Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является - изучение теоретических аспектов организации учетно-операционной работы в коммерческих банках.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
·изучить понятия, задачи и принципы бухгалтерского учета в коммерческом банке;
·изучить содержание и организацию учетно-операционной работы в коммерческом банке;
учет документальный операция банковская
Введение
Глава 1. Основы организации учетно-операционной работы в банках
1.1 Организация документооборота в банках
1.2 План счетов ведения бухгалтерского учета в банках
Глава 2. Учетно-операционная работа в банках
2.1 Характеристика учетно-операционной работы и принципы ее организации
2.2 Синтетический и аналитический учет в банках
2.3 Совершенствование техники и технологии учетно-операционной работы в банках
Заключение
Список использованной литературы
.Оценка активов и
Соблюдение вышеизложенных принципов должно обеспечивать:
·быстрое и четкое обслуживание клиентов;
·своевременное и точное
отражение банковских операций в
бухгалтерском учете и
·предупреждение возможности возникновения недостач, неправомерного расходования денежных средств, материальных ценностей;
·сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
·надлежащее оформление документов, исходящих из кредитных организаций, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.
1.2 План счетов ведения бухгалтерского учета в банках
План счетов предназначен
для правильного ведения
План счетов - это приложение к положению Нац. Банка "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Кыргызской Республики".
План счетов это нормативный документ, без которого работа в банке не может осуществляться. Без этого документа, как и без уставного капитала или учетной политики кредитная организация не может существовать.
В плане счетов огромное количество счетов предназначенных для учета материальных ценностей своих клиентов и для проведения операций с их счетами.
В Плане свыше 1000 синтетических счетов. Также в плане счетов есть счета для учета драгоценных металлов, ценных бумаг, основных средств, амортизации, кредитов, депозитов и т.д.
Счета в бухгалтерском учете определены только активные или только пассивные.
Каждый раздел в свою очередь делится по группам счетов в зависимости от экономического содержания. В целях адекватного отражения ликвидности баланса кредитных организаций введена единая временная структура активных и пассивных операций: до востребования; сроком до 30 дней; сроком от 31 до 90 дней; сроком от 91 до 180 дней; сроком от 181 дня до 1 года; сроком свыше 1 года до 3 лет; сроком свыше 3 лет.
По межбанковским кредитам и ряду депозитных операций дополнительно предусмотрены сроки на один день и до 7 дней.
Для разделения счетов по типам клиентов в плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении различных операций, основанной на выделении:
·резиденства - резидент и нерезидент по типам счетов (Т, И, С);
·формы собственности:
·средства бюджета, бюджетов КР и местных бюджетов и средства предприятий, находящихся в государственной и негосударственной собственности, в том числе финансовые, коммерческие и некоммерческие организации;
·вида деятельности.
Счета в иностранной валюте открываются на всех счетах, где могут, в установленном порядке, учитываться операции в иностранной валюте. Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в сомах.
В разделе Операции с ценными бумагами выделены группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в акции, учтенные/переучтенные векселя, выпущенные кредитными организациями ценные бумаги. Расчеты по операциям с ценными бумагами, в том числе на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), сосредоточены в одной группе счетов.
В Плане счетов бухгалтерского учета определены счета внутри банковских операций кредитных организаций.
Для полноты учета и
анализа результатов
Часть Б. Счета доверительного управления
Данные счета обособлены
с целью обеспечения
Доверительные (трастовые) операции представляют собой операции по управлению имуществом, денежными средствами, ценными бумагами и т.п., принадлежащими клиенту, но от имени банка.
Часть В. Вне балансовые счета
Счета главы В и остальных глав начинаются с цифры 9.
Счета главы В применяются для отражения сделок, ценностей |и документов, не влияющих на актив и пассив баланса банка по балансовым счетам, а также - бланков строгой отчетности, бланков акций, других документов и ценностей.
Вне балансовые счета (так же, как и балансовые) подразделяются на 7 разделов, на счета первого и второго порядка.
По экономическому содержанию
разделены на активные и пассивные,
учитываются также методом
Двойная запись может также использоваться при переводе денег с одного активного вне балансового счета на другой активный счет или с одного пассивного - на другой пассивный счет.
Часть Г. Срочные операции
На этих счетах учитывают
куплю-продажу различных
В день наступления срока расчетов учет сделки на счетах этого раздела прекращается с одновременным отражением на балансовых счетах.
В учете в зависимости от срока исполнения сделки делят на срочные и наличные.
Под срочной сделкой понимают сделку купли-продажи финансовых активов, оформленную договором на срок с указанием конкретной даты расчетов, отстоящей от даты заключения сделки.
Наличными сделками считаются такие, расчеты по которым предстоит произвести не позднее двух банковских дней с даты заключения сделок без конкретно установленного дня расчетов.
В числе срочных сделок учет купли-продажи ценных бумаг по обратной части операций РЕПО ведут на отдельно выделенных для этих целей вне балансовых счетах первого порядка раздела "Г".
Сделка РЕПО - это срочная
сделка по продаже ценных бумаг с
обязательством последующего выкупа через
определенный срок по заранее обусловленной
цене. Применяется для улучшения
показателей ликвидности
Возникающие при заключении сделок обязательства отражают на пассивных счетах, требования - на активных.
Обособленно учитывают нереализованные положительные и отрицательные курсовые разницы. На счетах второго порядка отражают такие разницы по переоценке иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг.
В конце операционного
дня при возникновении
Часть Д. Счета ДЕПО
На счетах депо отражаются депозитарные операции с эмиссионными ценными бумагами акциями, облигациями, государственными облигациями, а также с иными видами ценных бумаг, являющимися эмиссионными в соответствии с действующим законодательством, переданными кредитной организации ее клиентами для хранения и (или) учета, для осуществления доверительного управления, для осуществления брокерских и иных операций, а также с ценными бумагами, принадлежащими кредитной организации на праве собственности или ином вещном праве.
В Плане счетов бухгалтерского
учета предусмотрены счета
Счета по учету доходов и расходов закрываются в установленные сроки, в последний рабочий день путем перечисления сумм на счета Прибыль отчетного года или Убытки отчетного года. Периодичность распределения прибыли кредитные организации определяют сами.
1.3 Организация внутри банковского контроля
С целью рациональной организации учетно-операционной работы в учреждениях банка составляется график документооборота по банковским операциям и график обслуживания клиентов.
Документооборот по банковским операциям - последовательное перемещение расчетно-денежных документов по инстанциям их оформления, проверки и обработки от клиентов к банку и наоборот, в пределах учреждения банка, разными учреждениями банка с начала выполнения операции до ее завершения и сдачи документа в архив.
В каждом банке разрабатывается график документооборота, в котором указывается время прохождения документов на всех этапах обработки информации структурными подразделениями банка.
Документооборот состоит из следующих основных этапов:
) проверка правильности
оформления и содержания
) проверка или оформление
бухгалтерской проводки в
) передача документов
для автоматизированной
) использование документов
для проверки правильности
) группировка документов и их переплета в папки для сдачи в текущий архив.
В учреждениях банка, имеющих на обслуживании большое количество клиентов, для улучшения качества обслуживания каждому клиенту определяется временной интервал, в пределах которого он лично может передать денежно-расчетные документы ответственному исполнителю и получить необходимые консультации. Графики документооборота и обслуживания клиентов утверждаются руководителем банка.
Правила и сроки хранения
электронных платежных
В целях бухгалтерского учета
банк вправе формировать общую справку
исполненных электронных
Руководители банка обязаны
проверять своевременность
Важным элементом организации учетно-операционной работы является применение внутрибанковского контроля.
Внутрибанковский контроль
- это совокупность средств и способов,
с помощью которых
По своему содержанию и времени проведения внутрибанковский контроль делится на текущий и следующий:
Текущий контроль - это контроль, осуществляемый на этапе оформления и проверки документов.
Текущий контроль является сплошным, то есть он проводится при выполнении ответственным исполнителем всех без исключения операций. Он предусматривает применение визуальных, логических, арифметических и других приемов контроля и должен предотвратить ошибки при осуществлении операций.
Дополнительному контролю подлежат отдельные операции, при выполнении которых существует вероятность возникновения ошибки и махинаций:
·выдача чековых книжек; гарантированных платежных поручений;
·взыскания с клиентов штрафов;
·операции по доходам и расходам банка;
·вкладные операции;
·операции по суммам до выяснения и некоторые другие.
Дополнительный контроль осуществляет штатный контролирующий работник или главный бухгалтер (его заместитель), что подтверждается его подписью на соответствующих документах. Например, главный бухгалтер (его заместитель) подписывает ордера на закрытие текущих и бюджетных счетов; ордера исправления допущенных ошибок в бухгалтерском учете; контролирует операции по формированию и использования уставного и других фондов банка; валютные операции и некоторые другие.
Круг операций, подлежащих дополнительному контролю, определяется в соответствии с нормативными документами НБУ и внутренних инструкций коммерческого банка.
Основной задачей последующего контроля является выявление недостатков текущего контроля и выяснения причин их возникновения. По результатам проверок, полученных в ходе последующего контроля, разрабатываются конкретные мероприятия по улучшению и недопущения в дальнейшем выявленных недостатков, повышения профессионального уровня бухгалтерских работников.
Следующий контроль осуществляется в виде тематических проверок и ревизий, может быть выборочным и сплошным.