Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является - изучение теоретических аспектов организации учетно-операционной работы в коммерческих банках.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
·изучить понятия, задачи и принципы бухгалтерского учета в коммерческом банке;
·изучить содержание и организацию учетно-операционной работы в коммерческом банке;
учет документальный операция банковская
Введение
Глава 1. Основы организации учетно-операционной работы в банках
1.1 Организация документооборота в банках
1.2 План счетов ведения бухгалтерского учета в банках
Глава 2. Учетно-операционная работа в банках
2.1 Характеристика учетно-операционной работы и принципы ее организации
2.2 Синтетический и аналитический учет в банках
2.3 Совершенствование техники и технологии учетно-операционной работы в банках
Заключение
Список использованной литературы
Организация учетно-операционной
работы во многом зависит от установленного
в банке документооборота, т.е. порядка
прохождения документов по всем стадиям
их обработки с момента
Требования главного бухгалтера относительно документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех сотрудников банка. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы, финансовые обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Право подписания расчетно-кассовых документов оформляется распоряжением руководителя банка. Образцы подписей передаются в кассу операционным и контролирующим работникам и прочим службам, где используются документы. Право первой подписи на указанных документах имеют обычно руководители и главные бухгалтеры банков, их заместители и начальники учетно-операционных отделов.
Учетно-операционный аппарат
состоит, как правило, из ответственных
исполнителей, а в необходимых
случаях - из операционных бригад. Ответственными
исполнителями назначаются
Операционные группы создаются в крупных банках; это позволяет повысить производительность труда, ускорить документооборот, усилить внутренний контроль и обеспечить взаимозаменяемость работников. Общее руководство в группе возлагается на более опытного работника, который организует работу и контролирует своевременность оформления операций. Руководитель группы несет ответственность за работу всей группы.
Распределение счетов и обязанностей между ответственными исполнителями и операционными бригадами - прерогатива главного бухгалтера.
Ответственные исполнители
ведут расчетное и кассовое обслуживание
клиентов, имеют право оформлять
и подписывать расчетные
Обязанности операциониста следующие: прием от клиентов (их представителей) расчетно-денежных документов; оформление приходных кассовых операций; прием чеков, выдача клиенту контрольной марки принятого чека, проверка в установленном порядке личности получателя денег; разъяснение правил оформления расчетно-денежных документов, а также других вопросов; выдача под расписку платежных поручений, акцептованных банком, документов по аккредитивам, а также выписок из лицевых счетов, приложений к ним и других документов клиентам.
В обязанности оператора
подразделения автоматизации
В этом подразделении составляется отчетность банка, поэтому оператор должен также выполнять распечатку лицевых счетов и проверочных ведомостей остатков средств на лицевых счетов по состоянию на первое число месяца, составлять ежедневный баланс остатков средств на счетах, составлять сводные ордера и ведомости, заполнять ведомости отчетности.
Контролер руководит работой операционной группы (бригады), а именно: проверяет правильность надписей на чеках и расходных ордерах; подписывает документы и выписки из лицевых счетов (контрольная подпись); ведет кассовые расходные журналы, сверяет их итоги с кассой; проверяет правильность сверки данных аналитического и синтетического учета; проверяет отчетность бригады.
Важное место в каждодневной деятельности банка отводится внутреннему контролю, который подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления баланса).
Предварительный контроль ведется
посредством контрольных
Контрольные подписи ответственных исполнителей ставятся на расчетно-кассовых документах, при списании средств со счетов клиентов, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, на документах по операциям без акцепта и документах кредитного отдела, по операциям на счетах для учета вкладов граждан. Перечень операций банков, подлежащих дополнительному контролю, указан в Правилах учета.
Обязательной частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль. Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически проводить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. В ходе таких проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения учета и приниматься меры к устранению недостатков.
В штат учетно-операционного
аппарата обычно входят работники, задача
которых - последующий контроль сделанных
бухгалтерских проводок, включая
кассовые. Так, все бухгалтерские
операции, проведенные в предыдущий
день, должны быть проверены в течение
следующего рабочего дня на основании
первичных документов, записей в
лицевых счетах и других регистрах
бухгалтерского учета. Проверяется
наличие подписи
Результаты последующих
проверок оформляются справками. Руководящие
работники банка обязаны в
пятидневный срок после получения
такой справки лично
Банки обязаны хранить свою бухгалтерскую документацию (первичные учетные документы, регистры учета и отчетность) в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка.
2.3 Совершенствование техники
и технологии учетно-
Для того чтобы система внутреннего контроля стала эффективной, нужно её постоянно совершенствовать. Пути совершенствования можно выделить следующие: периодически пересматривать документы, устанавливающие стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля, утвержденную стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков, создавать необходимую инфраструктура, позволяющую обеспечить эффективность контроля, создавать эффективные и безопасные каналы доведения информации, проводить независимый мониторинг эффективности системы внутреннего контроля.. Утверждать и периодически пересматривать владельцами (Советом директоров) документы, устанавливающие стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля:
Øустанавливать основные виды деятельности организации;
Øидентифицировать основные неотъемлемые риски, связанные с основными видами деятельности;
Øустанавливать приемлемые уровни риска, который может (должен) принимать на себя кредитная организация и её подразделения для достижения поставленных целей;
Øопределять основные методы контроля и структуру контроля, не позволяющие превысить установленные уровни риска.
II. Утвержденную стратегию
и политику внедрять
üпроводить идентификацию, оценку и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение кредитной организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками);
üутверждать организационную структуру и распределение полномочий;
üразрабатывать необходимые процедуры и процессы, направленные на выявление, отслеживание изменений и контроля за рисками;
üпланировать и контролировать деятельность по мониторингу эффективности системы внутреннего контроля;
üсоздавать контрольную среду, которая выражает и демонстрирует персоналу всех уровней важность внутреннего контроля и соблюдения этических норм.
III. Создавать необходимую инфраструктуру, позволяющую обеспечить эффективность контролей:
Øпроцедуры контроля реализовать на всех уровнях управления;
Øосуществлять периодические проверки обеспечения соответствия всех областей деятельности установленным политикам и процедурам;
Øобеспечивать встроенность мероприятий контроля в ежедневные операции;
Øобеспечивать разделение обязанностей и отсутствие конфликтов интересов при выполнении персоналом своих обязанностей;
Øобеспечивать адекватность, полноту и достоверность внешних рыночных данных о событиях, которые могут повлиять на принятие решений;
Øобеспечивать адекватность, полноту и достоверность финансовой и управленческой отчетности;
Øобеспечивать соответствие операций действующему законодательству.
IV. Создавать эффективные и безопасные каналы доведения информации:
üвесь персонал предупреждать о существующих политиках и процедурах, касающихся их обязанностей и ответственности;
üобеспечивать адресацию и быстроту доведения необходимой информацией до соответствующего персонала;
üобеспечивать соответствие уровня информационных систем и всех видов деятельности организации;
üобеспечивать безопасность информационных систем, осуществлять их периодическую проверку.
V. Проводить независимый
мониторинг эффективности
üпроводить на ежедневной основе мониторинг наиболее рискованных операций;
üпроводить оценку влияния на операции организации каждого вида риска по отдельности, и всеобъемлющую оценку риска с учетом существующих методов и мер контроля;
üобеспечить проведение эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля независимыми в функциональном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками;
üобеспечить своевременное доведение информации о недостатках внутреннего контроля до управляющих соответствующего уровня и ее правильная адресация;
üобеспечить доведение до менеджмента и Совета директоров информации о существенных недостатках внутреннего контроля и оценка ее эффективности.
Таким образом, при определении
эффективности и адекватности системы
внутреннего контроля должны в первую
очередь учитываться не конкретные
формы, методы и технологии контроля,
не количество людей, занятых контролем,
количество проведенных ими проверок
или выявленных ошибок, а действия
(или бездействие) менеджмента и
владельцев предприятия, направленные
на встраивание внутреннего
Заключение
Банк - основная структурная
единица сферы денежного
Результат работы банка - это экономическая выгода, получаемая как им самим, так и его клиентами.
Основным предназначением учета является обеспечение всех заинтересованных сторон информацией об операциях и финансовом состоянии банка. При этом информация должна быть легко доступна, понятна, непротиворечива, не допускать различных толкований. Данная информация используется в процессе непосредственного управления банком, проведения операций, а также для целей анализа и контроля.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью операций и сохранностью средств.