. План счетов бухгалтерского учета  финансово - хозяйственной деятельности  организаций и инструкция по  его применению, утвержденные приказом  Минфина РФ от 31 декабря 2000 года  № 94н (заменивший План счетов  и инструкцию по его применению, утвержденные приказом Министерства  Финансов СССР от 1 ноября 1991 года  № 56).

4. Указания об объеме форм бухгалтерской  отчетности и Указания о порядке  составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина  РФ от 13 января 2000 года № 4н.

5. Методические рекомендации о  порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации,  утвержденные приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 года № 60н.

6. Положение о составе затрат  по производству и реализации  продукции (работ, услуг), включаемых  в себестоимость продукции (работ,  услуг), и о порядке формирования  финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли,  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 5 августа 1992 года № 552 (в редакции постановления Правительства  РФЫ от 31 мая 2000 № 420).

В отношении Положения о составе  затрат, заметим, что оно долгое время  носило характер как бухгалтерского, так и налогового нормативного документа, поэтому использовалось в т.ч. и  для обоснования тех или иных элементов учетной политики.

С 2000 года ситуация несколько изменилась:

- введено в действие ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

- отменена Инструкция по заполнению  форм годовой бухгалтерской отчетности (Приложение 2 к приказу Минфина  РФ от 12 декабря 1996 года № 97), в которой имела место ссылка  на Положение о составе затрат.

С точки зрения содержания вопроса  о составе затрат и их видов, введенное  в действие ПБУ 10/99 дает определение  различных видов расходов, признаваемых в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности, в т.ч. расходов по обычным  видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных. Таким образом, появляется новый  документ по бухгалтерскому учету, зарегистрированный в Минюсте РФ, квалифицирующий  различные расходы организации.

Следовательно можно сделать вывод о том, что в содержательном аспекте  ПБУ 10/99 полностью заменяет Положение  о составе затрат.

С юридической точки зрения необходимо напомнить, что согласно ст.3 Закона РФ «О бухгалтерском учете»: «Законодательство  РФ о бухгалтерском учете состоит  из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ».

Положение о составе затрат представляет собой  постановление Правительства РФ, что по формальному признаку может  относить его к системе законодательства по бухгалтерскому учету.

Таким образом, Положение о составе  затрат может быть исключено из бухгалтерского законодательства либо в случае прямой отмены документа, либо изменения приведенной  выше нормы ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи со вступлением в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Положение о составе затрат с 2002 года перестает входить в систему  законодательства по налогообложению.

1.3. Порядок составления учетной  политики и ее структура

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется  учет. ПБУ 1/98 в части формирования учетной политики распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.

При формировании учетной политики организации, ее выборе и обосновании по конкретному  направлению ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной  политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих  положений по бухгалтерскому учету.

Пунктом 5 ПБУ 1/98 право формирования учетной  политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная  политика, а также вносимые в нее  изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением  и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно -распорядительного  документа.

При формировании учетной политики необходимо учитывать, что способы ведения  бухгалтерского учета, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными  подразделениями организации (включая  выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вся совокупность решаемых методом учетной  политики вопросов делится на методические и организационно-технические.

Методические  аспекты - это те аспекты учетной  политики, которые влияют на порядок  формирования финансовых результатов  деятельности организации, на оценку ее финансового состояния.

Организационно - технические аспекты - приемы и  методы организации технологического процесса работы бухгалтерско - финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед  информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических  решений.

В новом Положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании политики:

· Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства  организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций; это допущение закреплено также в ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете».

· Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет  продолжать свою деятельность в обозримом  будущем и у нее отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства  будут погашаться в установленном  порядке. «Если такое намерение  или необходимость существует, то финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и применяемая  основа должна раскрываться» (параграф 23 Принципов международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В случае ожидания прекращения деятельности предприятия, стоимость его активов, как правило, оказывается значительно  ниже, чем в случае нормального  его функционирования. Поэтому если у бухгалтера есть основания предполагать, что предприятие прекратит свое существование, он должен изменить учетные  процедуры. В случае банкротства  бухгалтер должен составить отчетность, исходя из предположения, что все  активы будут проданы по ликвидационной стоимости.

· Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная  предприятием учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного  года к другому.

· Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной  деятельности организации относятся  к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

1. Полноту отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности (требование полноты);

2. Своевременное отражение фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности  введено ПБУ 1/98);

3. Большую готовность к бухгалтерскому  учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов,  не допуская создания скрытых  резервов (требование осмотрительности);

4. Отражение в бухгалтерском учете  фактов хозяйственной деятельности  исходя не столько из их  правовой формы, сколько из  экономического содержания фактов  и условий хозяйствования (требование  приоритета содержания перед  формой);

5. Торжество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской  отчетности данным синтетического  и аналитического учета на  последующий календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости);

6. Рациональное ведение бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации  (требование рациональности).

В части раскрытия учетной политики ПБУ 1/98 распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным  документам либо по собственной инициативе.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О бухгалтерском  учете» организации обязаны публиковать  годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Организация должна раскрывать избранные при  формировании учетной политики способы  ведения бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной  записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности предприятия за отчетный год.

Перечень  случаев, когда возможно изменение  учетной политики:

- изменение законодательства РФ  или нормативных актов по бухгалтерскому  учету;

- разработка организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета. Применение нового способа  ведения бухгалтерского учета  предполагает более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  организации или меньшую трудоемкость  учетного процесса без снижения  степени достоверности информации;

- существенное изменение условий  деятельности. Оно может быть  связано с реорганизацией, сменой  собственников, изменением видов  деятельности и т.д.

Как видно, перечень возможных вариантов  изменений условий деятельности, предусмотренных ПБУ 1/98, не является закрытым. Изменение учетной политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией, оно должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года (с  начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Изменения учетной политики на год, следующий  за отчетным, объявляются в пояснительной  записке в бухгалтерской отчетности организации.

Структура учетной политики

Учетную политику условно можно разделить  на три раздела:

I. Организационно - технический раздел. В нем нужно предусмотреть:

1. рабочий план счетов бухгалтерского  учета. В нем должны быть  как синтетические, так и аналитические  счета, на которых ведется учет. Надо отметить, что для учетной  политики 2002 года это особенно  актуально, ведь с этого года  все предприятия должны перейти  на новый План счетов (Новый  План счетов бухгалтерского учета  утвержден приказом Минфина России  от 31 октября 2000 года №94н).

2. формы первичных учетных документов  для хозяйственных операций, по  которым не утверждены типовые  бланки. В этих документах обязательно  должны быть предусмотрены реквизиты,  которые перечислены в ст. 9 ФЗ  от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О  бухгалтерском учете»;

3. формы регистров налогового учета.  В этих формах необходимо указывать  реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;

4. правила документооборота. Устанавливая  эти правила, следует руководствоваться  Положением о документах и  документообороте в бухгалтерском  учете (утвержденным Минфином  СССР от 29 июля 1983 года № 105);

5. порядок контроля за хозяйственными  операциями.

II. Учетная политика для целей  бухгалтерского учета. В нем  нужно установить:

Информация о работе Учетная политика